Пятилетняя Надежда почти не помнит отца. Во время марша непокоренных она несла его портрет, чтобы еще раз напомнить всем — он отдал жизнь за Украину.
Андрей Витвицкий, родом из Ивано-Франковска, был общественным активистом. Сразу после избиения студентов в 2013 году приехал на Майдан. Во время противостояний встретил свою любовь — киевлянку Александру Гончарук. «Мы познакомились на мой день рождения в январе 2014 году на Майдане, — вспоминает Александра. — Он был в «Правом секторе», очень быстро стал командиром отряда, который назывался «Боевка быстрого реагирования Черепахи». Принимал участие во всех жестоких противостояниях. После Майдана проходил боевое обучение в «Десне», а после этого пошел добровольцем на фронт в составе 5-го отдельного батальона ДУК ПС. Воевал на востоке Украины с 2014 года. Я привозила им волонтерскую помощь, ездила в те места, где они базировались, даже на восьмом месяце беременности».
Андрей участвовал в защите Песок, Авдеевки. Погиб вечером 16 января 2018 года в промзоне г. Авдеевка вследствие миноментного обстрела. «В тот день, когда он погиб, я была на работе, я работала в институте социологии НАН. Меня подозвал руководитель и спокойным голосом говорит: «Что будем делать? Отец Надежды погиб». Тогда нашей дочке было 2,5 года. Она не понимала, что происходит. Она виделась с отцом очень редко, когда он приезжал на ротации. Поэтому даже во время похорон дочь разбавляла тяжелую атмосферу, ведь хотела играться, привлекала постоянно к себе внимание. Сейчас, когда она выросла, знает, что ее папа защитник, он защищал Украину... Я не знаю, можно ли смириться с утратой, но Надежда спокойно может сказать: «Мой папа умер!». У меня не стоит вопрос, объяснять, почему у других детей есть папа, а у нее нет. Единственное, что государство не хочет признать моего мужа официально погибшим в АТО», — добавляет Александра.
Пресс-центр штаба АТО в отчете за 16 января промолчал, что герой погиб во время АТО. Сейчас женщина пытается доказать это всеми силами. Она собрала побратимов, нотариально их заверила. Три года обивает пороги разных кабинетов и государственных учреждений. «Есть постановление, где сказано, что добровольцы приравниваются к военнослужащим и необходим перечень документов, которые нужно отнести в отдел социального обеспечения, тогда должны предоставить статус члена семьи погибшего тем, кто имеет на него право. Потому что самый главный документ — выписка из приказа, что бойца привлекли к АТО. Эта справка подается в антитеррористический центр СБУ. Они дают подтверждение, с этим пакетом документов можно идти в отдел социальной защиты. Я общественный активист много лет, за три года встретилась с кучей людей. Однако никто сейчас не может повлиять на командира. Потому что командир несет юридическую ответственность за действия, которые происходят в их секторе, если доброволец, человек без статуса, там погибает, они несут за это ответственность. Однако, по моему мнению, нужна политическая воля, чтобы решить этот вопрос. Мой муж так легко отдал жизнь за Украину, почему я должна это доказывать? Я понимаю, что семьям погибших сразу выплачивается компенсация и ты эти имеешь эти права на квартиру... Некоторые думают, что это очень меркантильно и я хочу денег. Я не хочу денег, я хочу, чтобы мой муж был признан героем Украины».