Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Благотворители, управленцы и борцы за веру

Историк Олеся Жданович — о достижениях греков на территории Украины
29 сентября, 2020 - 12:34

Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 года, в Украине насчитывается 91,5 тысячи представителей греческого национального меньшинства. В то же время сами греческие объединения, по данным исследования Национального института стратегических исследований, отмечают, что на самом деле их количество больше: от 150 тыс. до почти 200 тыс. человек. В отчете также говорится, что Украина занимает восьмое место в мире по количеству этнических греков, которые постоянно проживают на ее территории и являются ее гражданами.

А что украинцы знают об этом национальном меньшинстве? В частности, почему дом-усадьба Ипсиланти в Киеве и его памятник в Киево-Печерской лавре, монастырь святой Екатерины являются важными объектами материального культурного наследия греческого национального сообщества в Украине? Как греки поддерживали украинцев? И сколькими памятниками мы обязаны их меценатству? Ответы на эти вопросы может дать наша общая история. Недавно на странице в Фейсбук «Публичные библиотеки Соломенки» кандидат исторических наук Олеся Жданович провела лекцию «Откуда греки в Украине?».

ЭЛЛИНСКАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНСКОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

В VII в. до н.э. в Греции произошел демографический взрыв, и население небольшими группами начинает выезжать за пределы своих полисов в поиске лучшей доли. « В 647 г. до н.э. греки из города-полиса Милет переплывают Черное море и приезжают на территорию современной Украины. На острове Березань (Николаевская область) они основывают первую древнегреческую колонию, которую назвали Борисфенида. И после этого греки все больше заселяют территорию Крыма: возникают такие известные города-государства, как Феодосия, Фанагория, Херсонес. На территории города Белгород-Днестровский (Одесская область), там, где крепость Аккерман, рядом есть место, где проводят раскопки города Тира, это тоже древнегреческий колония. На Керченском полуострове возникает Пантикапей, — рассказывает Олеся Жданович. — Еще один крупный полис был на территории нынешней Николаевской области — Ольвия. Там сейчас расположен Национальный историко-археологический заповедник и до сих пор проводятся раскопки. В Ольвию приезжает много людей со всего мира — и археологов, и волонтеров, там находят все новые и новые артефакты. Поехав туда, можно посмотреть, как жили греки, какой была структура полисов (верхняя часть города, нижняя часть города — где жили ремесленники, торговцы)».

Основным взаимодействием с местным населением была торговля. Местные продавали древесину, мех, ремесленные изделия. Вместо этого покупали оливковое масло, оливки, украшения, которые изготавливали на территории Греции, вино, специи, различные ремесленные изделия как из этих полисов, так и с территории Греции. Относительно вина Олеся Жданович привела интересную деталь: оказывается, сами греки всегда пили разбавленное водой вино. Питье же неразбавленного вина считалось показателем варварства (напомним, что варварами сначала называли тех, кто не говорил по-гречески). Подтверждением этой торговли, например, является находка близ села Песчаное (Черкасская область), в пойме р.Супой (левого притока Днепра), в 1960—1961 гг. Тогда были найдены остатки лодки, остатки скелета человека и 15 античных бронзовых сосудов, украшенных рельефным орнаментом . А датируется этот уникальный комплекс кон. VI — нач. V в. до н.э. (Эта история запечатлена и в поэзии — например, поэме-балладе «Скіфська Одіссея» легендарной Лины Костенко).

Кроме эллинской культуры, прибывшей на наши земли вместе с греками, на примере греческих полисов можно было наблюдать и за разными типами политической системы. Например, Ольвия была демократической, Тира — аристократической республикой; а в 480 г. до н. э. на Керченском и Таманском полуостровах под влиянием монархических традиций из Персии формируется монархическое государство — Боспорское царство, центром которой стал Пантикапей (современная Керчь).

Расположение на пересечении торговых путей было значительным преимуществом и способствовало расцвету греческих полисов, впрочем, в истории пришло время, когда это расположение стало предпосылкой для упадка — началось Великое переселение народов, и после нашествия гуннов древнегреческие колонии пришли в упадок (кроме Херсонеса и Боспорского царства). Впрочем, не следует забывать, что это взаимодействие продолжилась у нас в другом измерении: греческий язык и культура веками занимали важное место в нашем образовании так же, как и заимствованные из античности семь свободных искусств.

МЕЦЕНАТЫ И КАЗАЦКИЕ СТАРШИНЫ

В следующей части своей лекции Олеся Жданович рассказала о греках во Львове. Выгодное расположение Галицко-Волынского княжества издавна привлекало к себе. Сюда активно переселяются купцы, в том числе и греки из острова Крит, Хиос и Родос. По словам Олеси Жданович, греки хорошо уживаются с местной общиной, наверное, этому способствовало и то, что они были православные христиане: «Тогда, когда украинские земли входят в состав Речи Посполитой и там хотят насадить католицизм, именно греки помогают украинцам бороться за свою веру. В первой половине XVI в. они помогают создать на территории города Львовское братство (Свято-Успенское ставропигийское братство) при храме Успения Пресвятой Богородицы. При братстве строят школу, и именно греки по происхождению, например, Константин Корнякт, становятся меценатами, вкладывают средства в развитие школ, чтобы как можно больше детей из простых семей было охвачено наукой, образованием. Также в конце XVI в. открывают типографию, издают книги, в частности учебники». Активным участником Львовского братства был и Христофор Мазараки.

Этими именами список известных греков-меценатов не ограничивается. Особенно он пополнился тогда, когда Богдан Хмельницкий и его преемники предоставляли привилегии грекам — избавляли от пошлин, помогали с жильем. А те благодарили меценатством. К тому же, отмечает Олеся Жданович, «в армии Хмельницкого многие греки становились казацкими старшинами. Капнисты, Тернавиоты, Левицкие, Томары, Мануйловичи и другие — это греческие фамилии».

ДРУГ АЛЕКСАНДРА ДЮМА И УЧАСТНИК НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ

В Киеве же греки были сосредоточены в основном на Подоле, именно там многие из них имели свои торговые дворы и там располагался главный рынок. «Греки Киева также занимались различными промыслами, ремеслами — скорняжным, швейным, изготавливали мыло. Кстати, в 1700 г. в Киеве по приказу Петра I посадили тутовые сады, чтобы разводить шелкопряда для изготовления шелка. И этим занимаются именно греки.  В 1724 г. двое греков-братьев открывают в Киеве два завода по производству шелка. А в 1725 г. был создан казенный шелковый завод, который  в 1787-м передают еще одному выдающемуся греку — Василию Капнисту», — поделилась Олеся Жданович. В 1738 году на Подоле греческая община строит церковь святой Екатерины (Греческий монастырь), подчиненную Синайской епархии (ныне, к сожалению, уцелевшие здания бывшего Греческого монастыря переданы управлению Нацбанка в Киеве и Киевской области). Греков приглашают преподавать в учебных заведениях, например Киево-Могилянской академии.

Как отмечает исследовательница, с Киевом связано также несколько известных греческих семей, в частности, Константина Ипсиланти.  В 1807 г. он прибыл в Киев, убегая от преследований турок (был одним из активных участников национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого порабощения). Олеся Жданович рассказала, что семья Ипсиланти пользовалась огромным авторитетом в Киеве, он вложил много своих средств в город. В Киеве сохранился дом, где он жил — улица Ивана Мазепы, 6а (недалеко от станции метро «Арсенальная»). Здесь он принимал известных гостей — например, декабристов и... Александра Дюма. По словам историка, отдельные эпизоды из жизни Константина Ипсиланти писатель использовал в романе «Граф Монте-Кристо». Греками были и два известных киевских губернатора — Иван Фундуклей и Михаил Катакази.

Конечно, греки связаны со многими другими украинскими городами — Нежин, Одесса, Николаевом, Харьковом и др. И конечно, как объясняет Олеся Жданович, всюду их деятельность связана преимущественно с торговлей.

Сейчас греки тоже живут во многих городах, а значительная их часть, по словам Посла Греции в Украине Георгиоса Пукамиссаса, проживает в районе Мариуполя (почти 100 тыс. греков). Часть сел находится на оккупированной территории, часть оказалась в «серой зоне» (мало известно и о судьбе греков в оккупированном Крыму). И это не единственные вызовы, которые встали перед греческой общиной. Остается только надеяться, что благодаря таким лекциям и другим мерам греки Украины станут более «видимыми» в украинском общественном и информационном пространстве.

Мария ЧАДЮК, «День
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ