«Запомните, друзья мои: нет ни дурных трав, ни дурных людей. Есть только дурные садоводы или наставники».
Этот фрагмент из «Отверженных» Гюго — эпилог к одноименному французскому фильму (режиссер — Ладж Ли), украинская премьера которого состоялась онлайн на ныне продолжающемся Одесском кинофестивале.
Собственно, цитата, название и место действия — небогатое предместье Монфермей, где написаны «Отверженные» — все, что связывает роман с фильмом.
В последнем показаны два рабочих дня специального подразделения полиции, патрулирующего очень непростую местность. Ли ничего не выдумал — Монфермей стал эпицентром опустошительных беспорядков в 2005, которые и дали режиссеру идею фильма.
Копов трое: только что прибывший капрал Стефан и циничные ветераны Крис (Алексис Маненти) и Гвади (Джебрил Зонга), которые укрощают территорию, не слишком учитывая законность процедур и права граждан.
Но к хаосу приводит чистый анекдот. Подросток с библейским именем Исса, несчастный ребенок из несчастной семьи, регулярно крадет животных. Недавно стащил мешок живых кур. Как только выпустили из участка — украл целого львенка из цирка. Цирковая труппа — крутые ребята, готовы разнести полрайона, если им не вернут животное. Патруль переворачивает Монфермей вверх ногами, не сдерживаясь в методах. Исса ранен, распространение видеосъемки момента ранения удалось пресечь, львенок нашелся. Обманчивая развязка.
Потому что гнев отверженных никуда не девается. И наступает момент, когда для стаи озверевшей молодежи все старшие авторитеты превращаются во врагов, ничего, кроме «Молотова» в морду, не заслуживающих.
Ладж Ли явно вдохновлялся не только романом Гюго, но и фильмом Матье Кассовица «Ненависть» (1995). Там тоже сюжет разворачивается в мятежном гетто на границе Париже, воюют полиция и молодежь, а в финале противостоят, готовые убить друг друга, полицейский и юноша-араб, и мы не узнаем, чем закончилась эта дуэль; это на самом деле и не так важно.
Впрочем, у Кассовица раздается один выстрел за кадром, усиливая неопределенность до предела. У Ли итог подводит Гюго.
«Отверженные» — социально и художественно точный фильм, с яркими типажами даже в третьестепенных ролях, с динамичным — до пересыхания в горле — сюжетом.
А еще было бы глупостью считать, что это чисто французский сюжет.
Потому что когда я читаю новости о том, как футбольные фанаты после матча выпотрошили валютный киоск, или как подростки на окраине разгромили супермаркет даже не ради грабежа, а просто так, когда вижу малолеток, натравленных взрослыми мерзавцами на ЛГБТ-прайд или на Женский марш 8 марта, то понимаю, что ответственность этих недорослей только частичная.
Садоводы были плохи. И вымахали вместо цветов сорняки. Или еще худшая флора, ядовитая. Пропитанная ненавистью.