Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политика verstehen Putin nicht

Похоже, в Москве началась тихая истерика в связи с постоянным прилетом «черных лебедей»
30 сентября, 2020 - 19:27
29 СЕНТЯБРЯ 2020 НАХОДЯСЬ С ВИЗИТОМ В ЛИТВЕ, ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ ЭММАНУЭЛЬ МАКРОНА ВСТРЕТИЛСЯ С ЛИДЕРОМ БЕЛОРУССКОЙ ОППОЗИЦИИ СВЕТЛАНОЙ ТИХАНОВСКОЙ / ФОТО РЕЙТЕР

На белорусском направлении внешние поражения связаны с постоянным увеличением международного влияния и поддержки ведущими странами мира лидеров оппозиции режиму Лукашенко.

Президент Франции Эммануэль Макрон встретился в Вильнюсе со Светланой Тихановской, хотя такая встреча первоначально в ходе его визита в Литву не планировалась или о ней сознательно не сообщали до последней минуты. Второй вариант еще более опасный для Москвы.

Следующая встреча у Тихановской должна произойти с германским канцлером Ангелой Меркель. И это после так называемого частного визита в клинику Charite, где бундесканцлерин проведала Алексея Навального. Все игры в скрытность и внезапность, как говорит английская пословица, it doesn’t hold water — не держат воду, то есть, шиты белыми нитками. Наоборот, это демонстрация того, что две ведущие западные державы занимают все более враждебную позицию по отношению к России и к Путину персонально.

Дело не только и не столько в отравлении Навального и брутальных действий Кремля в Беларуси. В не такие далекие времена Запад прощал Москве подобные фокусы. Вспомним довольно сдержанные и в чем-то вялые реакции на отравление Литвиненко, Скрипалей и подобные операции российских спецслужб. Теперь же наступили другие времена.

Начнем с серьезного поворота в оборонной политике США на европейском направлении. Американская, британская и авиация других стран НАТО постоянно патрулирует российские границы от Арктики до Черного моря.

В Москве просто бьются в падучей в связи с постоянными полетами американских и других натовских самолетов по территории Украины вблизи ее границ с оккупированным Крымом и над Донбассом. При этом решаются не только вопросы отработки взаимодействия авиации разных стран по выполнению конкретных боевых задач, но и серьезные политические проблемы.

Российская политика агрессии и шантажа ядерными ударами была основана на нежелании Европы конфликтовать с Москвой, что выразилось в формировании взаимодействия с Кремлем по формуле — verstehen Putin  — понимать Путина. В более широком смысле она началась еще при президенте де Голле с его концепции Европы от Атлантики до Урала. Она была продолжена в Германии, начиная с канцлера Вилли Брандта, и особенно расширилась после объединения страны. При Путине она получила дальнейшее развитие на основе значительных экономических интересов немецкого бизнеса в России и экспансии «Газпрома» на европейский и немецкий энергетический рынок.

Эту политику не смогли поколебать агрессия России против Грузии, потом оккупация Крыма и война на Донбассе. И вот теперь мы становимся свидетелями резкого поворота европейской и весьма вероятно в ближайшем будущем американской политики по отношению России.

Знаменательно, что поводом для такого публичного поворота стала попытка отравления Навального. В Москве до сих пор не могут взять в толк, что вообще так взволновало европейских, в первую очередь германского и французского лидеров в заурядном по кремлевским представлениям деле. Всегда до этого Европа придерживалась тактики highly likely, что на дипломатическом языке означает с высокой степенью вероятности. Так говорили о предыдущих отравлениях. Другими словами, мы все понимаем, но не хотим доводить дело до точки кипения в надежде, что больше не повторится.

В Москве воспринимали такую политику как признак слабости и продолжали вести себя со все возрастающей наглостью. И дело даже не в конкретных отравлениях, хотя здесь все признаки применения запрещенного химического оружия, а в том, что в Европе в какой-то момент стали осознавать всю опасность, исходящую от агрессивной России.

Особенно знаменателен полный поворот французского внешнеполитического корабля. Президент Эммануэль Макрон видел себя в роли продолжателя дела де Голля в налаживании и развитии отношений с Россией. Ничего необычного. Пророссийский курс французской политики имеет давнюю историю, как и постоянное антиамериканское фрондерство.

Этого же надо так постараться, чтобы буквально вывести главу Франции из себя в телефонном разговоре с начальником государства российского.

Как результат публикация в авторитетной газете Le Mond пересказа содержания разговора двух лидеров, из которого явно вытекает хамский тон Путина. Последнему таким образом дали понять, что его выходки терпеть не будут и соответствующие ответы последуют. Встреча с Тихановской один из них, другие будут в ближайшее время.

Продолжением стала очень резкая по форме и содержанию речь Макрона на сессии Генеральной ассамблеи ООН. Он недвусмысленно заявил, что Франция не потерпит нахождение химического оружия в Европе или России. «Мы не будем мириться с тем, чтобы применялось химическое оружие в Европе, России, Сирии. Во имя коллективной безопасности я вновь обращаюсь к России и хотел бы подчеркнуть, что необходимо полностью пролить свет на попытку убийства политического оппозиционера с применением нервно-паралитического вещества «Новичок».

Затем в интервью газете Le Journal du Dimanche Макрон четко заявил, что в Беларуси «Это кризис власти, авторитарной власти, которая не может принять логику демократии и пытается удержаться при помощи силы. Очевидно, что Лукашенко должен уйти». Из этого следует новая линия противостояния с Россией, которая на данном этапе буквально спасает Александра Лукашенко от восставшего народа.

Похоже, в Москве не до конца понимают, в какую международную ситуацию попали. Путинское окружение и он сам в очередной раз стали жертвой своего представления, что деньги решают все, а разговоры о правах человека и демократии не более чем информационная завеса.

В московских властных коридорах были уверены и до сих пор пребывают в таком состоянии, что, в конце концов, немецкий и французский бизнес заставит свои правительства пойти на уступки. Пацифистская Европа не станет воевать и согласится рано или поздно на российские условия. Отсюда полное пренебрежение европейскими протестами и ожидание, что холодная зима сделает Брюссель и другие столицы более сговорчивыми.

На чем основаны такие представления непонятно. Даже холодная зима не означает, что Европа замерзнет. Хранилища газа заполнены под завязку и поток сжиженного топлива никак не ослабевает. Более того, «Газпром» готовится к увеличению спроса и арендует мощности по прокачке газа через Украину. Что же заставит европейцев менять свою новую позицию. Просто в Москве уговаривают себя и не более того. Вообще, все хорошо прекрасная маркиза, но есть, как говорится, проблемы.

На самом деле в Кремле не уловили момент значительного изменения, в частности, немецкой внутренней и внешней политики. Наглое московское вмешательство в политические процессы в Германии, политические убийства в центре Берлина, осуществленные российскими спецслужбами, фейковые сюжеты на федеральных телеканалах, вызвали в Берлине не просто разочарование, а понимание необходимости какого-то противодействия такому московскому поведению. 

Есть еще одно обстоятельство. В Германии заканчивается не просто эпоха Меркель, а вообще происходит переформатирование политической конфигурации.

Кто возглавит крупнейшую партию ХДС\ХСС на следующих парламентских выборах. Вопрос очень непростой. В партии есть разные течения, и они во многом определят, какой будет будущая коалиция.

Судя по всему, звезда социал-демократов если не закатилась, то значительно померкла. Ближайшим партнером для ХДС могут оказаться зеленые и при некоторых условиях свободные демократы. Образовать черно-зеленую коалицию будет очень сложно с учетом левоцентристских представлений зеленых по очень многим вопросам. От экологии до внешнеполитических. Последнее особенно важно, так как в этом случае им отойдет пост министра иностранных дел.

Зеленые давно являются противниками Путина, начиная от энергетики до политики безопасности. Они же давние приверженцы поддержки Украины, в том числе в военной сфере. Они критиковали отказ Берлина поставлять Киеву оружие, как элемент политики verstehen Putin.

Сейчас в полной мере трудно предсказать результаты выборов в бундестаг в будущем году. Однако уже сейчас ясно, что немецкие политики будут серьезно учитывать возросшую агрессивность российских действий не только в Европе, но и других регионах, в том числе на Ближнем Востоке.

Начавшаяся война за Нагорный Карабах принесла Кремлю дополнительные проблемы, причем там, где он меньше всего ожидал.

Откровенно стать на сторону Армении и начать ее поддерживать в военно-технической сфере, значит окончательно оттолкнуть Азербайджан и полностью отдать его в сферу Турции. Хотя Грузия и заявила о своем нейтралитете, но он точно будет недружественным по отношению к России. Отсюда логистические трудности в возможном снабжении Армении.

Окончательное выпадение Азербайджана и закрепление Турции на Южном Кавказе будет означать полное фиаско российской политики не только в этом стратегически важном регионе. Эхо пойдет по Центральной Азии, по российскому Северному Кавказу и вполне возможно по тюркским республикам Поволжья. 

Все это результат тектонических сдвигов в позиции Запада в расширительном понимании с включением сюда Японии, Южной Кореи, Австралии и даже Индии.

При этом трудно ожидать каких-то серьезных перемен в Москве. Однако уже сейчас даже до американских выборов в ноябре можно констатировать, что началась полоса принципиально новой политики Европы. В основе ее будет новая формула -verstehen Putin  nicht — не понимать Путина. И не просто на словах, а и делами.

Москва сама начала раунд противостояния с Западом. Ей и расхлебывать последствия.       

 

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ