Художник — незаурядная личность, которую уважают знатоки искусства и коллеги по профессии за профессионализм и нравственные принципы. В течение авантюрных 1990-х Николай Олегович, в ситуации внезапного захвата государственных учреждений и владения творческих союзов, не дал уничтожить сообщество художников во Львове, сохранил ее имущество. Нравственная высота личности Н. Шимчука отражается в его произведениях.
В постпостмодернистской ситуации львовской художественной школы, как и украинского искусства в целом, живопись Николая Шимчука возникла и развилась в диалоге с европейским наследием. Общение живописца с традицией всегда остается культурным собеседованием с классикой. По признанию художника, мнимые «cобеседования» с теми, кто был до нас, пьянящие прекрасное осознание, что это ремесло открывает невидимые щели метафизического проникновения в мир художников, которые страдали, любили и творили, возвышаясь и падая на протяжении веков. Выбрав для себя когда-то тернистый путь художественной труда, Шимчук стремится «щоб і ті, хто були до нас, могли довисловити несказане ними через нього, художника XXI століття». Николай Олегович сознательно и программно удерживает на кончике собственной кисти нерв истории искусства. В этом проявлена личность индивидуального мировоззрения, отличающегося от эгоцентрического разрыва с любой системой ценностей, присущей так называемому актуальному искусству.
С соблюдением преемственности традиции с осознания себя как частицы большой цепи европейского культурного наследия сформировались морально-этические и даже формальные приоритеты Николая Шимчука. Органическими в его творчестве стали библейские сюжеты, тема жизни человека на земле и вечный образ женщины как прародительницы самой жизни. Два крыла Шимчуковых озарений в искусстве — классическое искусство и реальные наблюдения бытия. «Натура — мой объект интересов, источник наблюдений, подъемов.., — говорит художник. — Натура аккумулирует огромную энергию, дает силы, — она индикатор и гарант неслучайности».
«ВСТРЕЧА»
Образ женщины, непрерывное его моделирование в различных вариациях и живописных циклах — отдельная и, вероятно, самая яркая страница в массиве авторской наработки. В дуальности «Мир и Она», «Она и мир» Шимчук преподносит женщину на пьедестал как идею. «Мир» пишется с маленькой буквы, а «Она» с большой, потому что по убеждению автора: «Тело ее — временный тайник души Божьей». В то же время женские образы часто откровенно эротические. Но фрейдистское начало непосредственно трансформируется в духовно-идеалистическое. Художник заодно «представляет богоявленость женщины и ее чувственную привлекательность, воспроизводит экзальтированные знаки наслаждения». В образах женщин Шимчука пылает огонь авторского экстаза, но глубоко скрыт в каркас конструктивной изобретательности маэстро. Внутреннее эротическое напряжение образов автор считает «большой тайной интима».
Пейзажные сюиты Шимчука — воплощение его разакцентированности между селом и городом. Если образ города в композициях автора выполнен почти в графической манере (жесткая конкретика форм), то сельские ландшафты, к изображениям которых постоянно возвращается Шимчук, свидетельствуют о пронзительном, щемящем лиризме по «родине детства». Здесь, по впечатлениям художника, «каждый (по горизонтали и вертикали) клочок земли и воздуха впитывал мои следы, слезы, смех, фантазии, мечты и надежды». Ритмика деревьев, стволы с ветками, которые тянутся ветвями, словно руками к небу, — это отдельная тема в пейзажах мастера.
«УТРО»
Николай Олегович уделяет много внимания композиции. Дисциплину рационального мышления, мужскую логику автор совмещает с колористическим, приветственным восторгом от природы. Художественная чувственность художника отразилась в декоративной силе колоризма. «Люблю детали в композиции». В этих словах живописца сформулирована его «философия формы». Каждая работа мастера — от сложных тематических композиций до скромного натюрморта — является воплощением изобретательности, культуры в моделировании обнаженных тел, пространства.
Не каждому художнику по силам передать всеохватность жизнь во всех ее ипостасях. Казалось бы, для Николая Шимчука художественное творчество — чисто эстетическая категория. Он не считает возможным сочетать политические и социальные проблемы с художественным мышлением. Впрочем, общественный пафос и жизненный опыт Шимчука нашли нишу, чтобы выразить сакраментальные мысли. Древние сюжеты, которые представлены в композициях как трагический маскарад, накладываются на личный опыт художника. Разве кто-то прошел свой жизненный путь непреданным?
Убеждена, художественный Киев и широкая зрительская аудитория с благодарностью и восхищением откроют для себя мудрый мир Николая Шимчука.