Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Глубокий и неординарный философ

6 октября в галерее «АВС-арт» открывается выставка живописи известного львовского художника Николая Шимчука
1 октября, 2020 - 18:18
«ОЖИДАНИЕ»

Художник — незаурядная личность, которую уважают знатоки искусства и коллеги по профессии за профессионализм и нравственные принципы.  В течение авантюрных 1990-х Николай Олегович, в ситуации внезапного захвата государственных учреждений и владения творческих союзов, не дал уничтожить сообщество художников во Львове, сохранил ее имущество.  Нравственная высота личности Н. Шимчука отражается в его произведениях.

В постпостмодернистской ситуации львовской художественной школы, как и украинского искусства в целом, живопись Николая Шимчука возникла и развилась в диалоге с европейским наследием.  Общение живописца с традицией всегда остается культурным собеседованием с классикой.  По признанию художника, мнимые «cобеседования» с теми, кто был до нас, пьянящие прекрасное осознание, что это ремесло открывает невидимые щели метафизического проникновения в мир художников, которые страдали, любили и творили, возвышаясь и падая на протяжении веков.  Выбрав для себя когда-то тернистый путь художественной труда, Шимчук стремится «щоб і ті, хто були до нас, могли довисловити несказане ними через нього, художника XXI століття». Николай Олегович сознательно и программно удерживает на кончике собственной кисти нерв истории искусства.  В этом проявлена личность индивидуального мировоззрения, отличающегося от эгоцентрического разрыва с любой системой ценностей, присущей так называемому актуальному искусству.

С соблюдением преемственности традиции с осознания себя как частицы большой цепи европейского культурного наследия сформировались морально-этические и даже формальные приоритеты Николая Шимчука.  Органическими в его творчестве стали библейские сюжеты, тема жизни человека на земле и вечный образ женщины как прародительницы самой жизни.  Два крыла Шимчуковых озарений в искусстве — классическое искусство и реальные наблюдения бытия.  «Натура — мой объект интересов, источник наблюдений, подъемов.., — говорит художник.  — Натура аккумулирует огромную энергию, дает силы, — она индикатор и гарант неслучайности».

«ВСТРЕЧА»

 

Образ женщины, непрерывное его моделирование в различных вариациях и живописных циклах — отдельная и, вероятно, самая яркая страница в массиве авторской наработки.  В дуальности «Мир и Она», «Она и мир» Шимчук преподносит женщину на пьедестал как идею.  «Мир» пишется с маленькой буквы, а «Она» с большой, потому что по убеждению автора: «Тело ее — временный тайник души Божьей».  В то же время женские образы часто откровенно эротические.  Но фрейдистское начало непосредственно трансформируется в духовно-идеалистическое.  Художник заодно «представляет богоявленость женщины и ее чувственную привлекательность, воспроизводит экзальтированные знаки наслаждения».  В образах женщин Шимчука пылает огонь авторского экстаза, но глубоко скрыт в каркас конструктивной изобретательности маэстро.  Внутреннее эротическое напряжение образов автор считает «большой тайной интима».

Пейзажные сюиты Шимчука — воплощение его разакцентированности между селом и городом.  Если образ города в композициях автора выполнен почти в графической манере (жесткая конкретика форм), то сельские ландшафты, к изображениям которых постоянно возвращается Шимчук, свидетельствуют о пронзительном, щемящем лиризме по «родине детства».  Здесь, по впечатлениям художника, «каждый (по горизонтали и вертикали) клочок земли и воздуха впитывал мои следы, слезы, смех, фантазии, мечты и надежды».  Ритмика деревьев, стволы с ветками, которые тянутся ветвями, словно руками к небу, — это отдельная тема в пейзажах мастера.

«УТРО»

 

Николай Олегович уделяет много внимания композиции.  Дисциплину рационального мышления, мужскую логику автор совмещает с колористическим, приветственным восторгом от природы.  Художественная чувственность художника отразилась в декоративной силе колоризма.  «Люблю детали в композиции».  В этих словах живописца сформулирована его «философия формы».  Каждая работа мастера — от сложных тематических композиций до скромного натюрморта — является воплощением изобретательности, культуры в моделировании обнаженных тел, пространства.

Не каждому художнику по силам передать всеохватность жизнь во всех ее ипостасях.  Казалось бы, для Николая Шимчука художественное творчество — чисто эстетическая категория.  Он не считает возможным сочетать политические и социальные проблемы с художественным мышлением.  Впрочем, общественный пафос и жизненный опыт Шимчука нашли нишу, чтобы выразить сакраментальные мысли.  Древние сюжеты, которые представлены в композициях как трагический маскарад, накладываются на личный опыт художника.  Разве кто-то прошел свой жизненный путь непреданным?

Убеждена, художественный Киев и широкая зрительская аудитория с благодарностью и восхищением откроют для себя мудрый мир Николая Шимчука.

Ольга ПЕТРОВА, художница, доктор философских наук, профессор. Фото из личного архива Николая Шимчука
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ