Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как приблизить деоккупацию?

Украина инициирует создание «Крымской платформы»: что она должна предусмотреть, кому предлагают приобщиться и заставит ли это Россию убраться с полуострова
13 октября, 2020 - 18:01
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украинская власть активизировалась на крымском дипломатическом направлении. Высокопоставленные лица разного ранга все чаще заявляют о необходимости создания отдельной платформы для обсуждения вопроса защиты прав человека на оккупированном Россией полуострове, а в перспективе и возврата украинской территории.

Буквально на днях первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова выступила в рамках международной онлайн-конференции «Форум-2000» (г.Прага, Чехия) под названием «Оккупированный полуостров: шесть лет после незаконной аннексии Крыма», во время которой привлекла внимание к ухудшению гуманитарной ситуации в оккупированном Крыму, характеризующимуся усилением притеснений всех «несогласных», «колонизации» полуострова со стороны российских оккупантов путем принудительного изменения демографической ситуации, а также превращению Крыма в мощную военную базу.

Джапарова напомнила, что 23 сентября этого года Президент Украины Владимир Зеленский в своем выступлении на семьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН официально анонсировал создание «Крымской платформы» и призвал государства -члены ООН присоединиться к ней. «Платформа задумана как специальный многосторонний координационный механизм, который будет заниматься всем спектром Крымской проблематики», — заявила Эмине Джапарова (говорится на сайте МИД Украины).

Она также подчеркнула, что платформа должна покрывать несколько измерений: высокий политический уровень (лидеры стран), уровень министров иностранных дел и министров обороны, а также экспертный уровень. «Крымская платформа — это экосистема мероприятий, которая систематизирует то, что уже сделано, и инициирует дополнительные инструменты для возвращения Крыма.

 В рамках ее работы мы планируем провести Крымский саммит. Ключевая задача — синергия усилий Украины и международного сообщества с целью приближения дня деоккупации полуострова».

Сейчас Украина активно работает по привлечению международных партнеров к участию в «Крымской платформе». О каких странах идет речь? Сейчас из публичных заявлений представителей МИД Украины известно, что соответствующие предложения Киевом уже сделаны для США, Великобритании, Германии, Турции, Польши и даже Словакии. Там пока думают, ведь у каждой страны есть свои внутриполитические вопросы (например, выборы президента в США), а также партнеры должны понимать — какую концепцию предлагает Украина и насколько каждая из этих стран сможет влиять и оказывать давление(отдельно или коллективно) на Москву.

Известно, что концепция международной платформы диалога по Крыму уже передана Владимиру Зеленскому. Об этом в Twitter ранее писала Эмине Джапарова: «МИД разработал стратегию деоккупации Крыма. Создание международной платформы диалога по Крыму, которую мы инициировали, и концепцию, которую передали Президенту Украины, должна вывести вопрос Крыма на высший международный повестки дня».

Тем временем, в Москве продолжают делать вид, что проблемы Крыма не существует и этот вопрос закрыт. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя заявление Президента Украины относительно мирного соглашения с Россией, которая вернет оккупированные Россией Донбасс и Крым, сказал, что «проблемы Крыма не существует и не может существовать в рамках отношений России с какими-то странами», а приоритетным является решение вопроса Донбасса.

На что министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба ответил: «Я могу совершенно четко заявить, что вопрос Крыма « закрыт» исключительно в сознании жителей Кремля. Для остального мира, и для самих россиян, которые не обременены пропагандистскими штампами, вопрос Крыма остается открытым, пока он не вернется в состав Украины, то есть до статуса, который у него был в феврале 2014 года». Министр добавил, что все преступления и нарушения, которые совершает российская оккупационная администрация в Крыму, должным образом документируются и «наступит время, когда Россия понесет за них ответственность».

Насколько реально возвращение полуострова в состав Украины и наказание России за ее преступления — через создание «крымской платформы»? С кем? Будет ли данная инициатива Украины эффективной?

«КРЫМСКИЙ ПЛАТФОРМА» ДОЛЖНА РАБОТАТЬ, ПРИМЕРНО КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

Андрей КЛИМЕНКО, крымский эксперт и журналист, главный редактор портала BlackSeaNews:

— «Крымская Платформа», несомненно, очень нужна. Создание ее реальное, и никаких проблем здесь возникнуть не должно. Однако очень важна ее модель функционирования: она не должна быть просто форумом, который собирается один раз в год. По нашему мнению, она должна функционировать, примерно как международная организация.

«Крымская Платформа» должна включать в себя несколько важных направлений:

Во-первых, «Политику непризнания аннексии Крымского полуострова» — международные правила, развивающие и конкретизирующие Резолюцию ГА ООН от 27 марта 2014 о непризнании незаконно измененного РФ статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя и воздержание от действий, бездействия или шагов, которые можно было бы истолковать как признание такого измененного статуса.

Во-вторых, координировать международную политику санкций и «Новый Крымский санкционный пакет», потому что за 7 лет оккупации очень многие российские предприятия «засветились» в оккупированном Крыму.

В-третьих, сформировать «Пакет действий по сдерживанию агрессии РФ на Черном море» — превентивные меры в военно-дипломатической сфере.

В-четвертых, рассматривать вопрос нарушения прав человека и другие гуманитарные проблемы (культурные ценности, экология и т.д.).

Очень важен вопрос организационной модели — чтобы процессы не превратились просто в слова, которые раз в год говорят на форуме, после которых ничего не происходит. Сейчас представители «Морской экспертной платформы» в общих чертах видят это следующим образом:

а) проведение ежегодного форума высокого уровня;

б) создание международной исполнительной дирекцией «Крымской Платформы»;

в) создание комитета постоянных представителей государств и международных организаций, которые приняли решение участвовать в «Крымской платформе».

«ЗАДАЧЕЙ УКРАИНСКОГО МИД ДОЛЖНА БЫТЬ ТО, ЧТОБЫ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ПЛАТФОРМЫ БЫЛО МАКСИМАЛЬНЫМ»

Борис БАБИН, постоянный представитель Президента в Крыму (2017—2018 гг.):

— Конечно, создание международных платформ и площадок является важным для вопроса деоккупации Крыма. Сегодня самым большим позитивом этого процесса является даже не столько заявление отечественного МИДа (мы и раньше слышали о создании групп друзей Крыма и т.д.), сколько то, что международные партнеры реагируют положительно и заинтересованы в таком обсуждении. Придет ли это согласие к формализации — будет ли это форум, определенные встречи и какими могут быть последствия, пока говорить рано. Сейчас мы имеем в определенной степени заявления и декларации намерений, но мы должны постоянно вести переговорные процессы для актуализации данной темы.

Задачей украинского МИД должно быть то, чтобы количество участников платформы было максимальным: чем больший вес эти страны будут иметь на международной арене, тем лучше. Стоит ли кого-то не включать? Да, это какие-то непризнанные государственные образования или сателлиты РФ на международной арене, которые не только имеют сложившуюся вопреки международному праву позицию по Крыму, но и, откровенно говоря, не имеют особого влияния.

«НАРЯДУ С «КРЫМСКОЙ ПЛАТФОРМОЙ» НЕОБХОДИМО АКТИВИЗИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ГАРАНТИЙ ПО БУДАПЕШТСКОМУ МЕМОРАНДУМУ»

Андрей СЕНЧЕНКО, общественный и политический деятель:

— Нужно использовать все возможности. Поэтому создание «Крымской платформы» деоккупации — очень важная инициатива, так что неудивительно, что страны, которые к ней присоединились, четкие и последовательные. Это те страны, которые непосредственно ощущают угрозу от РФ и понимают: если не восстановить в полной мере действие международного права, то соблазн постоянно угрожать территориальными захватами будет и в дальнейшем. Такие страны не размениваются на российский газ. Но считать, что подобная платформа — все, что необходимо для освобождения Крыма, будет фантазией. Наряду с «Крымской платформой» необходимо активизировать действия гарантов по Будапештскому меморандуму. Ведь к «Крымской платформе» присоединяются страны, которые готовы нам помогать, а в Будапештском формате есть крупные мощные страны, которые нам обязаны.

Как у крымчанина, у меня сначала было ощущение, что, если оккупация Крыма продлится 2—3 года. — все сцементируется. Однако я ошибался: действия оккупантов настолько невыносимые, что сегодня общественность Крыма понимает — их надежда только на возвращение в Украину. На мой взгляд, сегодня людей, которые проживают на территории Крыма и хотят, чтобы Крым вернулся в Украину, значительно больше, чем на Донбассе, там все замешано на крови. Конечно, сейчас невозможно провести соответствующие исследования, но общаясь ежедневно с разными людьми, и теми, кто бегал с триколорами, и теми, кто твердо стоял на украинских государственных позициях, сегодня, как минимум 70% населения хотели бы возвращения Крыма в состав Украины. Люди устали от оккупации.

Иван КАПСАМУН, Алиса ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ