Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сладости и сладкие обещания...

Выборы как лакмус уровня медиаграмотности и критичности украинцев
5 ноября, 2020 - 19:52
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Местные выборы в Украине отображают значительную роль коммуникационных технологий, которые трансформируются, мимикрируют, влияют на сознание человека разнообразными средствами. Медиа и PR-коммуникации, политтехнологии, по большому счету, побеждают в борьбе за проценты избирателей. Меньшинство переходит в большинство. Маргиналы выходят в публичное пространство, произносят очень простые тезисы, штампованные годами политические обещания, эмоционально и неаргументированно критикуют, искусственно создают образ оппозиционеров и добывают поддержку какой-то части населения. К сожалению.

Рассмотрим несколько тенденций избирательного процесса. Во-первых, появление новых названий партий в бюллетенях везде в Украине, в частности новосозданные партии локальных лидеров или новые политические проекты известных олигархов привлекли внимание избирателя, хотя не везде эта технология сработала. Во-вторых, в списках можно увидеть «случайных» людей. «Мама, — выбегает девушка из кабинки для голосования, — кто все эти люди? Я не знаю, за кого голосовать», — паникует она. По-видимому, впервые пришла на выборы. Я тоже вчитываюсь в списки бюллетеня многомандатного избирательного округа. А там столько случайных людей — от самозваных общественных активистов до мастера маникюра. С другой стороны, из «случайными»  легче «договориться» на любом уровне.

Мариупольцы обсуждают данные экзит-полов и результаты выборов, которые были обнародованы 30 октября. На должность мэра избран действующий глава города Вадим Бойченко (64,57%), что было прогнозируемо. В горсовет прошли такие партии: «Блок Вадима Бойченко» (41,69% голосов), «Оппозиционная платформа за жизнь» (33,99%), «Партия Шария» (7,90%), «Сила людей»(6,20%), «Слуга народа» (5,10%). Не попали в Мариупольский городской совет как известные, ребрендинговые, так и новоиспеченные партии: «Европейская Солидарность» (2,44%), «За Будущее» (0,92%), «Батьківщина» (0,78%), «Наш край» (0,71%), «Удар» (0,21%). Как результат — горячие дискуссии относительно результатов именно в Мариуполе в контексте военных действий и выбора двух партий, которые провозглашают пророссийские лозунги.

Безусловно, влияние на массовое сознание осуществляют пропагандистские телеканалы, партийная пресса, сайты, группы в соцсетях, одиозные блогеры. Также агенты влияния на местах максимально убеждали, чтобы в воскресенье пенсионеры не ехали на дачу, а пошли за них голосовать, если желают... а дальше обещания наподобие повышения пенсий и снижение платы за коммунальные услуги. «Кульки і кулькИ». Сладости и сладкие обещания.

К сожалению, абсолютно не урегулирован вопрос использования запрещенных/незапрещенных методов влияния в информационном пространстве, однако аудитория серьезно нуждается в защите. Промывание мозгов, наклеивание ярлыков, манипулятивные технологии, даже метод «маркировки масс» шариками цветов отдельных партий продемонстрировали результат. Дешево и эффективно обрабатываем мозги! Но никто не признает, что поддался влиянию... сайтов, непрофессиональных/непрофильных экспертов, псевдопрофессионалов с проплаченными «инструкциями», армии ботов, случайных блогеров в соцсетях. Никто не признает, что он неправ или просто имеет проблемы с аналитическим мышлением.

Поэтому возникает вопрос в распространении медиаграмотности для борьбы с пропагандой, манипуляцией, фейками, дезинформацией, прямой ложью, вирусным контентом псевдоинформации. Критическое мышление и конструирование будущего является важной стратегической целью государства. Признать ошибки и научиться анализировать — намного проще, чем потом страдать от бедности и зависимости.

Елена МЕЛЬНИКОВА-КУРГАНОВА, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ