12 ноября состоялось заседание (впервые в режиме онлайн) Правления Украинской киноакадемии в обновлении составе
Во время заседания был избран новый Председатель Правления, а также Рассмотрен Регламент V Национальной кинопремии. По решению членов Правления должность Председателя занял бывший глава Государственного агентства Украины по вопросам кино и продюсер Филипп Ильенко.
И ЧТО ТЕПЕРЬ?
То, что Киноакадемию возглавил продюсер, дело закономерное — сейчас и наш кинематограф строится на продюсерской основе. Небольшая пикантность заключается в том, что Филипп Ильенко совсем недавно, на протяжении 2014—2019-х, был главой Госкино и именно при его правлении наше кино получило и резкое увеличение объемов производства фильмов, и его признание — не только на мировых фестивалях, но и у украинского зрителя (хотя этот процесс стал видимым только в начале этого года — и сразу прибитый вирусами различного происхождения). Пикантность, потому что обычно бывших начальников у нас не любят ...
КИНО И АМЕРИКАНЦЫ, КИНО И ПОПУГАИ
А тут, получается, полюбили. А почему нет, когда, собственно, само возникновение Украинской киноакадемии стало возможным благодаря деятельности Госкино и его руководителей (до Ильенко эту должность занимала, и довольно успешно, Екатерина Копылова). Ведь какая Академия могла быть в стране, где выпускаются две или четыре полнометражные кинокартины — а так было еще лет 13—14, о чем мы уже и забывать стали понемногу.
Проходит десять лет, как изменилось (историко-культурный парадокс: при президентстве Виктора Януковича, бывает и такое) отношение государства к поддержке отечественного кинематографа. В девяностые и «нулевые» царил псевдолиберальный (а по сути дела вредительско-идиотический) подход, согласно которому кино должно находиться вне государственного сектора. Вон в Америке ведь имеется Госкино, и Министерства культуры тоже, а кино как процветает!
Что говорить — «курс на процветание» был взят для всей матушки-Украина; хотя довольно быстро выяснилось: речь шла о радикальном улучшении благосостояния несколько тысяч человек — остальных ждал не цвет, а плесень, вспоминая известное стихотворение Павла Тычины другой эпохи, «партійно-творчих породіль».
Госкино в Украине ликвидировали еще во времена горбачевской перестройки, в 1989-м — под флагом борьбы с политической цензурой. Сами кинематографисты примкнули к той ликвидации активным образом. Хотя быстро поняли — с грязной водой выплеснулы и ребенка, именно кино. Принялись бороться за восстановление государственного органа управления кинематографа.
И он появился — практически одновременно с украинской независимостью, в августе 1991 года. Председателем Госфильмофонда (такое было название) был избран один из самых авторитетных и самых прославленных кинематографистов Юрий Ильенко. Его сыну Филиппу (да-да, тому самому) было тогда 14 лет ...
А год спустя решили таки «поставить точку» в деле государственной поддержки кино — и Госфильмофонд расформировали. Тем самым вогнав в зимний сон весь отечественный кинематограф — на два десятилетия. Но не все и заметили этот факт, что там, когда в спячку, или в «заморозку», начали погружать всю Украину.
Да, почему-то не получилось у нас, как в Америке, — удивительно для некоторых из спецов по «культурному строительству», но факт. Одно из очевидных последствий такого «строительства» — чуть ли не тотальное присутствие в нашей стране российского кино («свято место пусто не бывает»). Именно оно и стало эрзац-заменителем кино украинского, именно оно и выполняло роль «своего». Укрепляя и укореняя в массовое сознание простой, как коровье мычание, тезис о «едином народе» и «единой культуре».
Вместе с другими факторами, которые и привели, в частности, к потере территорий — еще до 2014-го: тогда только де-факто. Потому что не было Украины в том же Крыму. Там, где нет своего кино, своего телевидения и интернета, СМИ в целом — там и вас (нас!) нет. Истина очень сложная для доморощенных «либералов», которые жизнь познают преимущественно через чужие тексты для учебникового пошиба. Нет ничего страшнее людей, которые вбили в голову несколько тезисов и в лучших традициях известной породы попугаев их бесконечно повторяют. Все Карфагены уничтожались именно этим папугайским племенем...
КИНОКАДРЫ, ИЛИ КОМУ ПОВЕРИМ?
Сначала казалось, что люди, пришедшие к власти в 2014-м, продолжат ту же линию на самоуничтожение. Потому что опять зазвучали голоса, что, мол, в бедной стране какое там кино? Да и зачем, когда чужое мешками завозят? А то, что Украина уже стояла на краю пропасти и потери своей самостоятельности (флаг и гимн оставили бы еще на какое-то часок — для церемоний и щекотания патриотически-эротических зон чиновников), это наших мудрецов не интересовало.
Все же здравый смысл победил. Потому получалось бы, что при непутевом Януковиче кино начали поднимать, а пришли такие патриотичные и продвинутые люди и снова погнали культуру в забытье.
Однако же кадры решают все... Встал вопрос о руководителе Госкино. Это сегодня власть делает такие назначения в режиме «подпольщика Кондрата», несмотря на обещанное «торжество народовластия». А тогда, в 2014-м, все было гласно и даже «громогласно», процесс назначения председателя Госкино длился довольно долго, весело и сердито.
Я, тогдашний председатель Союза кинематографистов, выступал категорически против назначения Ильенко. Собственно, не против него лично, а против той партийной силы, которая слишком агрессивно протискивала его кандидатуру. За этим просматривался призрак новой политической цензуры и других еще памятных по советским временам явлений.
Все же назначение Ильенко произошло. В тот же день он позвонил мне. И что я услышал в телефонной трубке? Филипп Юрьевич сказал, что хорошо знает и понимает мою позицию относительно его назначения. Однако предлагает, чтобы Госкино и Союз кинематографистов координировали свои усилия, имели постоянный деловой контакт ...
Мой ответ был мгновенной: «Я говорю да! Да, хотя бы потому, что хорошо помню о том, что произошло после ликвидации Госфильмонда в 92-м, который возглавлял ваш отец. Ликвидации, к чему и Союз имел некоторое отношение...».
Этот случай так контрастирует с поведением нынешнего руководителя Госкино Марины Кудерчук, которая требует от руководства нашего Союза публичного извинения за якобы «некорректное» отношение к ее «величеству». Некорректность заключается в том, что мы пригласили пани председателя в Союз, на деловую встречу, чтобы познакомиться с новым руководителем, человеком, до тех пор совершенно неизвестным никому из кинематографистов. Начали с вполне корректно сформулированной просьбы не разрушать национальный киноархив, Довженко-центр, не лишать его государственного финансирования (Кудерчук упорно пыталась в разы уменьшить объемы финансирования этого архива).
Высказывая эту просьбу, Анна Чмиль (в прошлом тоже руководитель киноотрасли) выбирала самую толерантную лексику и синтаксис. Не помогло — Кудерчук демонстративно покинула собрание, на котором присутствовали самые авторитетные кинематографисты Украины (Лариса Кадочникова, Роман Балаян, Юрий Гармаш, Владимир Тихий и другие). Оказывается, в присутствии новой руководительницы можно говорить только что-то исключительно приятное для нее. Такая прихотливо-женская позиция. В которой видится и позиция новой (теперь уже и не очень) власти: зеркальце общественного мнения должно петь только что-то похвально-положительное. И после этого речь идет о каких-то наших извинениях ...
КТО КОНСОЛИДАТОР?
Это уже, собственно, о том контексте кинематографической жизни, который сложился на сегодняшний день. И который требуюет четкой и последовательной позиции институтов, представляющих гражданское общество в его киноипостаси. Выбор киноакадемической обществеенности — Филипп Ильенко. То есть именно в нем видится та личность, способная консолидировать кинематографическую общественность.
Хотя сейчас ситуация выглядит кое в чем просто безнадежно. Вызывающе некомпетентный руководитель Госкино, о замене которой те, кто подсадил ее, подпильно-непрозрачным способом, в начальственное кресло, не хотят даже думать (обращение кинематографистов с требованием увольнения Кудерчук, властью полностью проигнорировано, она, эта «народолюбивая» власть, не удостоила нас даже отпиской; видимо, потому, что кинематографисты не считаются народом, любить или хотя бы уважать нас не является обязательным).
Предыдущий состав руководства Госкино вызывал доверие у киносообщества, о чем и свидетельствует новое избрание Филиппа Ильенко уже в Киноакадемии. Сейчас от того доверия не осталось и следа. Об этом свидетельствуют и итоги 14 конкурса (питчинг) кинопроектов, которые вызвали новую волну возмущения среди кинематографистов. Было продемонстрировано пренебрежение к демократическим процедурам проведения творческих конкурсов, принципу состязательности как таковому. На прицеле практически все достигнутое за последние 7—8 лет, сама судьба киноиндустрии, экранной культуры в целом.
Позитивы все еще есть. Они, в частности, в деятельности Украинского культурного фонда, который поддерживал кинопроекты еще на уровне их разработки (это, правда, сняли с повестки дня). В работе, скажем, Довженко-центра, хотя ему и продолжают совать «палки» в колеса.
Они, эти позитивы, и в деятельности Украинской киноакадемии, которая является в настоящее время главным, на мой взгляд, консолидатором действий киносообщества. Да, нынешняя власть слишком часто демонстрирует некоторое пренебрежение к кино как искусству, как средству национальной рефлексии, осмысления (те же «грабли» 90-х). Мол, нынешняя «магистраль» — это кино для масс, такое, чтобы эти массы куда-то в неизвестность погнать, чтобы они, эти массы, поменьше «возникали». Конечно, никто подобные тезисы не произносит, но мы давно научились считывать намерения власти с ее деяний.
В таких обстоятельствах роль Украинской киноакадемии как оппонента власти, как проводника политики, направленной на выработку не просто «фильмовых единиц», но и нациеобразующих, культуросозидательных смыслов неоценима. Как и гражданского общества в целом. Пожелаем же Филиппу Ильенко и всем нам стойкости и последовательности на этом непростом пути в будущее. Без молитв, без Божьей помощи здесь не обойтись...