В Национальном музее украинского народного декоративного искусства открылась юбилейная выставка работ выдающейся художницы. «Это пятая выставка, посвященная памятным датам Екатерины Белокур, начиная с 1980-го года, — рассказывает куратор выставочного проекта, научный работник музея Елена ШЕСТАКОВА, которая свыше 45 лет работает в музейном заведении. — Но на нынешней впервые так глубоко и разносторонне показаны жизнь и творчество великой художницы и неординарной личности.
ДОБРЫЕ АНГЕЛЫ
— Главный акцент в этот раз сделан на тех личностях, которые сыграли важную роль в жизни Екатерины Васильевны, — с кем она переписывалась, кто давал ей советы, помогали, чем могли, поддерживали материально в трудные времена и были причастны к тому, что она состоялась как художница, — подчеркивает О. Шестакова.
Такими добрыми ангелами в ее жизни были и певица Оксана Петрусенко, которая не осталась безразличной к письму неизвестной самоучки из села Богдановка, с которого и начался ее творческий путь, и Павел Тычина, у которого гостевала художница в Киеве и погружалась во взлелеянный в мечтах мир культурной жизни столицы, и искусствовед Стефан Таранушенко, которому доверяла душевные тайны и писала в письмах к нему драматичные страницы своей биографии, и Дмитрий Косарик, который был последней симпатией и утешением уже больной художницы. Таким добрым ангелом в ее жизни был и Тарас Шевченко, произведения которого Екатерина Васильевна безгранично любила и к которому мысленно обращалась за советом в сложные времена своей жизни.
Все разделы выставочной экспозиции раскрывают тайный мир личных отношений гениальной сельской женщины, которая самообразованием и «волячою впертістю» добилась своей мечты, — быть художником.
Отдельный рассказ — о первом директоре музея — Василии Нагае, который был не самой ли светлой фигурой в жизни художницы. Благодаря нему музейный сборник произведений Е. Белокур является одним из лучших в Украине. А также о Николае Кагарлицком, который тридцать лет собирал письма Екатерины Белокур и открыл миру писательский талант народной художницы.
УВИДЕТЬ ВПЕРВЫЕ
На выставке представлено 37 живописных работ художницы из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства. Впервые гости музея смогут увидеть три работы из музейных фондов — «Портрет племянниц художницы», «Будьте здоровы, с урожаем!», «XXX СССР».
Последняя картина — это единственная «идеологическая» работа Екатерины Васильевны, которая выполнена на заказ и посвящена 30-летию СССР. Хоть как ее светлая душа ни сопротивлялась, игнорируя даже задание районной власти написать что-то красивое к 70-летию Сталина, но в этот раз избежать давления «сверху» ей не удалось.
На обороте автор написал своеобразную «объяснительную записку», в которой отмечено: «Тема для этой картины дана мне Полтавским домом народного творчества. А украшение для нее я придумала сама».
Несколько картин представляли другие киевские музеи — Национальный музей Тараса Шевченко, литературно-мемориальный музей-квартира Павла Тычини и литературно-мемориальный музей-квартира Николая Бажана. Одна из них особенно привлекает внимание — «Букет цветов» на синем белокуровском фоне, которую художница посвятила и подарила Музею Тараса Шевченко в 1949 году.
«Я САМОУЧКА»
Особенное впечатление производят редкие документальные материалы из Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины. Ведь увидеть письмо, например, Стефану Таранушенко, старательно написанное художницей в холодном, не отапливаемом доме, на десяти больших листах большими буквами — действительно поражает.
Без волнения нельзя читать и ту строку, написанную Екатериной Васильевной собственноручно в «Личном листке» в графе «Образование» для поступления в Союз художников: «Ни за один день образования не имею. Я самоучка».
ПОТЕРЯННЫЕ КАРТИНЫ
— Каждая картина на выставке имеет свою биографию, историю своего создания, жизни и, к сожалению, гибели. Ведь 11 работ художницы, которые были представлены на первой выставке в Полтаве в 1940 году, драматично погибли в пожаре в начале Второй мировой войны. Не осталось даже перечня этих работ, которые были первым успехом и гордостью художницы, отмечает Елена Шестакова.
Пропали без вести еще две картины — «Царь Колос» и «Березонька» во время выставки украинского искусства в Париже в 1957 году. По официальной версии их считают украденными, о чем свидетельствует выдержка из объяснительной записки главного смотрителя Французского национального музея «Лувр» для ЮНЕСКО от 21 апреля 1958 года (копия настоящего документа впервые представлена в экспозиции): «... при неустановленных обстоятельствах похищены две работы названного автора...»
По другой версии произведения украинской художницы могли быть подарены влиятельным лицам и сегодня, возможно, украшают чью-то частную коллекцию. Найти и тем более вернуть потерянные картины в Украину, дело будущих исследователей и энтузиастов.
А пока еще, благодаря инновационному проекту «БЕЛОКУР», который осуществил музей при поддержке Украинского культурного фонда, гости музея могут увидеть картины «Царь Колос» и «Березонька» с помощью мобильного приложению SIMOAR.
Кроме того, интересные подробности о жизни и творчестве великой художницы посетители музея имеют возможность узнать, воспользовавшись аудиовизуальным гидом, а также впервые увидеть, как «оживают» белокуровские картины в собственных смартфонах.
ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ
Главной задачей музейного проекта «БИЛОКУР», который завершился юбилейной выставкой, было привлечь молодых людей к изучению творческого наследия великой украинки. Поэтому особенно приятно, отмечают организаторы, что экспозиция завершается на первом этаже работами учеников художественных школ Киева, которые стали победителями конкурса рисунков «Жизнь среди цветов», посвященного юбилейной дате художницы. Это художественное событие, которое проводилось совместно с музеем, засвидетельствовало духовную связь поколений и неисчерпаемость талантов украинцев.
— В конкурсе приняли участие 121 ученик разных возрастных категорий, среди которых 32 стали победителями. В ученических работах мы увидели не только увлечение творчеством Екатерины Белокур, но и любовь к красоте мира, важность сохранения прекрасного в современном мире, экологическую тематику. «Жизнь среди цветов» — это размышления в картинах от учеников художественных школ, — отметила организатор конкурса Вита ЗИНЕВИЧ, методист Киевского городского методического центра заведений культуры и учебных заведений.
Выставка «Екатерина Белокур. Жизнь в объятиях цветов» будет длиться до конца марта 2021 года.