Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Митрополит Шептицкий в музыке

Во Львовской национальной филармонии прошел постпандемический концерт в рамках проекта «Импульс»
24 ноября, 2020 - 20:16
ДИРИЖЕР ЯРОСЛАВ ШЕМЕТ (УКРАИНА—ПОЛЬША)/ ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЯРОСЛАВОМ ШЕМЕТОM

Этот художественный проект оркестра INSO-Львов продолжает исследовать через музыку влияние личности Андрея Шептицкого на украинскую культуру.

На этот раз оркестранты повторили «Украинская сюиту» для симфонического оркестра Андрея Гнатишина — малоизвестного в Украине львовского композитора, который начал свой музыкальный путь обучением у Станислава Людкевича, а благодаря стипендии Андрея Шептицкого продолжил его в Новой Венской консерватории. В новой программе наряду с музыкой Гнатишина прозвучали произведения еще двух композиторов — ключевых для музыкальной истории Львова личностей — Василя Барвинского и Антона Рудницкого. И хотя судьба обоих связана со Львовом, она сложилась очень по-разному.

Василь Барвинский был осужден и сослан в мордовские лагеря. Антон Рудницкий некоторое время работал в Харькове и Киеве, затем вернулся во Львов, а затем, непосредственно перед Второй мировой войной, с женой эмигрировал в США. Барвинский и Рудницкий вместе были среди основателей знаменитого СУПРОМа (Союза Украинской профессиональной музыки). К тому же Барвинский был одним из учителей Рудницкого по гармонии.

В 1937 г. Андрей Шептицкий предложил Антону Рудницкому и выдающейся оперной певице Марии Сокол-Рудницкой (жене композитора) совершить благотворительное концертное турне в США. После второго американского турне в 1938 пара уже не имела возможности вернуться на родину из-за Второй мировой войны.

Таким образом, произведения, прозвучавшие в концерте, представили два разных взгляда на украинскую музыку. Две разные стороны железного занавеса. Взгляды двух неповторимых, ярких творческих личностей, которые жили и творили в XX веке. Композиторов, чье творчество формировалось среди ценностей митрополита Андрея. К сожалению, еще мало украинцев знают об этих композиторах, хотя их музыка является чрезвычайным вкладом в украинскую культуру.

Живыми впечатлениями от концерта делится музиковед Ольга ЛОЗИНСКАЯ «Уместное название концерта « Импульс « запустил ряд рефлексий о живых концертах, выживании масштабных коллективов и украинской музыке в частности. INSO экспериментирует с расположением оркестра, которое, очевидно, является абсолютно не выгодным для дирижера и особенно для его коммуникации с солистом. Если струнная группа размещается в первых рядах партера, то духовые и ударные, вместе с роялем — на самой сцене, с безопасной дистанцией друг от друга. С точки зрения карантина, филармония совестно заботится о безопасности, и момент сведения баланса звука становится большим проявлением профессионализма дирижера. И Ярослав Шемет с этим блестяще справился! Украинский колорит программы состоял из малоизвестных для публики произведений Антона Рудницкого и Андрея Гнатишина, а также Фортепианного концерта Василя Барвинского. Блестяще выступила с концертом Барвинского пианистка Оксана Рапита, известная также как пылкий промоутер украинской музыки».

Напомним, в конце августа, после 5-месячной паузы — симфонический оркестр «INSO-Львов» дал свой первый концерт в большом составе в специально трансформированном концертном зале Львовской национальной филармонии и начал этим серию концертов «Импульс». Совместно с Ярославом Шеметом — одним из самых известных украинских дирижеров молодого поколения — «INSO-Львов» продолжают искать новые возможности и смыслы для создания музыки в смутные пандемические времена ограничений и потерь. Ради новых открытий, новых эмоций, новой постпандемической жизни.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ