Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина 2021: «тень», спасающая и убивающая одновременно

Когда не осуществляются личные надежды — это неприятно. Когда не осуществляются надежды народа — это трагедия
9 декабря, 2020 - 18:42
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Жизнь у нас настолько интересна и богата событиями, что сложно осмыслить пройденный путь. Приближение тридцатилетия Независимости заставляет оглянуться назад и посмотреть, что же мы построили за это время и то ли, на что рассчитывали.

«Аудит государства», представленный Президентом Украины и премьер-министром, не вызвал особого интереса со стороны экспертов. Большинство из них расценивает его как попытку переложить ответственность за текущие проблемы на предшественников. Тем более, что большинство информации была известна и ранее, а разговоры об огромном потенциале Украины уже никого не удивляют и вызывают лишь раздражение. Но, по-моему, именно возвращение к разговору об аудите государства накануне его 30-летия является продуктивным и должно заставить заинтересованных людей задуматься о будущем Украины.

Идея аудита государства не нова. Когда шла подготовка к выборам первого Президента Украины, существующая в то время Партия демократического возрождения Украины (ПДВУ) выдвинула своим кандидатом в Президенты академика, доктора физико-математических наук из Львова Игоря Юхновского (сегодня ему 95 лет). Главным тезисом его программы был именно аудит государства — что мы реально имеем, что мы получили вместе с независимостью и как этим всем нужно распорядиться в интересах всего народа. Он не стал Президентом. Как и не был проведен аудит ...

Аудит в широком плане является попыткой проанализировать соответствие определенного набора показателей известным стандартам. Аудит государства, на мой взгляд, должен ответить на вопрос: что мы получили на момент провозглашения независимости и насколько все это оправдало через 30 лет ожидания народа. Или, как утверждает эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян, аудит «должен показать, что происходит в стране». Стандартам, на которые мы должны ориентироваться, должны были бы быть стандарты жизни среднестатистических европейских стран.

Выскажу свое видение некоторых составляющих аудита государства, не касаясь таких тем, как война на Донбассе, коррупция, государственные институты, международная политика).

Первое. На время обретения независимости Украина получила мощную экономическую систему, которая давала аналитикам того времени право говорить об Украине как о потенциальном «европейском тигре». Написано об этом много. Стоит привести лишь несколько примеров для логики статьи, которые на слуху. Это — «Южмаш», «МоторСич», «Океан», «Антонов», КРАЗ, «Арсенал», «Турбоатом» и десятки других. Она подкрепляется научной базой мирового уровня: Институт Патона, Институт Глушкова, медицинские школы Филатова и Амосова и тому подобное. Все это давало реальную надежду на достижение уровня жизни, соизмеримого с европейским; когда все это богатство будет служить исключительно народу Украины. В целом, в Украине проживает 0,7% населения планеты, но сосредоточено 5% природных ресурсов Земли. Природа щедро наделила Украины всем, чем могла. Мы, члены ПДВУ, активно пропагандировали эти надежды накануне референдума о независимости Украины. О том, что вся экономика Украины была интегрированной частью советской экономики, забывалось.

Второе. Мы получили народ, трудолюбивый, талантливый, который за века угнетения смог сохранить свой язык, традиции. Но никогда не имел своего государства, не привык жить по законам государств, которые были ему чужды. Как все угнетенные народы, был особо чувствителен к справедливости и к ее нарушениям. Но постоянное приспособление к чужой власти выработало у него не самые лучшие черты. Приведу слова из дневника бывшего декана факультета журналистики КНУ им. Т. Г. Шевченко М. М. Шестопала: «Больно. Мучительно больно за нашу нацию, за нашу пассивную, вялую, инертную интеллигенцию. Нет у нас, украинцев, чувства национального самосознания, национального достоинства, гордой независимости и ответственности перед историей ...».

Третье. Такое положение народа нового государства, появившегося в конце ХХ века, усиливалось исторически присущей ему раздвоенностью. Украинцы испокон веков жили на землях, находившихся на стыке Европы и Азии. Поэтому на протяжении веков часть их находилась в составе европейских стран, часть — в азиатской империи. Это привело к формированию специфической «географической» ментальности украинцев. Это определяло и всю историю украинцев, начиная с Переяславской Рады, с неудачной попытки создания независимого Украинского государства в начале ХХ века и до избрания первого Президента независимой Украины в конце ХХ века. Освободившись от объятий «старшего брата», от коммунистической идеологии, мы выбрали Президентом одного из руководителей той же коммунистической партии, партии, которая на протяжении десятилетий подавляла все украинское, высасывала, уничтожала интеллектуальную элиту народа. Эта раздвоенность, этот выбор исказили все дальнейшее развитие страны.

Четвертое. Вместе с абсолютной поддержкой украинцев своего (!) Независимого государства мы получили Большую Надежду украинцев: наконец, собственное независимое государство будет заботиться о каждом гражданине, о его благосостоянии, здоровье, безопасности. Это будет государство, где будет царить справедливость, как основа взаимоотношений между властью и ее гражданами, как та недостижимая цель, к которой стремилось человечество на протяжении всей своей истории. Об этом не говорилось в программных документах тогдашних партий, но именно это было целью.

Пятое. Вместе со всем этим богатством мы не получили национальной государственной элиты. Мы не получили тех, кто должен возглавить осуществление всех этих надежд. Их не было. Причин этому много. Но тогда, на заре независимости мы еще этого не осознавали. Были уверены в том, что талантливый народ, безусловно, выдвинет из своей среды своих руководителей, которые будут работать на благо Украины, на завоевание достойного места среди других народов.

Прошло почти 30 лет. Возможно, это и немного для создания нового государства, но срок достаточный для того, чтобы оглянуться назад и сделать промежуточный анализ: насколько нам удалось реализовать ожидания народа, насколько эффективно нам удалось воспользоваться богатством, которое нам досталось, правильный ли путь развития мы выбрали. И сделать выводы. Итак — как мы воспользовались тем, что получили за время независимости.

Первое — экономика. Мы так и не достигли уровня ВВП 1991 года. Он составляет примерно 70%. «Мы с вами очень бедная страна. За последние 30 лет в Украине был самый низкий показатель прироста ВВП в мире. Часто негативный» (Д.Гетманцев, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов). В пересчете на одного человека ВВП в Украине на сегодняшний день в 5,2 раза ниже среднеевропейского. Это является результатом значительно более низкой производительности труда: каждый рабочий производит добавленной стоимости в 5,5 раз меньше, чем в странах Центральной Европы. Германия производит ВВП уровня Украины за 2 недели. Откуда же возьмутся европейские зарплаты? И не рабочие в этом виноваты. В Европе наши работники создают добавленной стоимости в 3,3 раз больше, чем в Украине. Владельцев основных секторов экономики это вполне удовлетворяет, они неплохо живут и при таких условиях. Почти не создаются новые, конкурентоспособные предприятия. А существующие либо еле выживают, либо умирают. Не происходит их модернизация, так как не привлекается наука, которая тоже еле выживает. Показательные примеры: «Антонов» уже много лет не выпускает серийно самолеты; «Океан» не строит кораблей; практически перестала существовать автомобильная промышленность ; «МоторСич» вместо прибыли должна выплатить 3,5 млрд долларов Китаю; исчез мощный морской флот; прибыльное государственное предприятие «Украинское Дунайское пароходство» (450 единиц, 1600 сотрудников) планируют передать Венгрии; перестал существовать «Арсенал». Примеры можно множить. И последнее: бюджет 2021 года на две трети составлен из заимствований. Потенциально богатая страна не в состоянии заработать себе (государству и народу) на существование. «Экономическая стабильность в Украине поддерживается за счет средств МВФ», — констатирует Матти Маасикас, глава представительства ЕС в Украине. Украина признана самой неблагополучной страной Восточной Европы («Legatum Institut»).

Две отрасли экономики, которые еще удерживают экономику на плаву, — АПК и IT-технологии.

Второе. Об эволюции народа как источника власти свидетельствует стабильное ухудшение качества Верховной Рады, от I до IX созыва. Это касается и качества Президентов Украины, которых выбирает народ. Несмотря на официально декларируемую мудрость народа последние выборы Президента и Верховной Рады свидетельствуют об обратном. Виталий Портников на канале «Эспрессо» заявил: «Победа Зеленского является отражением деградации политической культуры украинского общества». В первую очередь это касается высших эшелонах власти.

Добавлю мнению Романа Ващука (экс-посол Канады в Украине): «... слишком образованный народ, недоплачиванный, с глубоким недоверием к государству, как к инородному телу, сидящему на шее» (выступление в Канаде 22.11.2020). Отношение народа к власти за 30 лет не изменилось.

Максимально низкая явка на местных выборах 25 октября с.г. подтверждает это. По данным Центра Разумкова, государственному аппарату не доверяют 77% опрошенных, судебной системе — 76%, правительству Украины — 64,5%, Верховному суду — 64%. Украинцы являются мировыми лидерами по недоверию к власти — 9% (Гэллап).

А без доверия народа к власти государство не имеет перспектив. Речь идет не только о недоверии к существующей власти, а о неприятии всей системы власти, сформировавшейся за годы независимости. Не о такой власти мечтал народ в 1991 году.

Отдельные всплески народной активности (два Майдана, волонтеры, добробаты) свидетельствуют, с одной стороны, об еще не угасшем казацком духе, а с другой, о хорошо сцементированной системе, которую отдельными атаками не одолеть. Нужна организация, харизматичный лидер ...

Третье. Раздвоенность за годы независимости не только не уменьшилась, но и значительно возросла. Есть две причины этого. Первая — все предыдущие власти мало что делали для ее преодоления; то, что делалось, было малоубедительным, учитывая конкретного человека. Или имело «неожиданные» последствия — массовый выезд украинцев на заработки в Европу — поспособствовал этой тенденции «безвиз». Второе — нарастающая активность российской пропаганды; создаются новые инструменты ее влияния  («Партія Шарія», «Поремога Пальчевського», дешевая газета «Неделя»).

Местные выборы 25 октября четко зафиксировали расширение плацдарма «русского мира». География областных и местных рад, в которых ОРПЗЖ и Ко завоевали влиятельные позиции, повторяет географию дорогой сердцу Кремля Малороссии. Показательный пример — выборы в Славянске, где Неля Штепа, которая призівала Путина в Украину, получила значительную поддержку избирателей. Или назначение председателем Одесской ОГА Гриневецкого, участника сепаратистского съезда в Северодонецке. Теперь Кремль в Одессе имеет надежный плацдарм, но созданный уже не с помощью танков и «Градов», а вполне демократично                — в рамках украинской демократической системы.

Политтехнолог Постернак уверен, что успех ОПЗЖ и Ко является результатом исключительно их «слаженной работы команд» («День» № 205-206, 30-31.10.2020). Я уверен, что Путин приглашал к себе В. Медведчука и Ко не только для того, чтобы выразить свою обеспокоенность судьбой украинского народа. И почти 30% голосов электората за пророссийские партии — в этом немалая заслуга и Кремля. Теперь он через своих «кумовьев» цинично использует тему пандемии и вакцины.

Кстати, дата 6 октября 2020 года не зафиксировалась в украинских СМИ. А именно в этот день раздвоенность украинского общества была продемонстрирована, зафиксирована на международном уровне: в этот день Президент Украины Зеленский вел переговоры в Брюсселе, в штаб-квартире Европейского Союза; а в этот же день лидер ОПЗЖ Медведчук вел переговоры с Путиным и, что самое характерное, имея на это мандат от 2400 украинских предприятий, членов Ассоциации «Укрмашстрой» относительно снятия с них российских санкций.

Кстати, тоже 25 октября, но уже далекого 1917 года в Петрограде произошли события, которые позже были названы «Великой Октябрьской Социалистической Революцией». Те события раскололи мир. Наше 25 октября раскалывает только Украину.

Четвертое. Надежды — самая уязвимая часть жизни человека. Как и общества в целом. Они всегда завышены. Но какая-то их часть все-таки осуществляется. В Украине надежда на справедливость в рамках собственного независимого государства оказалась наименее реализованной. Тема широкая (и философская), поэтому лишь несколько примеров.

— в результате ваучеризации основные богатства страны (природные ресурсы, заводы, фабрики, частично земля) оказались в руках небольшой группы людей, приближенных к власти, центральной и местной, которых мы называем олигархами;

— «за 30 лет независимости в Украине сложились собственные касты: прокурорская, милицейская, судебная, таможенная ... Их главная задача состояла в сохранении неприкосновенности и внутрикорпоративных правил существования». (Павел Казарин, публицист). «В Украине судейское сообщество включает элементы немного преступной шайки» (Роман Ващук, экс-посол Канады в Украине). Может ли «простой» украинец рассчитывать на справедливое решение его проблемы в таких судах?

— во время пандемии сын владельца «МоторСичи» Богуслаева за 10 млн евро купил остров у берегов Италии,

— в бюджете на 2021 г. не нашлось средств на повышение зарплаты учителям. В то же время сняли ограничения на заоблачные зарплаты чиновникам и членам Наблюдательных советов на государственных предприятиях. Повышены зарплаты чиновникам на 1500 гривен.

— только 10% тех, кто вынужден был покинуть свои жилища на оккупированных территориях, получили от государства жилье.

Примеров множество, особенно на местном уровне. Вывод однозначный — в Украине сложилось слишком несправедливое общество. Чувствуя это, около 10 млн украинцев выезжают с Украины; 60% молодежи хотели бы уехать. Когда не осуществляются личные надежды            — это неприятно. Когда не осуществляются надежды народа — это трагедия.

Пятое. Элиты у нас как не было, так и нет. В условиях кланово-олигархической системы она и не нужна. Надежда на новые лица, которые уже сформировались в независимой Украине, не оправдались. Передача Национальной Академии государственного управления при Президенте Украины в структуру МОН свидетельствует о неудачной попытке формирования государственной элиты со стороны государства. Нет оснований надеяться, что новый состав Верховной Рады кардинально что-то изменит в этом плане.

Неутешительная картина к 30-летию. Есть ли положительная перспектива? Ее предложил доктор философских наук Евгений Головаха. Нормальное демократическое общество у нас будет тогда, когда более 50% населения будут принимать активное участие в работе общественных организаций. Сегодня таких 22%. Начиналось с 17%. То есть за 30 лет их число увеличилось на 5%. А дальше простая арифметика. Чтобы прибавилось еще 30% нужно 180 лет. Неутешительная арифметика. Неутешительная перспектива. «Это — долгое время, это может занять много десятилетий ... И вам следует выбрать шаги, с которых следует начать» (Кристиан Кетелс, профессор Гарвардской школы бизнеса, «День», 30-31. 10.2020). На тридцатом году независимости нам следует только начать! С чего? Он же: «Вам нужна стратегия, которая базируется на обоснованной диагностике ваших активов и возможностей и ваших проблем».

Несмотря на такую неутешительную диагностику страна живет. Народ приспосабливается, он привык к этому. Надежды, что о нем будет заботиться также и государство, за которое на референдуме 1.12.1991 года проголосовало абсолютное большинство, постепенно исчезают. Выживать помогает «теневая экономика», которая составляет 50% ВВП как минимум. Жители Кировоградской области за 10  месяцев этого года приобрели 1100 новых автомобилей на сумму 30 млн долларов. Думаю — не на последние деньги.

Ближе к круглой дате таких диагнозов будет появляться все больше. И появится главный вопрос: а есть ли врач?

Руслан ГАРБАР, историк-международник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ