Это произведение ждало своего исполнения на родине композитора почти 50 лет... Мировая премьера Третьей симфонии Романа Придаткевича состоялась в 1961-м силами оркестра Мюррейского государственного колледжа под управлением Ричарда Форелла. Подзаголовок произведения «West Kentucky» прямо указывает на расположение этого учебного заведения (в котором, кстати, Придаткевич с 1946 года работал профессором музыкального отдела) – запад штата Кентукки. Симфония, надо сказать, очень сложная, поэтому либо оркестр этого колледжа имел чрезвычайно высокий как для студенческого оркестра уровень, либо... тут прекратим свои предположения. Хочется верить, что композитор при жизни услышал симфонию в качественном исполнении.
Третья симфония Придаткевича - единственная, в тематике которой нет задекларированного украинского, подчеркнуто национального начала. Другие три имеют подзаголовки «Независимость Украины», «Тополя» (по мотивам поэмы Тараса Шевченко) и «О гетмане Мазепе». Такое соседство обусловлено биографией композитора.
Роман Придаткевич родился 1 июня 1895 года в городе Живцы под Краковом. На скрипке играл уже с четырех лет, а в десять поступил в Музыкальный институт имени Лысенко во Львове (окончил в 1913 году). Теорию музыки, между прочим, изучал у львовских метров - Филарета Колессы и Станислава Людкевича. Затем было два года обучения в Венской музыкальной академии, служба в австрийской армии на итальянском фронте, а в 1918-1919 - офицером в составе Украинской Галицкой армии. Параллельно он каким-то чудом постоянно выступал как скрипач (начиная с 1917 года), а дальше - учился в Берлине и работал заведующим Музыкальным отделом в Институте народного образования и в Театральном институте имени Тобилевича в Одессе (1920-1922 гг.).
Похоже, подчеркнуто патриотическая позиция так просто композитору не прошла: судьба заставила его в 1923 году эмигрировать в Соединенные Штаты Америки. Там он сделал прекрасную карьеру, но до конца жизни продолжал считать себя украинцем и пропагандировать украинскую музыку. В его концертный репертуар нередко попадали обработки традиционных песен или пьесы других украинских композиторов. Его же собственные произведения исполнялись настоящими легендами - Говардом Хенсоном и Рочестерским симфоническим оркестром, Вальтером Пулом и Детройтским симфоническим оркестром, Вальтером Зюскиндом и Симфоническим оркестром Торонто. А в 1951 году Стоковский, готовясь к исполнению вместе с Денверским симфоническим оркестром первой части «С вершин и равнин» Первой симфонии Придаткевича, писал: «Я убежден, что вы способны развивать... как модерный стиль, так и старый - варварский. Надеюсь, однажды мы будем иметь удовольствие встретиться, и вы расскажете мне все те впечатляющие воспоминания об Украине».
Вот эта невероятная энергия жизни, музыковедческий ум, виртуозное владение скрипкой, организаторские способности и любовь к Украине превратили творчество Придаткевича в типичный для Америки «плавильный котел». Третья симфония - прекрасная иллюстрация этого выражения. Написана она под ощутимым влиянием симфонизма Рихарда Штрауса и Аарона Копленда. Виртуозность партий умножается на многослойность партитуры, где каждый слой имеет свою чрезвычайно самостоятельную роль и яркий до ослепления характер. В Украине так не писали ни до, ни, тем более, после сталинских репрессий и принуждения творить «народную», а не «формалистическую» музыку. Придаткевич - это не о народности, и не об аристократизме. Он - о любви к жизни и наслаждении героическими поступками. По большому счету, его Третья - далекий «привет» другой Третей - «Героической» симфонии Людвига ван Бетховена. Но так, если бы главным героем был Мазепа, а режиссером - Стивен Спилберг. Здесь решительность сочетается со сказочностью, а драма - с танцем. Даже во Второй, спокойной части пастораль прерывается бубном и приплясыванием, а наиболее драматическая Третья часть будто заставляет суровых воинов периодически подпрыгивать в легкомысленном движении народного танца.
Симфонию №3 Романа Придаткевича Львов услышал благодаря помощи его внука - всемирно известного украинско-американского дирижера Теодора Кучара, который любезно предоставил львовским музыкантам партитуру. Впрочем, интересна она не только львовянам: это неповторимый образец оптимистичной симфонической музыки, которой в Украине так мало. Организаторы концерта обещают, что вскоре их запись появится в свободном онлайн-доступе.