Сойдя с иконостасов с извилистыми резными украшениями, краснощекие ангелы вместе с первой звездой разлетаются по всей Украине. Один спрячется где-то возле Теплой Софии, чтобы ненароком сесть на плечо молодого священника, который будет спешить на службу, возвращаясь из-под золотых куполов Михайловского. Другой присядет на ухо лошади, которая изо всех сил будет нести бричку - львовское панство спешит на Святую Вечерю к тете Стефе, пампушки которой припали сладким снегом и ждут. Третий окажется на канделябре во дворце где-то в Сокиринцах - там уже звучат лира, кобза и скрипка в рождественских мелодиях, а тени кукол с вертепа бросают причудливые тени на барочные барельефы панского зала.
Еще один ангел широким белым крылом упадет на украинское село. Между перьями засияют звезды и яркая луна, которая осветит путь колядникам - Козе, пастушкам, трем царям, девушкам в расшитых платках, которые звенят монистами и дукачами, и парням в каракулевых шапках, несущим рождественскую звезду. И сыплется на них не снег, а орехи, пампушки, пироги, сахарные петушки, монеты...
В метели этой мистерии вместе с Богом рождается сказка.
Сказка, которой так не хватает нам сегодня, чтобы дети реже представляли себя диснеевскими принцессами и марвеловскими супергероями. Чтобы замки и церкви Киева или Львова, Батурина или Полтавы моментально оживали, на их улицы выходили наши предки и в праздничные вечера пели колядки и щедривки, поздравляли нас, утешали нас. Чем вам не Кевин и компания?
Как в симфонии величественно звучит всем известный Щедрик, так же феерично звучит каждая украинская колядка. Она взрывается миллионами звезд, которые на Рождество падают нам на плечи. Она полнится фантазиями нашего народа, который в меру своей образованности в разное время сумел представить рождение Христа так, как этого не придумает самый модный литератор современности.
Я мечтаю, что мы переосмыслим причудливое театральное действо вертеп и будем показывать его на больших экранах традиционно ежегодно. Оставим "Один дома" не для прайм-тайм, потому что у нас точно есть создатели кино, которые смогут дать нам ассоциацию украинского Рождества - казацкого барокко или романтичного возрождения, подпольного советского или современного модерного, в украинском городе или селе.
Наше Рождество такое разное, такое насыщенное смелыми героями в смушковых шапках и жупанах, красивыми панянками в расшитых горсиках и платках, которые не хуже принцесс или фей, у нас сюжеты с такой нечистью, что все "гринчи" прячутся! Я совсем не призываю отвергать все инородное, просто так хочется, чтобы мы на мгновение более тщательно посмотрели на свое и осмыслили.
Потому что резные ангелы скоро замрут и заворожено будут смотреть на нас с высоты растреллиевских куполов. Поймайте их хоть на миг, пока еще есть время!