Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тайна (не) взрослой литературы

11 января, 2021 - 19:00

Недавно в издательстве «Discursus» вышла книга Василия Карпюка «Олекса Довбуш. Тайна силы» На первый взгляд, это название несколько попсовое. Но, прочитав книгу, я изменил свое мнение относительно названия.

В общем-то, меня в последние годы не всегда интересуют проблемы и «тайны» детской и подростковой литературы. Но в свое время написав трилогию о Маше и Костике, третья часть которой - «Аргонавты» - даже попала в общенациональные школьные программы, а затем еще несколько повестей, изданных винницким «Тезисом», для среднего и старшего школьного возраста, я все-таки остался неравнодушным к развитию литературы не для взрослых.

Кстати, писатель может долго обманывать взрослого читателя. Как по мне, такое время от времени происходит, когда сомнительные писательские, но все же лавры, пожинает литературный имитатор. Спросите, как отличать имитацию от подлинности? (Мы же как-то отличаем скисший борщ от свежего)

Вы можете заметить, что во время фейковых сайтов и фейковых новостей никому не нужна так называемая литературная подлинность? (Как по мне, то именно в такое время роль литературы для самобытных и глубоких личностей снова должна была бы расти, как растет время от времени спрос на эксклюзивное, редкое и умелое).

 Скажете, что как для взрослой, так и для детско-подростковой литературы нужен только авторский таланта и умение? Боюсь, что в мире в целом, а в жизни современной украинской литературы в частности (мог назвать укр.сов.литом - но не назвал, потому что, кто еще может лучше нас обозвать, чем мы сами?) уже давно недостаточно только литературного таланта для более или менее стоимостной реализации писателя!

Но, так сказать, вернемся к нашим баранам. Относительно детско-подростковой литературы - посредственностям там удержаться труднее. В мире читателей той литературы почти что нет самообмана и лицемерия. По крайней мере, они там не могут продержаться долго.

Но такая литература требует мастерства в поиске золотого сечения. Так вот, не анализируя сейчас весь массив современной украинской литературы такого рода, радуюсь появлению каждого произведения, пронизанного золотым сечением и талантом. Кстати, в поэзии таковы стихи, к примеру, Ивана Андрусяка, любимые многими.

Прочитав книгу Василия Карпюка, я обрадовался, что то сечение и тайна силы все-таки присутствуют здесь, начиная от оформления, рисунков художника и заканчивая телом литературы - содержанием самой книги.

Кажется, сейчас писателям особенно важны сочетание содержания, оформления, активной (но не навязчивой) рекламы, обычной человеческой удачи. Остальные составляющие добавляйте сами.

 «Олекса Довбуш. Тайна силы» -это история с продолжением. Василий Карпюк объявил о начале работы над второй книгой об истории силы Довбуша. Кстати, читатели любят продолжение.

Будучи родом из Гуцульщины, Карпюк хорошо владеет материалом, диалектами, фоном повествования, создавая ощущение органичности. Также к этому добавляется интересно продуманная сюжетная канва с необходимым для писателя фонтаном фантазии в определенных местах.

Также в повесть для детей и подростков вплетены убедительные элементы изображения единства человека и природы. Олекса, получивший «тайну силы», еще с детского возраста привык жить среди природы, в единстве с небом, землей и зверями. Мир людей настораживает своей суетой и бешеной погоней за материальными ценностями. Покой и счастье юный Олекса видит прежде всего в симбиозе человека с природой. Он отличается от других опришек, у которых (Баюраку, Никора, Джимузи) в повести нет определенных психологических особенностей. «Олекса снова почувствовал спокойствие. Только здесь его место - в высоких горах и глубоких лесах»

Повесть читается легко и с интересом. Также радует довольно нетрафаретный образ Олексы Довбуша, без тех всех избитых сентенций, как, например, в песне «Штефанові дайте мірку, бо я любив його жінку, сріблом-златом поділіться, між собою не сваріться», в которых Довбуш еще и изображается как злопамятный любовник и, так сказать, рэкетир.

Как всегда - тайна и взрослой, и (не) взрослой литературы - в магии авторского таланта. А этот талант или способности - это также отдельная тайна. Потому что неизвестно, откуда берется талант, который озаряет написанные буквы и слова особым притягательным светом.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ