Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Немцы Волыни: прошлое и настоящее

Что осуществляет украинское общество, чтобы сохранить наследие национального меньшинства
13 января, 2021 - 18:37
КАК ОТМЕЧАЮТ ИСТОРИКИ, В ПРЕДЕЛАХ ВОЛЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЕЛЕНИЯ БУГСКИХ ГОЛЕНДРИВ (ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА ГОЛЛАНДСКО-НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ) ПОЯВИЛИСЬ В НАЧАЛЕ XIX В. И РАСПОЛАГАЛИСЬ НЕПОДАЛЕКУ ЗАПАДНОГО БУГА / ФОТО ОЦИФРОВАНО ПРОЕКТОМ «ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НЕМЦЕВ ВОЛЫНИ»

Сейчас многие немцы стремятся узнать больше о своей родословной, поэтому они приезжают из разных стран мира на Волынь, которая когда-то была родной землей для их предков.  Но помнят ли местные жители о немецких колонистах, которые были основателями многих местных поселений? Знают ли украинцы в целом о волынских немцах, которые в свое время совершили немало для экономического и общественного развития страны?

В прошлом году исполнилось 175 лет от приглашения немецких промышленников для поселения в Дубне и 130 лет с Основания немецкой колонии Кеннеберг (современный поселок Смига). Именно этим датам Было приурочено конференцию о немцах Волыни, какую организовал в декабре Государственный историко-культурный заповедник города Дубно. Почему история немцев Украины замалчивалась советским правительством? Какие есть проекты для восстановления памяти об этой странице нашего прошлого? Как и сейчас потомки немецких колонистов продолжают помогать украинцам?

ПРОМЫШЛЕННИКИ, МЕЦЕНАТЫ И ЖЕРТВЫ РЕЖИМОВ ХХ ВЕКА

Немецкие купцы появились в Украине еще во времена Киевской Руси. С тех пор сотрудничество обретало разные форматы — от функционирования немецких общин в украинских городах до приглашения помещиками немецких мастеров. Новым этапом стал приезд, в частности, на Волынь, немецких колонистов. Их история — это не только пример успешного взаимодействия немцев и украинцев, но и новый этап развития для всего региона, где открывались не только промышленные объекты — заводы или фабрики, но и общественные здания. В частности, барон Федор Штейнгель построил в Городке двухклассное сельское училище (обучение крестьянских детей проходило за счет барона), кирпичную больницу святого Бориса (лечение в которой было бесплатным), баню для крестьян.  Кроме того, Федор Штейнгель вымостил дорогу из Городка до Клеваня, основал Городокский музей — первый светский музей на Волыни. И это только незначительная часть того, что им было сделано.

Как же получилось, что этот период истории сейчас настолько малоизвестен? Как объясняют специалисты, дело тут не только в свойствах человеческой памяти.  «На протяжении советского периода на эту тему никто не обращал внимания и понятно почему. Советский Союз, а перед тем царская Россия, репрессировали местных волынских немцев, грабили их, выгоняли, и поэтому апеллировать к этой теме им было неудобно», — рассказывает председатель ОО Ровенского областного общества немцев «Видергебурт» Виталий ЛИСАЧЕК.

Речь идет о том, что в соответствии с «ликвидационными» законами царского правительства от 2 февраля 1915 года у немцев начали изымать их имущество, а с июня — их принудительно выселяли в отдаленные регионы России.  По данным историков, всего было выселено почти 130 тыс. колонистов. После начала Второй мировой войны значительное количество волынских немцев переселили в Германию.  И это не говоря об обвинениях во «вредительстве» и шпионаже, которым они подвергались еще в советский период.

«Из-за советского периода замалчивания мы сейчас почти утратили историческую память населения о том, что у нас в регионе жило такое громадное количество немцев, было очень много сел, поселений, был успешный опыт проживания украинцев и немцев, это взаимно обогащало и  культуру и технологические наработки обоих народов», — отмечает Виталий Лисачек.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Впрочем, постепенно ситуация меняется. Как отмечает Михаил Костюк, кандидат исторических наук, доцент кафедры инженерной педагогики, психологии и украиноведения Луцкого национального технического университета, за последние три десятилетия история немецкого национального меньшинства в Украине получила в украинской историографии большое научное развитие: есть защищенные диссертации, сотни статей на эту тематику.  В частности, существенным является вклад Валентина Витренко в исследования литературы немцев Волыни;  благодаря ему увидели свет многочисленные монографии и статьи.  И что особенно ценно — переводы исследователя сделали произведения немецких колонистов доступными: например, можно прочитать поэзию Эрны Вольц.

Причем исследуется эта тема специалистами не только из Украины, но и других государств, прежде всего Германии.  «Надо отдать должное немецкому историческом обществу «Волынь», одним из инициаторов основания которого является и наш волынянин, родом из Ровно.  Это общество и он лично сделали много, чтобы о волынских немцах узнали в самой Германии.  Те публикации и тот журнал, который они основали, содержат очень интересные, а порой и уникальные материалы», — объясняет Михаил Костюк.  Исследуют эту тему также в США и Канаде.  Лучше всего изучен период немецкой колонизации XIX в.  — начала ХХ в., но остается еще большое количество тем, которые требуют более детального исследования.

Вместе с тем не только средствами науки происходит популяризация знаний о немцах Волыни, большая заслуга немецкого общественного движения. Владимир Пиньковский, председатель Международной общественной организации «Общество немцев Украины — «Видергебурт», рассказал: «Современное немецкое общественное движение в Украине берет свое начало с конца 80-х годов ХХ в. Тогда во времена перестройки начались национальные, культурные движения многих народностей,  проживавших на территории СССР, в том числе этнических немцев, которых в СССР насчитывалось около 5 млн населения». В Украине в то время проживало около 50—60 тысяч этнических немцев, а по данным переписи 2001 года — почти 35 тысяч.  Хотя сейчас это количество, очевидно, уменьшилось, поскольку многие немцы выехали за границу, те, кто остались в Украине, начали создавать собственные объединения, одним из которых является «Видергебурт».

«Его руководители всячески инициировали перед немецкими и украинскими правительствами и учреждениями развитие этого сообщества.  Немецкая сторона быстро откликнулась на такое предложение и все время, в течение тридцати лет, оказывала финансовую и другую помощь для немецкой самоорганизации.  Что касается волынской самоорганизации, то такие организации созданы во всех областных центрах на Волыни — в Луцке, Ровно, Житомире. Существуют также организации этнических немцев в Новоград-Волынском и Коростене.  Организации основном ведут культурную, духовную, национальную образовательную работу, — комментирует Владимир Пиньковский.  — Организуются выставки, конференции, встречи, обмены.  Интерес к исторической Волыни имеется немалый, ведь многие бывшие волыняне, колонисты-немцы проживают на территории Германии и хотели бы поддержать отношения.  Некоторые из них были или являются депутатами местных муниципалитетов, депутатами Бундестага, поэтому есть серьезный потенциал».

Как анонсировал Владимир Пиньковский, на 2021 год запланирована мобильная выставка, которая, в частности, будет рассказывать о связи между исторической Волынью и Северной Рейн-Вестфалией — одной из земель ФРГ.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

В то же время есть возможность узнать больше о немцах Волыни быстрее. Недавно был запущен сайт «Виртуальный музей немцев Волыни», на котором размещено не только огромное количество фотоматериалов (сакральных, общественных, хозяйственных зданий, кладбищ, памятных знаков, музейных и частных коллекций, готских памятников, архивных документов и литературы),  но и электронная версия сборника научной конференции «Немцы в истории Волыни». Предполагается, что эта рубрика текстовых материалов будет постепенно пополняться научными и научно-популярными публикациями о немцах Волыни.

О еще одном будущем проекте рассказал общественный деятель из Житомира Алексей БЖЕЖИТСКИЙ: «Мы знаем, что когда на Волынь приезжают наши гости из США, Канады, Германии, обычно 30 — 40 человек в год посещают свои колонии, то ситуация преимущественно такова, что память о волынских немцах исчезает.  Исчезают здания, которые имели значение для немецкой общины, кладбища. Через некоторое время никто не вспомнит, что в этом селе успешно проживали немцы, имели здесь свою кирху, школы.  Все это забывается.  Поэтому мы с Михаилом Костюком начали проект памяти волынских немцев, сейчас он находится в стадии разработки.  Мы планируем выбрать 30—40 пилотных колоний на территории исторической Волыни, где хотим установить памятные таблички с QR кодом, чтобы посетители могли перейти на веб-сайт (трехъязычный — украинский, немецкий и английский), который будет рассказывать о колонии и о нынешнем  селе.  Это позволит объединить настоящее и прошлое».

Алексей Бжежитский пригласил желающих участвовать в проекте — пока критериев для выбора немецких колоний два: чтобы было достаточно информации о колонии и, конечно, чтобы местная ОТГ дала согласие на установку памятной таблички.

Реализуют проекты и сами громады. В частности, Вита Костюк, председатель ОО «Агентство развития громад «Интонация перемен», региональный координатор проекта «Центр развития общественной активности» в образовательно-аналитическом центре развития громад (пгт Смыга), рассказала о взаимодействии с обществом в Германии, которое ежегодно проводит международную скульптурную  мастерскую.  В прошлом году они договорились, чтобы в 2020-м провести ее в Украине, у резиденции графа Берга, чтобы наполнить новым содержанием панский парк благодаря скульптурам из дерева и камня.  Хотя этим планам помешала пандемия, впрочем, эта инициатива подтолкнула к новым проектов.  В частности, планируется создать культурный центр, центр поддержки женского бизнеса, снять промовидео с немецкими субтитрами, чтобы подать больше информации о колонии.

МЕЦЕНАТСТВО СРОКОМ В ТРИ ВЕКА

Как рассказал Алексей Бжежитский, когда немцы приезжают в Украину, видят, в каких условиях живут украинцы и в каких условиях могли бы жить и их предки, если бы не уехали, то нередко завершением поездки становится помощь украинцам.  Например, в 2019 году немцы, приехавшие в село Сербо-Слободка (Житомирщина), предложили помочь с какой-то насущной проблемой села.  Обратились к сельскому голове, и оказалось, что одним из главных вызовов является нехватка питьевой воды. Поэтому немцы профинансировали бурение скважины.  В городе Киверцы (Волынская область) выходцы из Волыни помогли построить приют для несовершеннолетних людей. Особого внимания заслуживает и история пана Миллера. Его родители проживали в селе Мартыновка (Житомирская область), а в 1927 году выехали в Канаду.  Пан Миллер долгое время изучал свои корни, и когда впервые в 1993 году приехал в Украину, то основал благотворительную организацию, которая ныне объединила многих немцев из Канады и Германии, которые помогают в финансировании социально важных проектов.  Благодаря этой организации сейчас строятся два дома престарелых, работает реабилитационный центр.

Наверное, упомянутые проекты и истории помощи — далеко не все из тех, которые уже реализованы или еще осуществляются.  Однако и приведенные свидетельствуют: украинско-немецкое сотрудничество продолжается.

Мария ЧАДЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ