Прошлый, 2020-й, для Львовского национального литературно-мемориального музея Ивана Франко был щедрым на памятные даты, потому что это год 80-летия институции (1940), 130-летия со дня рождения младшего сына Франко и первого директора Музея Франко — Петра (1890—1941) и 130-летия со дня напечатания в журнале «Дзвінок» поэмы «Лис Микита» (кстати, единственного из эпических произведений нашего классика, которое выдержало пять прижизненных переизданий -1891, 1896, 1902, 1909, 1914 гг.).
О том, что удалось или не удалось сделать из-за карантинных ограничений — наш разговор с директором института Богданом ТИХОЛОЗОМ.
РАБОТАТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
— Я не думаю, что любой год бывает совсем плохой или напрочь идеальный, — говорит Богдан ТИХОЛОЗ. — Конечно, этот год был сложный. И не только для нас, не только для Украины — для человечества и планеты. Случай действительно беспрецедентный, и мы ни в конце 2019-го, ни в начале 2020-го и подумать не могли, что так будут разворачиваться события. Но надо было реагировать на них. И мне кажется, что нам это удалось. Мы смогли работать в таких новых условиях.
— А ведь на самом деле это был для вас ответственный год — год юбилеев...
— 2020-й — год 80-летия нашего музея, год 130-летия Петра Франко, год 130-летия «Лиса Микити» — то есть это был год очень важных для нас персонажей, реальных и вымышленных. И поэтому мы просто не могли позволить себе почивать на лаврах предыдущих достижений. Кроме того, получили несколько грантов, которые позволяли и одновременно требовали от нас ответственно к этому отнестись, чтобы реализовать прежние наши намерения.
— А что у вас с посетителями?
— Это наша самая большая тоска. Они были, но в разы меньше по сравнению с предыдущими годами. Если раньше музей принимал 25—30 тысяч в год, то в 2020-м мы приняли до 5000 посетителей. То есть это в пять-шесть раз меньше, чем обычно. В то же время потеряли и организованного посетителя — речь идет о групповых посещениях с полноценным экскурсионным сопровождением. Хотя экскурсии были достаточно востребованы — благодаря тому, что мы расширили пакет предложений, и у нас, кроме обычных экскурсий, есть экскурсии театрализованные, экскурсии специально для детской аудитории, то есть для разных секторов посетителей. И посетители такого просили.
ВРЕМЯ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ИЗДАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
— И, наверное, была возможность во время карантинных ограничений прибегнуть к так называемым тихим проектам — имею в виду научную работу.
— В течение года мы разработали несколько важных книг, которые увидят свет вскоре — в начале 2021-го. Это коллективный труд — «История музея», который для нас является моделью украинской истории 20 века, так как берёт начало с того времени, когда в 1901 году Франко купил участок на Софиевке, а в 1902-м построил собственный дом, и продолжается до сих пор. Подготовлена работа Натальи Тихолоз «Петр Франко. Формула судьбы» к 130-летию первого директора Музея Франко, сына Ивана Франко — Петра, которая будет издана на средства гранта «Фокус на культуру». Также коллектив музея подготовил специальное издание «Франко на каждый день», где на каждый день года будет цитата из произведений Ивана Франко. Наработан и массив текстов на 6-томник Петра Франко. То есть этот год, несмотря на его сложности, сделал возможной тихую исследовательскую работу. И я думаю, что и настоящий локдаун позволяет это сделать.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОЕКТ «МУЗЕЙ ЛЮДЕЙ. ДОМ. ХРАМ. ФОРУМ», В РАМКАХ КОТОРОГО МУЗЕЙЩИКИ ПРОДЕМОНСТРИРУЮТ «ЖИВЫЕ ОКНА» — ОКНА МУЗЕЯ, КОТОРЫЕ ЗАСИЯЮТ УЖЕ ВСКОРЕ, БУДУТ ПРИВЛЕКАТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕРЕСНЫМИ АНИМАЦИЯМИ
— Наверное, было больше времени и для работы в фондах?
— Да. Кроме электронной работы, сверки фондов, оцифровки, начали работать для создания национального Интернет-портала Франко. Это — совместный проект, который координирует Малая академия наук под руководством академика Станислава Довгого. И все же мы смогли провести наш юбилей — пусть не так шумно и не так массово, как бы нам хотелось, но очень ценными достижениями для нас.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
— «День» посвятил 80-летию Музея Франко с десяток, а может — и больше публикаций. Мы рассказывали едва ли не обо всех событиях. Но приятных воспоминаний не бывает много...
— Дочь известного франковеда-библиографа славной памяти Мирослава Александровича Мороза — Дарья Гонтарева–Мороз — передала нам более сотни знаменитых изданий из сборника отца, которые очень ценны для нас. Также мы, благодаря щедрости меценатов, получили уникальный экземпляр первого издания «Мойсея» Ивана Франко 1905 года с дарственной надписью Евгению Чикаленко. И благодаря сотрудничеству с Национальным музеем смогли прекрасно реставрировать портрет Евгения Чикаленко работы Ивана Труша. Открыли новую экспозицию в пивной дома Франко. Также благодаря поддержке областной власти начали заботиться о внешних наших пространствах — теперь у нас и площадки музейные под открытым небом также будут работать. Начали заботиться мы и о знаменитой груше Франко — и это знаковое дерево, которое посадил Франко с сыновьями, только поселившись в долгожданном собственном доме — вилле на Понинского. Благодаря добрым людям (и не только в Украине) нам удалось собрать нужную сумму на лечение дерева (речь идет о целом комплексе работ, и это — упорядочение кроны и лечение стволовой части, а выполнять работы будет специально приглашенный из Киева арборист. — Т.К.), и если все будет хорошо, в течение теплых месяцев сможем серьезно улучшить нашу «бабушку», которой 119 лет.
— Нам есть чем заниматься...
— И дальше есть. Потому что ряд проектов, начатых в 2020-м, благополучно перекочевал в 2021-й. В частности, это два проекта в рамках городского конкурса «Фокус на культуру». Один — «Франко made in U.S.S.R», и это должна быть большая выставка советской франкианы. Речь идет об отражении образа Франко в искусстве эпохи соцреализма. На самом деле проблема отношения к советскому наследию дискутируется, в частности — и в музеях. Мы знаем, что был период обесценивания этого наследия. У нас случались акты вандализма. Знаем об уничтоженных мозаиках той поры. Но понимаем, что, несмотря на то, что Франко инструментализировался в советское время, превращался в орудие пропаганды, очень много известных, интересных и талантливых мастеров работали над его образом, и вообще советское искусство — это не только советское искусство. Потому что в то время существовало искусство, собственно, советское, идеологически заангажированное, искусство антисоветское, диссидентское и искусство альтернативное, андеграундное. И в этих трех ипостасях искусства эпохи Советского Союза образ Франко присутствует. И мы будем говорить о важности этой фигуры для украинской идентичности даже этого времени. Также продолжается проект «Музей людей. Дом. Храм. Форум», в рамках которого продемонстрируем «живые окна» — окна музея, которые засияют уже вскоре, будут привлекать посетителей интересными анимациями, и это будет сделано очень корректно. Приглашаем прийти посмотреть! Также вместе с этногруппой Kurbasy Тетру Леся Курбаса готовим совместный проект. Допремьерный показ его сделали осенью, а вот в полном формате представим весной. И не забывайте, что этот год — юбилейный. Я лично не очень очарован магией круглых и полукруглых дат, но понимаю, что это — хороший повод для того, чтобы привлечь внимание к музею, для того чтобы реализовать какие-то масштабные проекты. Другое дело, что надо отходить от советских и постсоветских моделей празднований (возложение цветов — концерт-«солянка» — фуршет) и думать о том, что юбилей — это повод посмотреть свежими глазами на классику, посмотреть на традицию как на пространство для экспериментов. И так мы планируем организовать очередной, третий, арт-проект «Frankolaboratorium» в сотрудничестве со Львовской академией искусств, в котором молодые художники будут работать не только с живописью, графикой, но и с медиа-артом, с искусством объекта, с различными перформенсами.
— Прошлый год был для вас знаковым и в связи с «Лисом Микитою».
— Да, Львовский театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой представил замечательную новую постановку (первую, по сути, от провозглашения Независимости) — оперу для семейного просмотра Ивана Небесного в постановке Василия Вовкуна «Лис Микита». Мы приобщались с консультационной помощью, представляли материалы из фондов, потому что для нас это был также очень важный проект. И в арсенале наших экскурсий появилась экскурсия от Лиса Микиты. Короче говоря, мы с нетерпением ждем возвращения к нормальному ритму жизни. Хотим, чтобы посетители поскорее к нам вернулись, потому что у нас есть чем их удивлять.