На сцену Колонного зала им. Лысенко вышли лучшие из лучших: скрипачка Мирослава Которович, флейтистка Богдана Стельмашенко, трубач Андрей Илькив, виолончелист Иван Кучер, Камерный хор «Киев» под управлением Николая Гобдыча и др. Артисты собрались вместе на творческом вечере маэстро, чтобы представить «Монологи веков» Виктора Степурко, который в этом году номинируется на Шевченковскую премию. Творчество композитора полностью соответствует украинской хоровой традиции (Кирилл Стеценко, Николай Леонтович и Александр Кошиц повлияли на Степурко сильнее, чем западноевропейские классики вместе взятые).
Хоровая псалмодия с солирующими инструментами «Монологи веков» уже звучала на фестивалях «Премьеры сезона» (2011) и «Киев Музик Фест» (2010). В программе «Феста» сочинение стояло в одном концерте с хоровой музыкой Валентина Сильвестрова, а такой контекст для любого композитора — серьезное испытание. К слову, Сильвестров оказался одним из считанных коллег по цеху, кто был в зале филармонии на нынешнем исполнении «Монологов...» Степурко.
Произведение действительно интересное. Простота решения и вместе с тем глубина идеи «Монологов веков» заслуживают отдельного рассказа. Словно в сказках Шехерезады, здесь в каждой части появляется новый персонаж — новый голос солирующего инструмента. Молитвенный плачь древнего восточного чужеземца — дудука — сменяется колыбельной в исполнении сопрано и скрипки. За щебетом райской птицы-флейты следует «слово» тенора в дуэте с альтом. Потом труба прославит Силу Творца, а виолончель напомнит о людской немощи, и, наконец, в финале саксофон прославит Божественную милость ко всему сущему на земле.
Тембровый символизм объединяет тексты псалмов в музыкальную мистерию о Троице, подвиге Христа, боли, которую несет отречение, и радости в вере. Однако для композитора важно, чтобы эта мистерия воспринималась как вневременная, составленная из разноэпохальных фрагментов по аналогии с древними сакральными текстами. Закон ветхого времени хвалит дыхание дудука, одного из самых древних инструментов. Традиции барочных пассионов проступают в солирующих дуэтах скрипки-сопрано и тенора-альта, а современность предстает в блеске саксофона.
Пышный красочный колорит музыки делает «Монологи веков» сочинением, непохожим на популяризаторскую проповедь, холодное назидание или плакатное провозглашение этических уставов. «Для меня Бог — это сказка, — говорит Виктор Степурко, — сказка, которая со мною с детства. Я и сейчас с удовольствием читаю описание видений и пророчества святых отцов церкви. Читаю и не могу начитаться. Как дети зачитывают сказки до дыр, так и я зачитываюсь видениями старцев».
Самым страшным местом Псалтыри Виктор Степурко считает псалом 21. В «Монологах веков» этот псалом назван «Пророцтвом про муки Ісуса та Його славу» и исполняется в центре всего сочинения. Композитор придает тексту 21-го псалма особое значение, поскольку считает, что «в нем заложена вся трагедия человеческой цивилизации».
— Этот псалом начинается со слов, которые Иисус Христос воскликнул на кресте: «Господи, зачем Ты меня покинул!» Для меня в этих словах выражена самая болезненная тема богооставленности, — говорит Виктор СТЕПУРКО. — Болезненная, потому что нет такого понятия — «богооставленность», есть другое — «человек оставил Бога». Но люди думают, что все наоборот. Если творится хаос и ужас, значит, «Бога нет, Бог умер, и уже давно! И вообще Его никогда не было!» При таком подходе человеку остается только одно — выжить любой ценой, за счет другого, что в конечном счете оборачивается тотальным самоуничтожением. Люди развивают в себе нечувствительность к боли ближних, пытаются закрыться от нее, объявить, что ее не существует...
Для себя я давно сделал вывод, что самые близкие к Богу люди, самые добрые, самые честные, самые порядочные, самые теплые и самые человечные — это старенькие бабушки, которые пережили войны, разруху, голод. Мне довелось жить в селах, и я со слезами на глазах вспоминаю, как эти бабушки по своей инициативе делились последним, что у них было, с новыми постояльцами в селе, чтобы поддержать их.
У меня были разные периоды отношения к Богу. Был «период чакр», период «интеллектуального отношения». Потом я подошел к символизму, который заложен в основе церкви, — символизм таинства крови и плоти Христовой, символизм, который не принял Иуда.
В конце 21-го псалма есть обнадеживающая фраза, что в будущем еще только будут рождены те люди, которые прославят Бога. Так что у человечества все еще впереди...
СПРАВКА «Дня»
Виктор Иванович СТЕПУРКО — украинский композитор, хормейстер, автор многочисленных духовных сочинений для хора, фольклорных композиций, семи симфонических драм для оркестра, модерн-балета «Игра в бисер», детских опер и музыки для театра.
Родился 22 декабря 1951 года в селе Николаевка Харьковской области. Музыкальное образование получил в Киевской консерватории, которую окончил сразу по двум факультетам — дирижерско-хоровому (по классу Льва Венедиктова) и композиторскому (класс Мирослава Скорика).
Огромное значение для творческого самосознания композитора имел переезд в 1981 году в пгт Макаров, под Киевом, на родину Данилы Туптала (святителя Димитрия Ростовского). Философская система украинского барокко с ее ключевой идеей побуждения человека к активной деятельности стала жизненным кредо композитора. С 1992 года и поныне В. И. Степурко является художественным руководителем хорового ансамбля «Свят-коло» Макаровского районного Дома культуры. Композитор удостоен звания почетного гражданина Макаровского района.
Активная творческая позиция В. И. Степурко, его профессионализм получили высокую оценку в профессиональных кругах.
В 1989 году В. И. Степурко стал первым лауреатом в истории премии им. Л. Н. Ревуцкого. Он является также лауреатом премий им. И. Огиенко (1998), Б. Лятошинского (2002), Н. Лысенко (2004), А. Веделя (2008), Международной премии им. Л. Витошинского (2005).
В 2000 году композитор награжден орденом Св. Владимира.