Раиса Недашковская — Мавка из фильма «Лесная песня» (1961) Виктора Ивченко. Это его режиссерская сопилка позвала к жизни актерский талант тогда еще киевской школьницы.
«М а в к а
А хто мене збудив?
Л і с о в и к
Либонь, весна.
М а в к а
Весна ще так ніколи
не співала,
як отепер. Чи то мені так
снилось?
Лукаш знов грає.
Ні... стій... Ба! чуєш?..
То весна співає?»
Кстати, фильму «Лесная песня» в этом году исполняется 60 лет! Был снят к 90-летию Леси Украинки. Положено отметить бы, в контексте 150-летнего юбилея классика.
Кинематографическую судьбу актрисы, которая началась так успешно, не назовешь уж такой успешной. Причина тривиальная — не нашлось режиссера, который бы имел ключик к этой уникальной личности и имел собственную феерию для нее.
И все же была ее фантастическая роль в фильме «Комиссар» (1967) Александра Аскольдова, где она сыграла роль матери еврейской семьи на распутье войн и бед... Картину растоптали, запихнувши ее на самую дальнюю полку (говорили, что «навсегда»). Никто ее тогда не увидел, а если бы случилось по-другому — актерская судьба НЕДАШКОВСКОЙ могла быть иной.
Назову еще Рузю в «Вавилоне ХХ» (1980) Ивана Миколайчука (роль женщины, которая знает все обряды и все магии, без которых жизнь пресная и неправильная; однокурсник Раисин, Миколайчук, знал, кому поручить эту роль — Недашковская сама любит разбираться с мистериями человеческой жизни).
Назову Катерину Белокур в «Буйной» (1990) Виктора Василенко — о, кто бы еще мог сыграть ту магию таланта народной художницы, как ни Раиса? В фильмах «Чудо в крае забвения» (1991) и «Голос травы» (1993) Наталья Мотузко так же угадала, поручив актрисе роли, ментально ей близкие. О, как неповторимо героиня НЕДАШКОВыСКОЙ, колдунья, передает секреты того колдовства девушке-ведьме, которую играет Ольга Сумская! Любить, любить вот все, чем напоенный космос народной жизни, пани Раиса...
Вспомнилось, как показывали «Голос травы» в Берлине, на международном кинофестивале. Актриса долго не появлялась (что-то подобное у немцев и представить трудно, а здесь было), аж мы обеспокоились. Наконец Недашковская появилась перед публикой, и та немо и восторженно рассматривала актрису. Ее костюм — это было что-то необыкновенное: дас ист фантастиш! Лесная феерия, сказка-мистерия, ну когда еще видели немцы и европейцы в целом что-то подобное? Хотя тем самым им напомнили и о собственном корне: не забывайте о нем, леди и гамильтоны!
Костюмы Недашкивской — это отдельная история. Не только на сцене (театр — отдельный роман ее жизни), не только на экране, но и в самой жизни. Барокковый избыток, но какая пышность, какое ощущение стиля! Сие — женщина, сие — она, во всей победной своей красоте и чаротворении!
Маленький сюжет. Конец 1990-х, едим на кинофестиваль «Киношок», в Анапу. На море! У меня достаточно солидный чемодан, у Раисы небольшая сумка. Потому смотрю, уже в Анапе — актриса ежедневно раза три-четыре переодевается в другую одежду. Откуда же она взялась, та одежда?
Не стерпел, спросил: «Я вон чемайдан какой тянул, трое штанов и все такое, а вы, вы же ехали с маленькой сумкой?!»
На лице Раисы расцвела иронично-радостная улыбка:
— Вы, мужчины, такие ненаблюдательные! То же все шарфики у меня, шарфики. Один туда, один сюда — раз-раз, и уже я другая!
Поэтому, иллюзион называется! Актриса!
Как хорошо, что у нас есть Раиса Недашковская! Божьего благословения, сил, здоровья и вдохновения творить магию нашей жизни еще многие и премногие лета!