Парламентские выборы в Молдове принесли победу проевропейской партии «Действие и солидарность» (PAS). Пророссийский блок из коммунистов и социалистов (ПСРМ-ПКРМ) получил гораздо меньше голосов по сравнению с результатами предыдущих выборов. Предварительно PAS будет иметь в парламенте 63 депутата из 101, ПСРМ-ПКРМ — 42. Еще 6 получила партия «Шор» беглого олигарха Илана Шора. Остальные партии и блоки не преодолели избирательный барьер.
В ходе избирательной кампании PAS сосредоточилась на социальных проблемах. В частности, на борьбе с коррупцией, реформах, в первую очередь в судебной и правоохранительной системах, подъеме экономики, медицине и т.д. Внешнеполитические проблемы отошли на второй план, хотя и подразумевались.
В отличие от PAS блок ПСРМ-ПКРМ во главу угла поставил именно внешнеполитический и даже ментальный выбор. Избирателя с каждого плаката призывали не допустить в Молдову гейропу, отстаивать церковные ценности и оставаться вместе с Россией. Не уставали на митингах, шествиях и в выступлениях по телевидению повторять, что Молдова находится под внешним управлением и в случае победы проевропейских сил она просто превратиться в какую-то колонию Запада и даже конкретно США.
Хотя список ПСРМ-ПКРМ возглавил коммунист бывший президент Владимир Воронин, а бывший президент-социалист Игорь Додон был вторым номером, но всю кампанию, в том числе и ее финансовую составляющую, вели именно социалисты. Все прекрасно понимали, что блок — это временный союз, и он вполне может прекратить существование уже в новом парламенте. Собственно, коммунисты не скрывали, что оставляют за собой право на свободу рук.
Похоже, что большинству гражданам Молдовы смертельно надоели внешнеполитические игрища прежних правителей, и они проголосовали за PAS. В конце прошлого года тогда лидер партии Майя Санду выиграла президентские выборы в значительной мере благодаря поддержке молдавской диаспоры в европейских странах, что принесло ей победу с преимуществом в 12% голосов.
В парламентских выборах ситуация была несколько другая. PAS победила в Молдове, а голоса диаспоры только закрепили успех партии и президента.
Это не простой арифметический факт. Происходит значительное изменение в настроениях граждан страны. Они все больше отходят от представителей старых давно известных партий и их лидеров в пользу новых. Соответственно произошел и поворот в предпочтениях. Теперь избиратель хочет проевропейского курса, так как сильно разочаровался в пророссийском.
Не в последнюю очередь свою роль сыграл и тот факт, что ограничительные меры России против молдавского экспорта и молдавских фирм заставили бизнес найти другие рынки. Зависимость от России ослабела и для многих гораздо предпочтительней оказалась Европа, куда можно поехать или переехать через Румынию. Экономика усиливает связи с Европой и благодаря близорукой московской политике разрушает связи с Россией. И это отражается в политике.
Всего этого в Москве предпочитали не замечать и по старой привычке продолжали вбухивать огромные деньги в вороватого Игоря Додона и его клику. По московской мысли объединение в блок с коммунистами должно было привлечь пророссийский электорат, содействовать его консолидации за счет других партий со сходными программными установками.
Ничего из этого не вышло. Пророссийский электорат, который по мысли российских политтехнологов достаточно мобилизован, на этот раз по разным причинам уклонился от участия в выборах. В противоположность ему симпатики PAS пришли голосовать.
Политические горизонты социалистов и пророссийских сил выглядят довольно мрачными.
В Москве обязательно поинтересуются, почему, несмотря на столь большие затраты финансов, массивную пропаганду и другие масштабные организационные мероприятия результат оказался столь плачевным. Додону нелегко придется при внятном объяснении, почему так случилось.
Хотя английское выражение never change your lovers in the middle of the night не советует менять своих любовников (или) любовниц среди ночи, но ситуация складывается для Москвы крайне неблагоприятной. Задуматься о смене действующих лиц так или иначе придется, что не сулит Игорю Додону в будущем ничего хорошего.
В этих условиях коммунисты во главе с Ворониным, их будет в парламенте 12 депутатов, чувствуют себя достаточно уверенно и с легкостью пойдут на сотрудничество с PAS, если речь зайдет об изменении конституции. Партии Санду до конституционного большинства недостает всего 4 голосов, и коммунисты их вполне могут дать. При каких-то условиях. Пока это не самый насущный вопрос, но такая возможность просматривается.
Результаты молдавских выборов — это не просто подтверждение прозападного курса. Скорее всего, они будут иметь стратегические последствия.
Во-первых. Все юго-западное направление теперь полностью антироссийское. После разрыва с Украиной Кремль теряет Молдову и с ней весь северо-запад Черного моря.
Балканское направление, столь важное для российских генералов, теперь наглухо закрыто и существенно отдалилось от России. Соответственно существенно повышается безопасность южного фланга НАТО, так как черноморские государства Румыния и Болгария являются членами Альянса, а Украина и теперь Молдова практически союзники.
Во-вторых. Полностью зависает пророссийский сепаратистский регион Приднестровье. Его основное назначение состояло в том, чтобы препятствовать и всячески тормозить прозападный поворот Молдовы. Ради этого Москва долгие годы содержит этот регион финансовой и материальной поддержкой, гарантиями безопасности.
Теперь Приднестровье, зажатое между Украиной и Молдовой, находится в очень сложном положении, так как вся его торговля осуществляется только с молдавской регистрацией и проходит либо через Молдову, либо через Украину. На хорошее отношение со стороны Кишинева и Киева Тирасполю рассчитывать не приходится.
В-третьих. Кремль потерпел тяжелое имиджевое поражение. Все его попытки пресечь так называемые цветные революции оказались неудачными. Более того, они перешли в электоральные.
Именно такая произошла в Молдове. Здесь возможности Москвы для давления на страну очень ограничены, так как нет общей границы, а на помощь Украины и тем более Румынии нечего рассчитывать.
Победа партии PAS тем более неприятна Москве, так как она совпадает с резким обострением ситуации на границах государств Центральной Азии.
Все это заставляет наращивать российские ресурсы в Центральной Азии и существенно отвлекает от западного направления. Везде быть сильным невозможно и очень скоро станет вопрос: что для Кремля важнее обеспечение безопасности государств Центральной Азии или противостояние с НАТО в Европе, Арктике, на Южном Кавказе и в Азово-Черноморском регионе.
Ответ для Кремля совсем не очевидный, так как предстоит сделать очень нелегкий стратегический выбор.
Прозападный поворот Молдовы — это еще один удар по идее возрождения в той или иной форме СССР при главенстве России. Вполне закономерно. Распавшуюся империю восстановить невозможно. Пока в Москве этого не поймут, последующие провалы неизбежны.