(Внимание, спойлеры!)
Она несчастна.
Она зла.
Она прекрасна.
Она Круэлла.
Хотя поначалу ее звали иначе.
При переносе комиксных или анимационных персонажей в кино с актерами возникает ситуация, которую можно назвать парадоксом приросшей маски.
Ведь любой рисованный массовый герой или героиня - это всегда преувеличение, какая-то слишком яркая черта, определяющая его/ее характер. Сверхспособности во всех этих Людей Икс и Суперменов, огромная голова Бетти Буп без шеи, колоссальные кулаки морячка Папая, истерический хохот дятла Вуди. В мире сплошной гиперболы, на которую опирается рисованный жанр, это является нормой. Но стоит заменить рисунки живыми существами - мультяшный шарм превращается в отклонение, мутацию, извращение или проклятие.
Круэлла в оригинальной анимации Диснея - долговязая злодейка в мехах и с сигаретой, выпускающая ядовито-салатовый дым. В живом римейке 1996 года - чистая фурия, истерическая фетишистка, помешанная на тех же мехах. В "102 далматинцах", снятых через четыре года, ей дали шанс на исправление, но безуспешно. Гленн КЛОУЗ, воплотившая Круэллу и в 1996, и в 2000, на тот момент была известна благодаря образу интриганки маркизы Изабель де Мертей в "Опасных связях" Стивена ФРИРЗА (1988). Роль у Диснея намного проще. Клоуз играет карикатуру - несложную крикливую хищницу, обреченную на поражение.
То есть от австралийского режиссера Крейга ГИЛЛЕСПИ требовалось сделать интересной героиню, к которой намертво пристало одномерное фарсовое амплуа.
Гиллеспи буквально вытащил ее за волосы. Круэлла уже рождается с отклонением - половина волос черная, половина - соломенно-белая. Конечно, становится объектом издевательств сверстников. Отвечает на травлю с недевичьими силой и яростью. Пробует мир на разрыв с пеленок. Ее жестокую сторону мама называет Круэллой, предпочитая видеть милую, нежную Эстеллу. И это раздвоение, собственно, определяет дальнейшее развитие событий.
Бесстрашие и талант к созданию одежды оказываются чрезвычайно ценными, когда Эстелла, потеряв маму, оказывается на улице и прибивается к малолетним ворам Джасперу и Горацию. Она способна сшить любую маскировку для любой авантюры и таким образом одурачить кого угодно.
Конструируя эту историю, Гиллеспи использует узнаваемые культурные коды. Уличное детство Эстеллы с убежищем на чердаке - отчетливо диккенсианский эпизод. Имя девушки отсылает к роману Диккенса "Большие надежды" - так же там звали юную героиню, кстати, приемную дочь. Основная часть сюжета разворачивается в условном Лондоне 1970-х. На заднем плане мелькают коллажные титры и надписи в стиле, использованном при оформлении пластинок и плакатов "Секс Пистолз". И, конечно, санудтрек - роскошная подборка музыки 1960-70-х, от Feeling Good Нины Симон до Should I Stay Or Should I Go британских панк-классиков The Clash, от Sympathy For The Devil "Роллинг Стоунз" до садомазохистского хита Игги Попа Now I wanna Be Your Dog.
Столь насыщенный аккомпанемент делает Круэллу / Эстеллу (Эмма Стоун) феноменом не столько социальным, сколько художественным; она исчадие лучшего ада, который можно себе представить - богемного мегаполиса, объятого пламенем тщеславия. А сатаной в этом сияющем инферно выступает другая Эмма - Томпсон - в образе хозяйки модного бренда, баронессы фон Хеллман (да-да, hell означает ад). К ней протагонистка устраивается на работу. Ей объявляет войну на уничтожение.
И это противостояние происходит в единственно соответствующей форме все более сложных, изощренных и впечатляющих перформансов, в центре которых всегда Круэлла, одетая столь же невероятно, сколь эффектно. Полноценная соавторка фильма - оскароносная дизайнерка костюмов Дженни Биван, предыдущая работа которой включает "Безумный Макс: дорога ярости".
Эмма Стоун прославилась в мюзикле «Ла-Ла-Ленд» (2016), сыграв молодую актрису по имени Мия, которая строит карьеру в Голливуде; ключевой момент той роли - взволнованная песня-монолог во славу всех "мечтающих безумцев". Круэлла определенным образом - антипод, негатив Мии - такая же целенаправленная, такая же безумная и такая же мечтательница, правда, ее мечта предусматривает руины; однако здесь симметрия неполная. Потому что в определенный момент в игру вступает совсем не комедийный Рок, который произрастает из мелодраматической коллизии с удочерением: вопрос, кто настоящая мать героини, подтверждает ее сущностную раздвоенность. Потому что если Эстелла - порождение доброй, заботливой Екатерины, то тогда Круэлла - отродье баронессы, холодной, безжалостной эгоцентристки, способной даже на убийство. Но Эстелла - просто скромная подчиненная ремесленница, генерирующая блестящие идеи, присваиваемые другими. В то время как Круэлла взаимодействует с миром. Иначе говоря, Эстелла занимается одеждой-описанием под контролем баронессы, в то время как Круэлла - одеждой-образом (термины, предложенные Роланом Бартом в исследовании "Система моды»).
По сути, в "Круэлле" сталкиваются не только две жестокие неуступчивые личности, но и два типа культуры: та, что превращает вещи в язык ради власти и та, что превращает вещи в действие ради низложения власти. И следить за этой битвой не менее интересно, чем за поворотами сюжета о мести. И это, конечно, совсем не пролог к слащавой диснеевской истории о белых с пятнышками щенках и шумной карге, помешанной на их шкурах.
Она для этого слишком прекрасна.
Слишком несчастна.
Слишком зла.
Слишком талантлива.
Столь талантлива, что может победить кого угодно.
Даже саму себя.