Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Люди нынешние и вечные

В творческом тандеме соединились поэзия Сергея Жадана и живопись Екатерины Косьяненко
1 августа, 2021 - 16:09
Невидимий автобус. 2017 рік.

В Национальном художественном музее Украины открылась художественная экспозиция «Список кораблей» заслуженной художницы Украины Екатерины Косьяненко. Реализации этого интересного и оригинального выставочного проекта предшествовала история, вылившаяся в появление арт-бука «Список кораблей» - сборника современного украинского поэта Сергея Жадана, который вышел в свет в 2021 году в издательстве MERIDIAN CZERNOWITZ (издатель С. Померанцев).

Знакомство поэта с творчеством Е. Косьяненко продолжается несколько лет, и когда он увидел работы художницы, почувствовал, что они лучше всего отражают суть произведений его серии «Список кораблей». Жадан отметил: «Работы Кати обладают удивительным свойством возвращать свет прошлому, наполнять его живым дыханием и живым значением. Это не осовременивание прошлого - скорее согласование, уравновешивание того, что было, с тем, что непременно произойдет». Так, под кураторством директора S.T.ART Foundation Татьяны Швед (Бескоровайной), возникла идея совместить поэтические и художественные образы как такие, которые наиболее точно иллюстрируют сокровенные смыслы, заложенные в слове и положенные на холст. Вернисаж Е. Косьяненко стал оригинальной презентацией нового сборника С. Жадана. В зале музея, среди картин Екатерины, творивших удивительную атмосферу бытия настоящего на фоне вечности, поэт прочитал свои стихи. Их строки эмоционально перекликались с сюжетами полотен. Так возникало то общее поле творчества, когда слово высекает созвучную мысль, а художественное изображение рождает соответствующий отзыв. В книге «Список кораблей» использовано 9 полномасштабных полотен Е. Косьяненко. На выставке, которая стала 29-м персональным вернисажем художницы, кроме них, были представлены новые работы.

***
Зачином книги С. Жадана становится вопрос: «Вы готовы?» Неравнодушные и умные люди, привыкшие думать и анализировать, - готовы! К восприятию голоса раздраженного разума, встревоженного сердца, к виду глаз отчаяния и спокойствия, умиротворения и неизбежности, к пониманию высшей цели и преодолению отчаяния, которого нельзя избежать. Только настоящее искусство способно дать энергию избавиться от отчаяния и найти через него опору на душевные силы. В том, что в творчестве Екатерины Косьяненко есть такое жанровое направление, как иконопись, чувствуется определенное его влияние на всю ее живопись. Люди на полотнах художницы странным образом подобны ликам святых. Что-то неуловимо сакральное чувствуется в каждой фигуре. Идея художницы глубоко философична. Все мы рождаемся чистыми, непорочными телом, мыслями, что делает нас схожими со святостью иконописных персонажей. И уже потом время и наши деяния «подрисовывают» лица и фигуры, придавая и проявляя новые черты и выражения. Художница отмечает природную святость каждого человека, награждая своих персонажей стилизованными удлиненными лицами со спокойными и всепонимающими большими глазами, длинными кистями рук и тонкими пальцами. За этой характерной внешней персонификацией скрыто ощущение внутренней фундаментальной глубины знаний и эмоций, которыми, по убеждению художницы, должен обладать человек. В такой трактовке художница добивается убедительной стилизации в сочетании иконописной манеры письма и реалистической живописи. Это дает ощущение современного звучания живописи, что, впрочем, опирается на весь классический массив мирового искусства. Такое переосмысление делает полотна Косьяненко чрезвычайно оригинальными, органично-эмоциональными в смысле найденного ею авторского почерка. В каждой работе Е. Косьяненко есть попытки зафиксировать на холсте тот момент жизни, который увиден именно ею, пережит ее чувствами, открыт с помощью художественной и человеческой интуиции. В этом желании делиться собственными переживаниями, открытиями, соображениями, восторгом миром, восхищением и разочарованием человеком, печалью, радостью и грустью - смысл разговора художника со своим зрителем. В фиксации времени, фиксации собственного видения мироздания Е. Косьяненко находит особый, личностный взгляд на историю человечества. Она не делит ее на века, десятилетия и годы, все во вселенной художницы существует здесь и сейчас. Она смело «путает» времена и пространства, уничтожая в своем воображении прерывность времени. Она словно провозглашает своими полотнами - прошлого не существует, нет и настоящего, и будущее под вопросом, просто есть жизнь, есть люди, которые делают ее особенной и неповторимой, яркой и многомерной.
***
Центральное полотно выставки, можно сказать, программное в серии «Список кораблей» - «Переход». Пестрая толпа, которая выглядит аллегорией рода человеческого, выстроена фронтально к зрителю. Это дает возможность внимательно рассмотреть каждого, кто стоит в ожидании зеленого светофора на дорожном перекрестке. Эти люди - наши современники, жители нашего города, с которыми и мы тоже стоим на переходе. И только присмотревшись внимательнее к этим боголиким фигурам, видим «хитро» спрятанных в толпе известных персонажей мирового классического искусства, даже еще больше, сам Христос разговаривает по мобильному телефону! Красный свет - момент, на который люди останавливаются перед продолжением пути. Каким он будет после старта «зеленого»? Возьмем ли дальше с собой атрибуты современности - кофе в бумажном стаканчике, мороженое, самокат, черные очки, целлофановый пакет? Не толкнем ли бесцеремонно Иисуса, спеша на переход? Не сорвется ли с поводка пес, который запросто может махнуть крыльями и взлететь? Удержит ли ребенок в руках синюю птицу?

Визуально в картине толпа отделена от города, который как бы «нависает» сверху. Мрачный вид обычного городского пейзажа не покидает ощущение счастья... Наверное, этим людям придется делать еще много «переходов», чтобы обрести покой и равновесие. Художница надеется, что человечество все же защищено, что Бог среди нас. Даже страшно представить, кому звонит Христос

Полотно «Остановка» тоже имеет выразительный ассоциативный ряд. Остановленные во времени, люди, перенесенные из параллельных миров, оказались случайно вместе на фоне золотистого отблеска города, где в домах надеждой светятся одинокие окна. В графическом переплетении изображений стволов и ветвей деревьев, силуэтов авто, очертания домов сдержанная информативность пейзажа поддерживается присутствием оранжевых переливов цвета с безупречной необходимостью присутствия черного, коричневого, красного. Герои, которые оказались на этой современной остановке городского транспорта, так же своими фигурами, позами, выражениями лиц, пластикой рук, характерными наклонами голов напоминают иконоподобных персонажей. За каждым из них - собственная история, непростая и многозначна, каждого интересно рассматривать, дофантазировать его жизни. Художница, передавая масштабность, казалось бы, локальной ситуации, предлагает колоссальный простор для полета фантазии.

Картина «Невидимый автобус» - своеобразная модель общества. В каком все - будто бы вместе и каждый - в своем микромире, закрытом пространстве. Судьбы таких разных героев хорошо прочитываются, в их фигурах - общность и обособленность. Фон очертания современного города за окном указывает на знакомое настоящее, но эти герои - ниоткуда, они - типажи, обобщения, в которых есть возможность узнать себя. И только их глаза - как зеркало души, держат на себе внимание...

«Нам йдеться про нашу самотність,
В якій ми так добре почуваємось,
якою ми виправдовуємо
критичну нестачу любові
в цьому прекрасному
світі».
Сергій Жадан

Чрезвычайное эмоциональное впечатление производит полотно «Корабли». Пространство неба и пространство воды - в насыщенном ультрамарине завораживает взгляд. Визуально делит эту ширь горизонтальная лента городского пейзажа со старыми высотками, которые обреченно молчат черными зрачками окон. На переднем плане - в зеленом лодке двое. Многомерная метафора зловещего Стикса с перевозчиком Хароном возникает сразу. Тем более что заброшенные дома похожи на разрушенный восток Украины, а мужчины в лодке напоминают военных. В пространстве воды в манере наивного искусства, словно детской рукой, нарисованы силуэты различных кораблей и лодочек. Они как бы под водой... Так рождается ассоциация о пластах эпох, которые накладываются друг на друга и держат всю историю человечества «на своих плечах». В конкретности сюжета полотна, где все совершенно выверено относительно колористики, глубины повествования, зрительных противовесов, поражает глобальность точки зрения художника на судьбу отдельных людей и всей страны.

Картины Екатерины Косьяненко к сборнику «Список кораблей», конечно, не иллюстрация стихов Сергея Жадана, они - унисонное созвучие с поэтическим словом и самостоятельное мощное явление. Как застывают слова стихов на бумаге, так запечатлеваются кистью в краске лики людей, современных и вечных, понятных и неразгаданных, вдохновенных и рядовых, таких, которые достойны осуждения и восхищение. Творческим выбором тем, колоритом палитры, нарочитостью будто бы небрежно положенного мазка художница утверждает выразительную индивидуальную манеру, хочет не приукрашивать действительность, не выписывать ее безупречной и совершенной, а фиксировать свое понимание жизни как можно более правдиво и честно... Особенность Косьяненко как художницы - стремление исследовать человека. На своих полотнах она накладывает один слой времени на второй, третий, четвертый... и сквозь толщу цивилизаций проявляет вечную сущность человека, его загадку. Почему человек такой, как и чем он живет, что исповедует, на что болезненно реагирует, как молится, перед чем преклоняется? Библейская стилизация на холсте прочно встроена в картину настоящего. В каждом человеке просматривается его судьба, мера определенности счастья и предсказуемость трагедии, в этой общности - картина человечества. Герои на полотнах Косьяненко, индивидуумы и народ, в основном имеют состояние покоя. Будто им известно что-то наиболее важное в этом мире. Поэтому все так похожи на лики святых на иконах. И как иконы, которые успокаивают и укрепляют веру, живопись Екатерины Косьяненко успокаивает, примиряет, вселяет надежду. Созерцая картины, можно наслаждаться цветными яркими нюансами, увлекаться совершенными композиционными решениями, эмоционально медитировать. А еще есть возможность обогатиться интеллектуально, так как в масштабности ассоциаций, сакральности философии, глубине метафоричности картин так много пищи для размышлений и поисков ответов на вечные вопросы, что ставит перед человечеством бытие.

Выставка «Список кораблей» Екатерины Косьяненко продлится до 8 августа.

Алла ПОДЛУЖНАЯ Фото предоставлено организаторами выставки




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ