Еще несколько дней назад казалось, что кризис с мигрантами на белорусско-литовской границе всерьез и надолго. Оказалось, что совсем нет. Буквально в считанные дни то чем Александр Лукашенко пугал Европу закончилось так же быстро, как и началось. В чем в Минске и их кураторы в Москве просчитались. Ведь расчеты были основаны на ходе предыдущего кризиса 2015 года, когда миллионы мигрантов ринулись в Европу и там их принимали по всем правилам предусмотренным местным законодательством.
Просчет состоял в нескольких вещах. Во-первых, ничего не повторяется в полной мере, а если кто-то хочет такого повторения, то получает фарс.
Во-вторых, Минск и Москва выбрали не тот объект для своих происков. Прошлое научило литовское общество решительным действиям по защите страны и противодействию внешним угрозам. В этом общество достаточно сплоченное, несмотря на разные мнения по многим проблемам.
В-третьих, Европа сделала соответствующие выводы из прошлого кризиса, и выступила в поддержку Литвы. Не менее важна поддержка соседей и союзников.
Латвия, Эстония, Финляндия направили в Литву специалистов и оборудование по охране границы. Когда у Литвы закончилась колючая проволока для оборудования пограничной полосы, с ней поделились сначала Латвия и Эстония, а потом и Украина.
Наша страна отправила Литве свыше 38 т рулонов колючей проволоки в виде гуманитарной помощи. В соответствии с указом президента Владимира Зеленского Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям передаст балтийской республике еще 2 партии такой помощи.
В самые тяжелые дни российской агрессии на Донбассе из Литвы пришли эшелоны со столь необходимым нам оружием и военным оборудованием. Теперь пришла наша очередь помочь балтийским соседям в столь сложной обстановке.
В московско-минских представлениях Европа столь изнежена, что не способна на решительные действия и серьезное сопротивление агрессивным действиям. И тем более она не может адекватно отвечать на гибридную войну, объявленную Москвой и Минском. И вроде бы первые дни кризиса подтверждали такие расчеты Лукашенко и Путина.
Уж как радовались потоку мигрантов на литовской границе и даже некоторой растерянности, как казалось пропагандистам, в Вильнюсе, Риге и Варшаве. Однако, очень скоро злорадство сменилось унынием.
До недавнего времени белорусско-литовская граница была достаточно прозрачной. Оснований для ее укрепления не было. В этом проявилось некоторое недопонимание в Вильнюсе характера режима Лукашенко.
В Риге и Таллине понимали, с кем имеют дело и поэтому несколько лет назад начали обустраивать границу с Россией и Беларусью. И теперь, в частности, Латвии это очень пригодилось.
В Вильнюсе сразу поняли свои просчеты и начали действовать решительно, но с соблюдением общепринятых норм. По отзывам мигрантов, литовская граница полностью контролируется патрулями с собаками, просматривается с воздуха и постоянно ведутся работы по ее обустройству. Уже установлено почти 5 км проволочных заграждений и теперь есть условия для ускорения работ.
Мигрантов не пускают в Литву и заставляют вернуться обратно в Беларусь. Теперь некоторые из них пытались пробраться в Латвию и Польшу. Однако ничего не получилось.
Как заявил агентству LETA министр обороны Латвии Артис Пабрикс, «Нынешние колебания и нерешительность могут стоить слишком дорого латвийскому обществу». По его словам, пограничные войска, вооруженные силы и полиция получили право выдворять мигрантов обратно в Беларусь, в том числе путем применения физической силы и спецсредств. У них запрещено принимать прошения о предоставлении убежища.
Со своей стороны глава латвийского МВД Мария Голубева написала в Twitter, что «Укрепление границы начинается немедленно». В качестве срочной меры, как сообщило агентство LETA, установят на границе с Беларусью временный забор из колючей проволоки на 18 разных участках. Его общая протяженность составит 37 км, а обойдется он в €1,73 млн.
Результат оказался противоположным намерениям Минска. Невозможность пересечь границы Литвы и Латвии заставили некоторых мигрантов двинуться в Польшу, но тут их ожидал неприятный сюрприз. Еще с советских времен польская граница с Беларусью защищена забором. На польской стороне границы — широкая распаханная полоса, которая позволяет пограничникам легко устанавливать места нелегального пересечения. Немало и естественных преград, которых нет на литовско-белорусском участке.
Видя очевидный провал своих гибридных действий Лукашенко, конечно, в своем стиле предложил переговоры. На своей многочасовой пресс-конференции он заявил, что «Не надо мне ставить условий. Вы не имеете права ставить мне условия… Если вы хотите, давайте начнем вести диалог, но без всяких предварительных условий».
В Литве с ним о чем-либо разговаривать отказались. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис заявил, что у литовской стороны есть требование к Беларуси — остановить поток мигрантов, но это не условие для возобновления диалога. Для восстановления отношений Александр Лукашенко должен уйти из власти, а в стране должны быть проведены новые свободные выборы. «Вот об этом мы можем позже поговорить», — приводит его слова TV3.lt.
В Вильнюсе не исключают, что провал гибридной провокации с мигрантами приведет к дальнейшему усложнению ситуации. Как сказал президент Литвы Гитанас Науседа, «Я не сомневаюсь, что будут усилия для дальнейшего осложнения положения, чтобы и дальше мешать палкой ту кашу, которую заварили несколько месяцев назад, но мы дадим отпор этому, и режим точно должен это хорошо понять».
Некоторую нервозность вызывают масштабные белорусско-российские учения «Запад-2021». Они пройдут в сентябре. В Москве и Минске гонят информационную волну, что во время или после учений российские войска могут напасть на соседей. Есть определенный риск пограничных вооруженных инцидентов.
Представляется, что подобный вариант развития событий маловероятен. Учения пройдут, и основная часть или даже все российские войска вернутся в места постоянной дислокации.
После принятия последних западных и особенно американских санкций Минску, а с ним и Москве больше нужно думать не о военных авантюрах. Им необходимо позаботиться о том, как заткнуть возникающие дыры в белорусском и частично в российском бюджете.
Это на пресс-конференции можно кричать, что ничего не страшно. На самом деле Лукашенко понимает, какие проблемы возникнут, когда с декабря экспорт калийных удобрений сильно упадет. Вместе с британскими санкциями против белорусских нефтепродуктов речь идет о $10 млрд. потерь для белорусского бюджет или о 7-8% падения ВВП. Лукашенко уже просит у Путина $1 млрд. и это далеко не последняя просьба.
Санкционный нажим будет нарастать, а реальных схем его обхода не просматривается. Если их и найдут, то дисконт от такого экспорта девальвирует всю поставку. Пример Ирана перед глазами. Последнему даже не помогает перегрузка нефти в танкеры в глубине океана. И те, например, российские компании, которые могут провести подобные экспортные операции, трижды подумают из-за опасности попасть в черные списки американского Министерства финансов.
Европа наконец-то показала, что готова защищать себя, в том числе и от гибридной агрессии самыми радикальными мерами. Пример Литвы, Латвии и Польши другим наука.