Артисты Днепровского академического театра оперы и балета (Dnipro Opera) показали два спектакля - «Белоснежка и семь гномов» и «Лукаш и Мавка».
К 30-летию Независимости Украины и 150-летию со дня рождения Леси Украинки коллектив подготовил премьеру балета Михаила Скорульского «Лесная песня» («Лукаш и Мавка»). Дирижер-постановщик - В. Гаркуша. Художник-постановщик - К. Пинчук. Костюмы - Ю. Алиева, Т. Титова. Спектакль создан при поддержке Украинского культурного фонда, который выделил средства на постановку произведения.
«Лесная песня» давно стала визиткой украинского хореографического искусства. Поэтическая сказочность сюжета, преисполненного глубоких философских обобщений, никого не оставляет равнодушным. История любви Лукаша, простого сельского юноши, наделенного сердцем мечтателя, и Мавки - фантастической лесной девушки, которая олицетворяет красоту жизни и природы, перекликается с традиционными сюжетами романтической балетной классики – «Сильфидой», «Жизелью». Сказочные персонажи, навеяные волынскими легендами, чудеса, что переплетаются с правдой глубоких человеческих чувств, с одной стороны, и с обывательским восприятием сытого существования, с другой, - на таком противопоставлении высокой мечты и грубой реальности создавались лучшие романтические произведения. Тяготение человека к идеальному не слабеет и в наше прагматичное время, потому конец земного существования романтического героя воспринимается в балете не как трагедия, а как уход в миры, где мечта, наконец, осуществляется.
Напомним, что премьера «Лесной песни» в хореографии Сергея Сергеєва и декорациях Александра Хвостенко-Хвостова состоялась в 1946 году (дирижер Борис Чистяков). В 1958 году Вахтангом Вронским при участии Натальи Скорульской в декорациях Анатолия Волненко была осуществлена новая постановка, которая практически не сходит с киевской сцены (в 1991 г. к 120-летию Леси Украинки спектакль был обновлен художниками М. Левитской и Н. Кучерей, хореографию Вронского и Скорульской обновил Виктор Литвинов).
Предложенная «Днепр Оперой» свежая и оригинальная двухактная версия балетмейстера-постановщика Андрея Литвинова, народного артиста Республики Молдова, сделана в полностью классическом стиле с добавлением элементов современной и острохарактерной пластики в сценах, связанных с природой; бытовые сцены поставлены в фольклорной стилистике: хореография народного танца здесь с более выраженной западноукраинской, условно - волынской пластикой. А. Литвинов отредактировал классическое либретто, написанное дочкой композитора Натальей Скорульской по драме-феерии Леси Украинки, сосредоточившись на главных персонажах, на основных конфликтах: любовь - измена, природа - человек.
Яркие, сочные декорации, воссоздающие и вековечный лес, и широкую плодородную ниву, и опрятное уютное жилище, художник-постановщик (он же директор-художественный руководитель «Днепр Опера) Константин Пинчук, как будто художественные полотна, поместил в раму в стиле петриковской росписи, которая символизирует такой себе тренд принадлежности к региону, на поприщах которого создан новый художественный продукт. Костюмы ярко образные, контрастные: мир природы и мир людей четко разграничены. И только Мавка - между двух миров: как жертва, как искупление.
Образ Лукаша в трактовке хореографа и в исполнении Дмитрия Ситкевича получился, скорее, легкомысленным, чем романтичным. А вот Мавка (Илона Байтлер) действительно такая, какой ее себе представляешь - нежное, трепетное дитя природы, которое с открытым искренним сердцем доверчиво попадает в сложный мир человеческих отношений и неумолимо погибает. Тем не менее, их прекрасные, с точки зрения хореографии и исполнения, дуэты выдержаны в абсолютно романтическом ключе. Яркие образы создали и на высоком техническом уровне исполнили Сергей Зданский (Перелесник), Екатерина Шмигельская (Килина), Ромина Бураева (Мать Лукаша - в трактовке А. Литвинова она не мим, а танцующий персонаж).
Хорошо скроенную партитуру под уверенной рукой дирижера-постановщика Владимира Гаркуши исполнил молодой профессиональный оркестр театра, передав музыкой все настроения - лирические, драматические, шутливые, - раскрыв широту замысла композитора, его глубокую народность и высокий симфонизм.
Спектакль, сокращенный до двух действий, получился более динамическим. Тем, кто любит и знает «каноническую» постановку Вронского, будет не хватать персонажей, которые несли разнообразно-декоративную роль: Тот, что плотины рвет и Русалка водяная, Водяной, Русалка полевая, Куць. В этой постановке мы не увидим Дяди Льва, который символизировал честь и совесть Лукаша. Вообще, сложный и многослойный рефлексивно-философский фон, тонкие взаимоотношения главных и второстепенных персонажей сведены к минимуму. И, как ни парадоксально, это полностью отвечает современным реалиям в мире почти тотального потребления.
Новая постановка «Лесной песни» обретает исключительную актуальность на фоне огромного количества природных катаклизмов нынешнего времени, когда бездумная, а кое-где и преступная деятельность людей грубо и катастрофически влияет на природное существование нашего общего дома - планеты Земля, которая болезненно реагирует страшными пожарами и наводнениями: это ее гнев и слезы. Волшебная сила искусства всегда заключалась в том, чтобы своими средствами, яркой образностью заставить людей задуматься о последствиях их неразумных действий!