Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вассала вызвали подъехать

Лукашенко документы подписал, но будет ли выполнять?
13 сентября, 2021 - 19:40
ФОТО РЕЙТЕР

Очередной визит Александра Лукашенко в Москву завершился подписанием 28 программ и заверениями о продвижении во взаимном сближении и даже о возможной интеграции.

И тут же в российской столице заговорили о близком включении и фактически аншлюсе Беларуси. Сделаем поправку на пропагандистское начало подобных утверждений. Буквально накануне так называемых выборов в Государственную думу с заранее известным результатом власти крайне важно предъявить подведомственному народу внешнеполитический успех. Внутри страны таковых не наблюдается даже при  самом большом пропагандистском увеличении.

Конечно, хотелось бы чего-то более масштабного. То ли договоренности с Байденом, то ли распада ЕС или НАТО, приращения земелькой бывшего СССР, но не сложилось. И даже завершение строительства газопровода «Северный поток-2» (ND2) не удалось выдать за крупное достижение, так как построить то простроили, да вот когда по нему пойдет газ и в каком количестве остается только предполагать. Европу грозят заморозить, хранилища в ней полупустые, на рынке цена газа устремляется вверх, пробивает психологические уровни, а правительства стран и руководство ЕС очень спокойны. Так что, как говорится, have pot-luck with us — чем богаты, тем и рады.   

В таких условиях в Кремле решили дожать Лукашенко и попытаться создать ему очень узкий коридор, так как ожидали его обычных маневров. По мнению московских планировщиков, сложились очень благоприятные условия для достижения известных целей.

Экономическое и финансовое положение Беларуси очень сложное и есть все основания полагать, что к концу текущего и в начале следующего года оно осложниться еще больше. Санкции и так сильно ударили, а тут ожидается еще и следующий их пакет.

С введением американских санкций белорусские компании становятся токсичными. С ними теперь опасно вести расчеты в долларах. Западные банки не хотят обслуживать таких клиентов, кстати, в любой валюте, а покупатели, при наличии выбора, предпочтут менее проблемных поставщиков. Придется давать покупателям большой дисконт, создавать промежуточные структуры, что уменьшает поступления в бюджет твердой валюты.

Минску срочно нужны кредиты, так как есть угроза остановки важнейших государственных предприятий. Деньги можно получить только в Москве. Были надежды на Китай, но Пекин предпочитает подождать. К тому же у него появился Афганистан. Талибам уже выделили $31 млн. на срочную покупку продовольствия и этим дело точно не ограничится.

Судя по всему, Лукашенко снова обратился за очередным кредитом в $3 млрд., а ему предложили подъехать в российскую столицу, чтобы, по крайней мере, набросать условия капитуляции.

И тут в очередной раз проявился талант белорусского автократа все обещать, лишь бы добиться хоть каких-то денег. Понятно, что уже просто так ничего не дадут, поэтому надо на что-то соглашаться.

Москву в первую очередь интересовало общее оборонное пространство. Другими словами, какие-то формы объединения российской и белорусской армий.  Частью такого пространство должно стать размещение в Беларуси каких-то российских контингентов под видом учебных центров или подобного. Голубая мечта российских генералов снова выйти на границу в районе Бреста и тем самым взять Польшу и Литву в полукольцо. Без этого с Лукашенко вообще говорить отказывались, и ему пришлось согласиться.     

Зная с кем, имеет дело, Москва всю запрашиваемую сумму не дала. Получил Лукашенко только $630 млн., но к ним льготные цены на газ и нефть. Некоторое облегчение, но не решение проблем. Денег до конца года точно не хватит.

Путин анонсировал восстановление объемов авиаперевозок между Россией и Беларусью. «Принято решение снять все ковидные ограничения, касающиеся авиационного транспорта», — сказал он. Тем не менее, это больше для публики. Любимое детище Лукашенко навряд ли восстановит весь прошлый объем перевозок. К тому же придется делить скудный воздушный пирог с российскими компаниями, так что это больше для имиджа.

Обратим внимание на тот факт, что в Москве были подписаны программы, раньше их называли дорожными картами. Они являются рамочными документами и будут наполняться конкретными соглашениями. И вот здесь и развернется настоящее сражение, так как многие вещи в Минске и Москве понимают иначе и за каждое слово и даже буквы будут большие баталии. И с выполнением ожидаются проблемы и как минимум проволочки. Уж в этом Лукашенко мастер.

Второй очень важный факт. Есть программа интеграции валютных систем, принципов взимания косвенных налогов и т.д. Вот с интеграцией валютных систем очень большой вопрос. Лукашенко категорически отказывался от единой валюты России и Беларуси. Это обстоятельство было первым и очень большим камнем, из-за которого интеграция остановилась еще в 2007 году.

И на этот раз ему удалось, по крайней мере, отодвинуть создание единой валюты. Как сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, речи о введении единой валюты России и Беларуси пока не идет, такие перспективы не просматриваются.

Со своей стороны, глава Центрального банка России Эльвира Набиулина заметила, что обсуждается гармонизация денежно-кредитной политики. «Смотрим, по каким направлениям будут гармонизированы наши денежно-кредитные политики, и исходим из того, что в перспективе Центральный банк Беларуси будет переходить к таргетированию инфляции». По ее словам, сроки гармонизации зависят от множества факторов. Здесь Лукашенко будет стоять до конца. Единая валюта, а это по определению российский рубль, будет означать конец его власти.

На встрече в Москве было много сказано о «реальных шагах по интеграции двух братских стран», так что интеграционные программы в октябре наверняка торжественно утвердят.

Вопрос состоит в выполнении подписанного. В свойственной манере Лукашенко будет откровенно саботировать выполнение тех программ, которые ему не нравятся. И их, как многие полагают, большинство.

И здесь мы переходим в политическую плоскость. Путин навязал белорусскому автократу положение вассала. Однако вассала своенравного и очень изворотливого.

При этом оба зависят друг от друга. Возможно, что Путин и очень хотел бы как-то избавиться от надоевшего Лукашенко, но под рукой нет подходящей кандидатуры. С арестом Виктора Бабарико политическое поле зачищено даже от пророссийских политиков.

Вокруг Лукашенко сформировалась клика, которая только с ним существует, и этот факт сильно связывает руки Москве. Можно, конечно, пойти на государственный переворот, но есть опасность внутренней дестабилизации с непредсказуемыми для Кремля последствиями.

Белорусская оппозиция за рубежом проходит процесс институциализации и при малейшей возможности готова возглавить движение по свержению режима. Очевидно, что приход во власть в Минске оппозиции поставит крест на всех программах и прочих документах, подписанных после августа 2020 года. И Тихановская и другие лидеры оппозиции об этом предупреждали в самой категорической форме. Так что тут никаких иллюзий у Москвы нет.

Остается только одно. Изо всех сил поддерживать Лукашенко и тем самым как-то обеспечивать стабильность западного направления. Никто не знает, как будут разворачиваться события в Центральной Азии после захвата Афганистана талибами. В Индии уже отмечено проникновение их агентуры и это для Москвы зловещий признак. 

Так или иначе, но в Кремле посчитали возможным не спешить и ждать дальнейшего развития событий. По мере ухудшения экономического и финансового положения в Беларуси усиливать зависимость Лукашенко и добиваться от него новых уступок.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ