С 2014 году Украина официально отмечает День защитника, а с прошлого года и защитниц, 14 октября. Также это праздник Покрова и День украинского казачества. Пока этот день имел только два повода для празднования, то никому не приходило в голову, что с Покровом или Днем казачества надо поздравлять школьников. Теперь накануне 14 октября родительские чаты в соцсетях посвящены теме -поздравляем ли мальчиков в классе и как? К счастью, некоторые учителя такие инициативы не поддерживает и предлагает взамен воспитательные беседы по случаю Дня защитников и защитниц, а кто-то приглашает к ученикам на беседу ветеранов и ветеранок. И это, по нашему мнению, не лучший вариант.
Александр Морозов участвовал в боевых действиях в 2014-2015 годах, его жена — в 2015-2016 годах. По просьбе своих знакомых накануне 14 октября написал в facebook следующее: «14 октября. День защитников и защитниц Украины. И это вообще не о празднике. Это о чести тех людей, которые защищали и отстаивали Вашу страну. Это о памяти о тех, кого нет. Это об уважении к тем, кто и сейчас в ООС ... Это о защите страны. Как бы вполне логично. Потому что праздник так и называется. А теперь большая просьба! Прекратите этот чертов танец с бубнами вокруг военных праздников в школах ... Хотите делать подарки? Скиньтесь деньгами, отправьте помощь на фронт. Это будет в разы лучше, чем Ваше «Что мы мальчикам падарим на 14 октября?!»
Возможно, такие аргументы наконец расставят точки над «і» и дадут понимание, что не все, что называется праздником на государственном уровне, нужно дублировать и отмечать в школе. По мнению доктора психологических наук Елены Лещинской, такое желание отмечать даже то, что скорее можно назвать днем памяти или проявлением уважения, напоминает пиар. «У нас закрепилась неистребимая идея, даже на западной Украине, что есть день, когда нужно поздравлять мужчин и женщин. Вот возник День святого Валентина, пришел позже и к нам. А перед этим у нас были советские праздники с женским днем и 23 февраля. С одной стороны, может, мало людям позитива, они ищут какие-то положительные поводы, чтобы выйти из обыденности. С другой — все образование спустилось на уровень пиар-акций. Требования к учителям, преподавателям вузов такие, что все, что происходит, должно быть отражено в соцсетях. То есть это конкуренция, но и игра на поверхностные эффекты. Также следует помнить об инфляции чувств и смыслов. Конечно, такие вот поверхностные вещи толеруються в нашем обществе, более того, они требуются. Ведь что проще учителю сделать — поддержать идею с поздравлением ребят, не имеющих к этому никакого отношения, или организовать якобы патриотическое воспитание. Возможно, долгая война и долгие переживания дали определенные защитные механизмы и снижение нравственного уровня, поэтому люди пытаются искать простые решения сложных вопросов. Потому что проблема ведь не в детях, а во взрослых, которые это инициируют».