История высшего образования Украины, как известно, начинает свой отсчет с Острожской академии. В связи с этим в течение октября в Национальном университете «Острожская академия» состоится ряд мероприятий, приуроченных 445-летию с момента основания первого учреждения высшего образования Восточной Европы — Острожской славяно-греко-латинской академии. Одно из важных мероприятий — это презентация обновленной экспозиции Музея истории Острожской академии как результата реализации проекта «Острожская академия: 445 лет истории высшего образования в Украине» в рамках партнерской программы «Культура. Туризм. Регионы» Украинского культурного фонда и Государственного агентства развития туризма. Также команда Музея планирует организовать форум «Университетские музеи: вызовы 21 века». Братство спудеев Острожской академии готовит культурно-массовые мероприятия, среди которых ярмарка, флеш-моб, премирование активных студентов. В конце октября состоится ключевое мероприятие — Острог Forum 2021 «445 лет высшего образования Украины» с участием дипломатов.
Итак, нелишне будет напомнить вехи истории вуза, который заложил фундамент качественного университетского образования далеко за пределами украинских земель.
ОСНОВАНИЕ
В 1576 г.. ст. мощный князь Василий-Константин Острожский в своем стольном граде Остроге основал Академию, которая стала первой высшей школой всей Восточной Европы и дала пример и первый шаг образовательный традиции на украинских землях. Создание школы высшего типа, подобной западноевропейским университетам и академиям, дало существенный импульс к возрождению и обновлению культуры и образования на русских землях.
Будучи одним из самых богатых магнатов своего времени, князь В.-К. Острожский занимался материальным обеспечением научного центра в Остроге. Весомую финансовую помощь академии предоставила племянница князя — княжна Гальшка Острожская. Поддержав идею своего дяди, она завещала на развитие Острожской академии «...6 тисяч кіп грошей лічби литовської...», благодаря чему попала в историю как первая женщина-меценатка высшего образования в Украине.
Для обучения студентов князь В.-К. Острожский впервые собрал ученых из разных уголков Европы, в том числе выпускников Ягеллонского и Падуанского университетов. В Острожской академии впервые в украинской школе было введено преподавание на латыни, греческом и церковно-славянском языках. Острожские студенты первые на украинских землях начали изучать семь свободных искусств — науки, которые составляли основу тогдашнего европейского образования. Знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки готовили студентов к освоению высших наук: богословия, медицины и философии. Воспитанники академии становились учителями, литераторами, типографами, церковными деятелями, распространяя полученные в Остроге знания в Украине и за ее пределами.
ИЗВЕСТНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ И ВЫПУСКНИКИ
Преподавательской деятельностью в академии занимались литератор Демьян Наливайко (брат Северина, главаря казацко-крестьянского восстания 1593-1596 гг.), греческий ученый и религиозный деятель, выпускник Падуанской академии Кирилл Лукарис (некоторое время ректор академии, впоследствии Александрийский, а позже — Константинопольский патриарх); астроном, математик, доктор медицины, выпускник Краковского и Падуанского университетов Ян Лятош; греческий ученый и религиозный деятель Эммануил Мосхопуло; выпускник Падуанской академии Никифор Парасхос-Кантакузен и другие. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий — выдающийся образовательный и культурный деятель, педагог, писатель-полемист, поэт.
Среди выпускников академии — гетман войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, первый ректор Киевской братской школы (с которой предстала Киево-Могилянская академия) Иов Борецкий, лаврский архимандрит Елисей Плетенецкий (который развил книгопечатание в Киеве), выдающийся ученый, писатель, автор первой грамматики церковнославянского языка Мелетий Смотрицкий, создатель знаменитой «Палинодии» Захария Копыстенский, известный церковный и культурный деятель Исакия Борискович и др.
ПЕРВЫЕ ИЗДАНИЯ ОСТРОЖСКОЙ ТИПОГРАФИИ
Для нужд академии и научного кружка князь Василий-Константин Острожский пригласил в Острог известного печатника Ивана Федоровича. Именно в Остроге был его самый плодотворный период. По инициативе князя В.-К. Острожского вместе с академией активно функционирует типография и кружок ученых, главной задачей которых был перевод библейских текстов на церковнославянский язык. Книги, увидевшие свет в Остроге, были первыми в своем роде и очень прогрессивными на то время:
Острожский букварь, 1578 — интересен тем, что был напечатан на греческом и церковнославянском языках. Кроме того, он состоял из греко-славянской книги для чтения и собственно Букваря с алфавитом. Художественное оформление титульного листа было применено впервые именно в Букваре.
Книга Нового Завета, 1580 — это первое среди славянских изданий сочетание в одном томе ветхозаветного Псалтыря и Нового завета. Важно, что книга напечатана в малом формате и предназначалась не для церковного, а для домашнего обихода или как книга для обучения в школах.
Книга (книжица) собрание вещей нужнейших, 1580 — первый в истории кириллического книгопечатания алфавитно-предметный указатель. Цитаты из Псалтыря и Нового завета упорядочены по темам в алфавитном порядке. Такая прогрессивная на то время работа была осуществлена одним из деятелей Острожской академии Тимофеем Михайловичем.
«Хронология» Андрея Рымши, 1581 — первый печатный календарь на украинских землях, а также первое печатное поэтическое произведение, написанное кириллицей. Здесь находим названия месяцев на церковнославянском, древнееврейском и «простом» разговорном языках. Кроме того, к каждому месяцу размещено двухстрочное стихотворение о каком-то библейском событии.
Острожская Библия, 1581 — грандиозный и многолетний труд ученых Острожской академии и Ивана Федоровича над переводами текстов священного писания был завершен 12 августа 1581 г. Тогда свет увидела первая полная печатная Славянская Библия. Острожская Библия — первое в Европе научно-критическое издание библейских текстов, при подготовке которого использовано чрезвычайно много источников на церковнославянском, греческом, латинском, древнееврейском, польском, чешском языках.
Острожская Библия — признанный шедевр мирового книгопечатания. Специально для печати Библии Иван Федорович изготовил 6 шрифтов (4 кириллических и 2 греческих). Книга богато украшена инициалами, заставками и концовками, которых насчитывается более 1400. Острожская Библия содержит 628 листов, то есть 1256 страниц, где, без ошибок, размещено 3 млн 240 тыс. печатных знаков. Стихотворение на герб князя Василия-Константина Острожского авторства Герасима Смотрицкого — первый образец геральдической поэзии на украинских землях.
ПЕРВАЯ УКРАИНСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА И НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
На фоне идеи Берестейской унии существенно активизировалась полемика между Западной и Восточной Церквями. Первым центром полемики стал Острог. Труды, вышедшие из-под пера острожских ученых, заложили основы нового в Украине жанра полемической литературы и вознесли его на небывалую высоту, открыли новые возможности использования церковнославянского и разговорного «русьского» языка, впервые так широко использованого в полемике. В 1587 г. в свет выходят работы Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного» и «Календарь римский новый». Произведения Смотрицкого — первые печатные в Украине не на церковнославянском, а на «простом» языке.
Нормированием украинского книжного языка занимался и известный поэт, преподаватель Острожской академии Демьян Наливайко. Он последовательно сопровождал церковнославянские тексты переводами на украинский язык. В 1606 г. в Остроге вышел Требник с «предисловием» Д. Наливайко на «русьском» языке, в 1607 — двуязычный (церковнославянско-украинский) сборник «ЛЂкарство на оспалый умысл чоловЂчий», который включает предисловие Демьяна Наливайко. В 1618-1619 г. выпускник академии Мелетий Смотрицкий опубликовал «Грамматику». Эта работа оказала существенное влияние на развитие филологической науки у разных славянских народов. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого много десятилетий служила основным пособием для изучения церковнославянского языка в Украине и Беларуси.
ИСТОРИЯ ОСТРОЖСКОЙ АКАДЕМИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ВПИСАНА В ОБЩУЮ УКРАИНСКУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ КАНВУ
Как утверждает ректор Национального университета «Острожская академия», профессор Игорь Пасечник, историю пишут в основном ученые в Киеве, которые делят ее на региональную и столичную. К большому сожалению, столь мощная история князей Острожских, которых Иван Огиенко называл самыми успешными князьями, и интеллектуальная история Острожской академии до сих пор остаются в тени. В свое время Михаил Грушевский писал, что Острожская академия в XVI-XVII веках была известна как «перше огнище нової освіти, нового шкільництва, нового духовного життя».
«Важно, что современные ученые постоянно открывают новые исторические имена, новые подвиги, связанные с историей Острога и Острожской академии. Достаточно вспомнить победы войск под командованием князя Константина Ивановича Острожского в битвах под Вишневцом (1512) и под Оршей (1514), победу в битве под Хотином с участием выпускника Острожской академии Петра Конашевича-Сагайдачного. Он фактически создал Украинское казацкое государство как прообраз Украины. Также не забываем и о выпускнике академии Северине Наливайко, который имел уникальные военные способности и мог филигранно работать как саблей, так и мозгами. Именно он был главнокомандующим войск князя К. Острожского. Как по мне, то памятники князьям Острожским должны быть не только в Польше или Литве, но и в других европейских странах, ведь благодаря войскам под их командованием не удалось ограбить Европу захватчикам. Нации априори не может быть присущ патриотизм, если у нее отбирают победы и интеллект. В советское время нам намеренно ампутировали историческую память об Острожской академии, князьях Острожских и вообще обо всем величественном, связанном с Украиной. А на самом деле Острожская академия стала прочной основой для ряда учебных заведений того времени, в том числе и Киево-Могилянской академии, киевской братской школы. До тех пор, пока история князей Острожских, Острожской академии и Острога как стольного града не будет вписана в общую украинскую историческую канву, мы не сможем говорить о полноценной истории Украины», — отмечает Игорь Пасечник.