«Идея представить украинскую продукцию на международной ярмарке витала в воздухе давно. Но то не хватало смелости, то мешал карантин. Очевидно, это время было необходимо для того, чтобы объединить вокруг мечты об украинском стенде на международной гастрономической ярмарке Foire de Dijon как можно больше людей», – отмечает член правления «Украинского органического кластера» Татьяна Яблонская. Именно она стала одним из тех драйверов, сумевших консолидировать усилия украинского бизнеса и впервые за 100 лет существования международной ярмарки Foire de Dijon представить Украину, причем не просто как житницу, а аутентичную страну с богатой культурой, креативными индустриями, органической продукцией и не менее изысканной, чем французская, кухней.
Визитеры, а это на минуточку 160 тысяч человек, посетивших ярмарку за две недели его работы (с 30 октября по 11 ноября), были поражены украинской локацией «UA Taste». На ней украинские производители проводили мастер-классы по традиционным ремеслам и приготовлению борща, устраивали дегустации вина и мяса, презентацию туров по Украине. Отдельно были представлены музыкальные развлечения, разные активности, среди которых дефиле в вышиванках, песочное арт-шоу и даже лекция «Анна Киевская – королева Франции». По сути, как говорит Татьяна Яблонская, украинский бизнес взял на себя полномочия государства и вместе со своей продукцией представил Украину миру, потому что по-другому передать философию брендов от нового поколения украинских производителей, основывающихся на ценностях, было бы нереально.
«У ЄВРОПІ НЕ БУЛО КОНСОЛІДОВАНОГО СТЕНДУ ВІД УКРАЇНИ»
«Ми вже вкотре разом з українськими виробниками обговорювали можливість колективної участі в міжнародній виставці, щоб спільно просувати свою продукцію в Європі. Попередньо був намір долучитися до ярмарку в Парижі, але через карантин його скасували. Та Вінницька міська рада, яка має співпрацю з французьким Діжоном, на запрошення організаторів запропонувала представити український бізнес на сотому міжнародному ярмарку Foire de Dijon. Це була гарна нагода потрапити на європейські радари, яку не можна було пропустити. Тому громадські спілки «Український органічний кластер», який я представляю, і «Дороги вина та смаку України» взялися за підготовку, – розповідає Тетяна Яблонська. – Взяти участь у ярмарку зголосилися виробники з кількох регіонів України: Вінниччини, Київщини, Запоріжжя, Закарпаття, Черкащини, також були представлені виробники з ініціативи «Дороги вина та смаку», які, до речі, створені на зразок Бургундії, тобто, як у Франції.
Вообще никогда еще в Европе не было консолидированного стенда от Украины. Персонализированные выставки украинских производителей в международных выставках были, например, в Страсбурге, но такое количество украинских брендов на консолидированном стенде было представлено впервые. Благодаря этому мы выглядели ярко и колоритно. Правда, в этом году, по словам организаторов, посетителей было меньше, чем в предыдущие годы. Прежде всего, из-за карантина. Но мы нашли немало друзей, в частности, среди эмигрантов или людей с украинскими корнями. Они, узнав об украинской локации на ярмарке, приезжали отовсюду – специально к нам на стенд. Возможно, это не скромно, но украинский бизнес выполнил работу за посольства, в частности, в плане продвижения Украины в мире. Теперь об Украине в Бургундии точно знают. Знают, где она находится, какая у нее кухня, культура, история. И это важно, потому что теперь Украина имеет правильную ассоциацию – независимая, аутентичная, открытая, с искренними и гостеприимными людьми. Никто ее больше не идентифицирует с Россией. Более того, мы донесли до посетителей месседж, что борщ – это украинское блюдо, как и котлета по-киевски и деруны».
ФРАНЦУЗСКАЯ ПРЕССА ВСПОМНИЛА О БОРЩЕ
Foire de Dijon входит в пятерку крупнейших ярмарок во Франции. К тому же это экономический форум №1 в регионе и мощная площадка для поиска поставщиков и обмена опытом. Он объединяет разноформатные аттракции, среди которых фудкорт, кулинарные соревнования, мастер-классы, круглые столы, шоу-программы и прочее. Отдельные залы фестивального павильона отводятся участникам других стран, представляющим культуру и гастродостояние своей родины. В этом году среди приглашенных в международную локацию были Италия, Канада, Ирландия и впервые за 100 лет существования ярмарки Украина.
Как рассказывает заместитель мэра Винницы Андрей ОЧЕРЕТНЫЙ, получить приглашение на ярмарку удалось благодаря сотрудничеству с администрацией города Диджон, начало которому горрада положила еще в 2019 году. В день открытия выставки украинский стенд посетили заместитель мэра Дижона Сладана Живкович, президент агрокластера Vitagora Пьер Гез, президент компании Beten Жан Рош, руководители департаментов региона Бургундия-Франш-Конте, а также председатель оргкомитета ярмарки и президент ассоциации Dijon. Он, к слову, своими впечатлениями от украинской локации поделился в местной печати, указав, что в этом году четыре страны разместились в интернациональном крыле: Италия, Ирландия, Канада и Украина. Последняя стала приятным сюрпризом.
«Эта страна возрождает свою кухню, долгие годы гастрономические традиции жили в бабушкиных рецептах без кулинарных книг. У каждой семьи свой рецепт борща. Эту тему даже исследовали учёные... Это очень интересно», – прокомментировал Жан Бато.
«СОТРУДНИЧЕСТВО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ»
Всего в ярмарке приняли участие 40 украинских производителей, которые доставляли, расторможивали, арендовали площади за свой счет. Среди них были представлены уже известные винницкие бренды – Винный дом Гигинеишвили, торговая марка «Солодка мрія», гончарная мастерская «ЕтноЧари» и Винницкая пищевкусовая фабрика. Из брендов из других областей представили медовые наливки, наливки из Львова, вина Stakhovsky, дистилляты с уникальным плодовым ароматом, «Бессарабскую Брынзарню», закарпатские колбасы, аутентичные карпатские пряники, органические продукты и уникальные изделия творческих мастерских «Зерно» и Александры Телиженко, керамику из глазурованной глины. Такого разнообразия не было ни на одной локации, продолжает Андрей Очеретный. Были товары, которые представляли демонстрационные образцы, но большинство продукции можно было приобрести непосредственно на выставке. Поэтому посетители задерживались у украинского стенда как можно дольше.
«Наше сотрудничество с городом Дижон, которое продолжается с 2019 года, набирает обороты. Наши предприниматели вернулись домой с новым опытом и новыми контактами, важными для делового партнерства, – отметил Андрей Очеретный. – Присутствие украинского представительства и винницких производителей на этом знаковом для всего региона событии вызвало значительный интерес у посетителей, заметный невооруженным глазом. Они дегустировали, расспрашивали и делились своими впечатлениями от Украины. Приятно было слышать от французов высокую оценку винницких вин, пищевых продуктов и гончарных изделий. Это сигнал о том, что наши производители могут быть конкурентными на европейском рынке».
«МЫ ИМЕЕМ БОЛЬШОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОКРОВИЩЕ, О КОТОРОМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ»
Диджон находится в Бургундии – одном из крупнейших административных регионов Франции, в 300 километрах от Парижа. Бургундцы постоянно интересуются новыми вкусами, хотя и остаются патриотами собственной гастрономической культуры, внесенной в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Но это не мешает им открывать другие вкусы и впечатления. Для Украины и наших производителей это хорошая возможность продемонстрировать свой потенциал и изучить вкусы французов. А еще заинтересовать их нашей культурой, традициями, изделиями, чтобы они приехали в Украину, говорит участница Foire de Dijon, представительница винницкого Арт-пространства «ЕтноЧари» Виктория НИКОЛАЕВА. На ярмарке было много людей, искренне интересовавшихся богатством украинской культуры и гастрономии. Они активно приобщались к мастер-классам по гончарному искусству, забирали с собой не только интересные вкусы, сувениры и впечатления, но и часть украинского колорита.
«До сих пор для них не известная страна открылась настолько сильно, что они расспрашивали, как можно приехать к нам и увидеть все наше богатство своими глазами, – рассказывает Виктория Николаева. – Мы получили грандиозный и неожиданный опыт, приобрели новых друзей. Очень рада знакомству с творческой командой мастерской Александры Телиженко. Прекрасные люди и качественный бренд. Вообще, команда украинских производителей была мощной. Интересные люди, с которыми мы будем сотрудничать и дружить. Уже есть определенные планы и заказы на будущее. Получили предложение от украинского консульства во Франции, подготовить мощную презентацию Украины как художественной страны в Париже. Событие состоится в мае 2022 года. Так что движемся вперед и ориентируемся на новые возможности для продвижения Украины в мире. Мы имеем большое историческое художественное сокровище, о котором нужно рассказывать, которое нужно показывать и рекламировать».
Сейчас украинские производители уже решают, в каком формате смогут быть представлены на новой международной ярмарке The Foire de Paris, которая состоится весной следующего года. Ведь интерес к украинским брендам со стороны французов нельзя утратить. Отечественные продукты от нового поколения бизнеса заслуживают того, чтобы быть представленными на европейском уровне.