Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Богдана Сильвестровича невозможно забыть»

Известный грузинский режиссер Роберт Стуруа был почетным гостем Международного фестиваля «Код Ступки»
24 ноября, 2021 - 16:50

В рамках художественного форума прошла встреча Роберта Робертовича с театралами и представителями СМИ. Режиссер откровенно рассказывал о том, что его волнует, вспомнил сотрудничество с Богданом Ступкой, о премьере, которую представил в Киеве, и поделился своими мечтами.
- Я считаю, что между грузинами и украинцами есть определенное сходство, – начал Роберт СТУРУА. – Грузинские артисты играют так, словно завтра уже ничего не будет! А потому это как последний спектакль в их жизни. Что-то подобное есть и у украинских мастеров, и это несмотря на то, что наши народы очень любят жизнь. Знаете, на киевских репетициях артисты немного издевались надо мной…  Впрочем, я уверен, что когда у мастеров нет трезвого взгляда на обстоятельства и свою игру (они должны понимать, кому из зрителей адресуют спектакль, строго отбирать все лишнее) иначе постановка не достучится до сердец публики. Я, как режиссер, в театре похож на «злую собаку»…

О ВРЕМЕНИ

- Жизнь меняется…  Например, раньше я хорошо спал, а сейчас маюсь из-за бессонницы… Политика, хочешь или нет, а вмешивается в нашу жизнь. Знаете, мой дедушка в партию принимал… Сталина. Поэтому перемены нужно начинать прежде всего с Грузии. Я считаю, что сейчас в моей стране есть зачатки фашизма. Не все согласны с этим, но мне кажется, что нелегкие времена ждут грузин. И это, к сожалению, крылось в нас самих: зло, которое вдруг выползло, как стихия, а потому в Грузии нестабильная ситуация. Могу процитировать слова одного из героев пьесы «Это случилось в Виши» Артура Миллера: «Фашизм – это хамство! » …

О БОГДАНЕ СТУПКЕ

- Богдан Ступка был для меня интересной личностью. Таких людей, как Богдан, я немного встречал. Его невозможно забыть! Те часы, дни, когда мы тесно общались, – незабываемы. Мы были соавторами спектакля «Царь Эдип». Наши репетиции драмы Софокла запечатлелись на всю жизнь. Хотя рождение постановки было непростым, иногда даже мучительным, но я понимал, что Богдан Сильвестрович – потрясающий актер и неординарный человек. Насколько удачный у нас получился спектакль – не мне судить. Это было 18 лет назад, а кажется, словно вчера…  Впрочем, я считаю, что работа давала надежду на дальнейшие новые, совместные проекты, но, к сожалению, наши творческие мечты по разным обстоятельствам не удалось воплотить в жизнь… Но я думаю, что с коллективом Театра имени Ивана Франко мы еще обязательно поработаем.

Очень хорошо, что основан Международный художественный фестиваль «Код Ступки» и нашему Театру им. Шота Руставели выпала честь открывать этот проект спектаклем «Конец игры» по пьесе Сэмюэля Беккета. Эту постановку мы посвятили памяти выдающегося композитора Гии Канчели, многолетнего соавтора и моего друга, писавшего потрясающую музыку ко многим спектаклям.

Знаете, почему во время гастролей в Украине нас преследуют определенные проблемы, в частности с декорациями, а ваши таможенники так придирчивы, словно мы везем какую-то контрабанду… А на самом деле мы к декорации можем только добавить немного мандаринов, которые везем в подарок для друзей. Пришлось вмешиваться Ирине Батько-Ступке, председателю Благотворительного фонда Богдана Ступки, чтобы автомобили с декорациями все же пропустили в Киев. Я даже подумал, а может, это поклонники Саакашвили нам «палки в колеса» втыкали? Так как во время правления Михеила, в 2011 г. меня уволила с должности художественного руководителя Тбилисского театра им. Шота Руставели… Я стал работать в театре Et Cetera, с которым сотрудничаю и поныне. Сейчас идут репетиции сцен из известной пьесы Островского «На всякого мудреца…», потому что считаю, что в этом произведении много лишних разговоров, и все понятно современному зрителю, а мой любимый размер спектакля – один час тридцать минут…

Думаю, что на фестивале «Код Ступки» нужно представлять спектакли разных стран: творческие поиски и находки. Большое спасибо всем, кто в наше очень непростое время все же решается проводить такие масштабные творческие проекты. Отлично, что на фестивале также была представлена ретроспектива знаковых фильмов Богдана Сильвестровича, а в галерее Vakulenko art consulting представлена совместная выставка работ художников Украины и Грузии «VynoGrad: цвет спелого города» с участием художников: Владислава Шерешевского, Юрия Вакуленко, Николая Журавля, Петра Лебединца, Матвея Вайсберга, Анатолия Криволапа, Давида Шарашидзе, Руслана Агирбы, Гии Миминошвили, Бадри Губианури, Тамаза Авалиани. После Грузии художественную эстафету в следующем году будет принимать Азербайджан. Желаю организаторам фестиваля вдохновения, и чтобы все их планы, даже во времена пандемии COVID-19, осуществлялись!

СПРАВКА «Дня»

Роберт Робертович СТУРУА родился в Тбилиси в 1938 году. В 1962 году окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института. С 1962 года начал работу в Тбилисском драматическом театре имени Шота Руставели. С 1979 года — главный режиссер, а с 1980 года по 2011 гг. был художественным руководителем этого театра. После увольнения получил приглашение в театр «Et Cetera», где до сих пор работает главным режиссером.

В июне 2013 года Роберт Стуруа открыл в Тбилиси собственный театр «Фабрика», подаренный ему премьер-министром Грузии Бидзином Иванишвили. Первой премьерой на новой площадке стал спектакль «Мария Каллас. Урок» по пьесе Терренса Макнелли «Мастер-класс».

Стуруа поставил более сотни спектаклей. Наиболее известные: "Кавказский меловой круг" Бертольда Брехта, "Ричард III", "Король Лир", "Гамлет" и "Макбет" Уильяма Шекспира. В московском театре Et Cetera Александра Калягина поставил «Венецианского купца» Шекспира и «Последнюю запись Креппа» Самюэля Беккета. В театре "Сатирикон" - "Гамлет" Шекспира и "Синьор Тодеро, хозяин" Карло Гольдони. В Киеве в театре им. И. Франко с большим успехом шла его версия «Царя Эдипа» Софокла, где главную роль исполнял легендарный Богдан Ступка.

В рамках фестиваля «Код Ступки» режиссер представил одну из своих резонансных постановок – «Конец игры» по пьесе Сэмюэля Беккета Тбилисского театра им. Шота Руставели.

Роберт Стуруа плодотворно работал и в оперных театрах. Он поставил "Музыку для живых" Гии Канчели, оперы "Огненный ангел" Сергея Прокофьева, "Отелло" Джузеппе Верди, "Кармен" Жоржа Бизе в Тбилиси. В репертуаре Большого театра идет его постановка оперы "Мазепа" П. Чайковского, а в Ла Скала - "Борис Годунов", "Видения Иоанна Грозного" Сергея Слонимского – в Самаре, "Евгений Онегин" Чайковского – в Болонье.

Спектакли Стуруа объехали с гастролями весь мир — от Австралии до Швейцарии, от Аргентины до Иерусалима, и всегда они вызывают интерес у публики и театральных критиков.

Подготовила Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ