«Фатумата очень смелая, и она первая в своем классе», — с гордостью говорит ее учитель в школе в Кидале на севере Мали, показывая табель девочки. До этого Фатумата (ее имя изменено по соображениям безопасности) прошла длительный путь, идет речь в статье на официальном сайте ЮНИСЕФ www.unicef.org. 14-летним подростком она из-за издевательств мачехи убежала из дома. «Когда я ушла, горе и боль, которые я чувствовала, были такие большие, что я не боялась», — рассказала она. «Мачеха не пускала меня в школу, вынуждала делать тяжелую работу, а отец ничего не говорил о ее издевательствах». Фатумата познакомилась с девушкой ее возраста, которая работала в негосударственном вооруженном формировании. «Она предложила мне поработать с ней», — говорит девочка. С тех пор в течение семи месяцев Фатумата отвечала за покупки, стирки, посуду и много других домашних дел в лагере. «Однажды к нам пришел руководитель группы и сказал, что мы больше не можем там оставаться, потому что мы слишком молоды», — вспоминает она. «Он встретил людей из партнерской организации ЮНИСЕФ «Солиса», которые объяснили ему, что это не место для детей. Он хотел, чтобы мы немедленно ушли. В тот же день приехали посредники неправительственных организаций, и мы поехали в Кидал». А уже в Кидале Фатумату взяли под опеку в поддерживаемый ЮНИСЕФ центр для детей, которым руководит его партнер «Солиса». «Благодаря разговорам с наставниками я узнала много вещей: что такое домашнее насилие, какие риски ранних браков, почему родители должны поощрять и прилагать усилия, чтобы и девочки учились, а не только мальчики», — объясняет она, прибавив, что с тех пор помогает друзьям, которые также оказались в сложной ситуации.
Девочка в то же время боялась и хотела воссоединения с семьей, идет речь в публикации. При поддержке фасилитаторов «Солисы» с семьей Фатуматы связались, и она в ноябре 2020 года вернулась в семью. «Все прошло хорошо. Я объяснила, что больше всего хочу учиться. Я хочу понять жизнь и вещи вокруг меня», — вспоминает девочка. Поскольку школа была закрыта, связались с ее тетей, которая проживает в Кидале, и она согласилась принять девочку в течение учебного года.
«Я хочу делать много вещей: ходить в школу, стать медсестрой, а потом вернуться сюда и что-то делать, помогать своему обществу и не допустить, чтобы другие дети оказаться в моей ситуации», — делится девочка.
В Западной и Центральной Африке ЮНИСЕФ работает со всеми сторонами конфликта, чтобы способствовать освобождению детей, и с партнерами, чтобы предоставить им опеку и социально-экономическую поддержку, чтобы способствовать их реинтеграции в общество. Целостная помощь, которая предлагается детям, включает приют, психосоциальную и медицинскую поддержку, поиск и воссоединение с семьей, коррекционное образование и профессиональную подготовку, напоминают на официальном сайте ЮНИСЕФ.
А Reuters тем временем наводит свежую статистику агентства ООН по делам детей: в Западной и Центральной Африке зафиксировано наибольшее количество детей, вовлеченных в конфликт из всех регионов мира, и это количество растет.
Организация Объединенных Наций подтвердила, что приблизительно 21 000 детей была завербована вооруженными силами и негосударственными вооруженными формированиями в регионе в период с 2016 по 2020 год, столько же, сколько за все предыдущее десятилетие. По данным ЮНИСЕФ, количество подтвержденных ООН случаев выросло на 16% — до 4592 человека в 2020 году с 3947 детей в 2016 году.
Вооруженные группы — от Мали до Демократической Республики Конго — используют детей как бойцов, а также гонцов, шпионов, поваров, уборщиц, охранников и грузчиков. По данным ЮНИСЕФ, в Западной и Центральной Африке также было наибольшее количество детей-жертв сексуального насилия в мире и второе по количеству похищений за тот же период. «Это рейтинги, в которых мы бы предпочитали не участвовать. И это лишь те случаи, какие ООН смогла проверить: фактическое количество серьезных нарушений намного выше», — сказала Карин Гайслер, региональный руководитель ЮНИСЕФ по защите детей на брифинге в Женеве, передает Рейтер.