Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь после Глазго

Украина взяла на себя ряд новых обязательств по противодействию изменению климата – как справится?
29 ноября, 2021 - 18:36
ФОТО РЕЙТЕР

13 ноября в городе Глазго (Шотландия) завершились мировые климатические переговоры СОР26 (26th UN Climate Change Conference of the Parties). В течение двух недель представители более 120 стран мира пытались договориться о нерешенных или отложенных вопросах по реализации Парижского соглашения и борьбе с изменением климата. Главный вопрос повестки дня заключался в том, как можно ограничить глобальное потепление и зафиксировать его на уровне 1,5 °С относительно доиндустриального уровня. Для этого была достигнута договоренность о фундаментальных нормах в сокращении видов парниковых газов, регулировании углеродных рынков, закрытии убыточных угольных шахт, балансе убытков и расходов, адаптации к изменению климата и т.д.

Украина также активно участвовала в переговорах и презентовала амбициозную климатическую цель: к 2030 году сократить выбросы парниковых газов до уровня 35% по сравнению с 1990 годом. Она приняла ряд международных инициатив, которые помогут реализовать эту цель. Речь идет о Глобальной инициативе по сокращению выбросов метана, Альянсе по прекращению использования угля при производстве электрической энергии, Декларации об устойчивом лесо- и землепользовании. Также Украина поддержала идеи развития чистой энергетики, электротранспорта, перехода на сталь с почти нулевыми выбросами, развитие водородной энергетики и устойчивого сельского хозяйства. Но как все это будет происходить в пределах страны и чего ожидать украинцам уже в ближайшее время? Об этом и не только рассказывали представители украинской делегации, принимавшие непосредственное участие в СОР26.

ИДЕЯ ЕСТЬ – ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

Климатический пакт Глазго, который подписала Украина вместе с другими странами, предлагает участникам усилить свои климатические обещания уже до конца 2022 года. В частности, сократить электрогенерацию из угля, повысить финансирование перехода на возобновляемые источники энергии и чистую промышленность, транспорт и сельское хозяйство. Однако декларирования намерений недостаточно для достижения этой цели, так как  реализация мер требует финансирования, отметила Ольга СТЕФАНИШИНА, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины. Поэтому важным блоком переговоров стало финансирование "зеленого" перехода. В результате переговоров было договорено, что Украина будет продолжать получать институциональную поддержку и сохранит доступ к Глобальному  экологическому фонду. А в следующем году, в СОР27, запланировано проработать вопрос более широкого доступа к финансам, в частности к Зеленому климатическому фонду. Кроме того, Украина должна наладить сотрудничество на двустороннем уровне с ключевыми партнерами и международными финансовыми институтами в целях привлечения финансирования на реализацию второго Национально определенного вклада (НОВ) Украины в Парижское соглашение.

«В рамках конференции проходила гарячая дискуссия по сохранению Украины в списке стран, которые могут претендовать на финансирование, которое мы получаем в рамках системы ООН и которое реализуется под эгидой Парижского соглашения. Мы провели определенную спецоперацию и сохранили то минимальное финансирование, которое на сегодняшний день доступно нашей стране. А это доступность ко всем проектам, реализуемым ООН в сфере «зеленой» трансформации, изменения климата, энергоэффективности. Некоторую обеспокоенность вызвали вопросы со стороны крупных игроков как относительно условий, амбиций и временных рамок реализации наших обязательств, так и того, что в рамках реализации наших целей мы должны полагаться сами на себя. То есть рассчитывать на то, что привлеченные ресурсы в рамках Парижского соглашения станут главным источником для достижения поставленных целей в рамках НОВ не приходится, – констатирует Ольга Стефанишина. – А сокращение выбросов на 35% к 2030 году требует 102 млрд евро, то есть по 10 млрд евро в год. Поэтому нужно приоритезировать двусторонние договоренности с другими странами, в частности для достаточного финансового обеспечения достижения такой амбициозной цели в рамках Парижского соглашения. Я лично буду инициировать общие финансовые проекты с Европейским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами Америки по мобилизации ресурсов для различных задач на выполнение НОВ: от справедливого угольного перехода до поддержки альтернативных источников энергии и развития новых направлений возобновляемой энергетики. Успешные примеры такого сотрудничества демонстрирует Турция, подписавшая меморандум о «зеленой» трансформации в объеме 3,5 млрд евро, а также Южно-Африканская республика, заключившая соглашение с США, ЕС и Великобританией на 8,5 млн евро. Это более реалистичные механизмы, позволяющие привлекать средства».

О еще одном механизме привлечения средств, но больше для производств, рассказал Алексей РЯБЧИН, советник генерального директора НАК «Нафтогаз» по развитию низкоуглеродистого бизнеса и зеленого курса ЕС. Он отметил, что сейчас бизнес имеет огромные возможности для привлечения средств под «зеленые» проекты: уменьшение выбросов метана, энергоэффективность, возобновляемую энергетику – через международные финансовые учреждения. Таким образом они могут модернизировать свое производство и увеличить мощности, а значит и доход.

«Сейчас мощные мировые банки, управляющие активами, становятся «зелеными» фондами. Они готовы финансировать в "зеленые" проекты. Но у них достаточно жесткие правила и критерии. К примеру, получить поддержку на добычу топлива или нефти – нереально, но несложно договориться о модернизации производства с акцентом на энергоэффективности или использование источников возобновляемой энергетики, – рассказывает эксперт. – Финансы идут в «зеленую» сторону, и нам следует обратить внимание на архитектуру климатического управления в стране. К этому нужно готовиться, потому что бизнес будет требовать більше от государства, и оно должно позаботиться о формировании кредитного портфеля от международных финансовых учреждений в наших национальных банках, которые смогут кредитовать малый и средний бизнес, а также их «зеленые» инновации».

ЧТО БУДЕТ С ШАХТАМИ?

Но государственные цели должны согласовываться с планами частного сектора. На сегодняшний день этой коммуникации нет даже на уровне крупных бизнес-игроков. К примеру, крупнейшая частная энергетическая компания Украины ДТЭК, которая контролирует около 90% добычи всего украинского угля и около 75% украинских станций тепловой генерации, намерена достичь углеродной нейтральности к 2040 году, то есть на 5 лет позже государства. Вызывает немало вопросов и заявление о присоединении Украины к Угольному альянсу и закрытии государственных угольных электростанций до 2035 года. Ведь до сих пор эта декларация не закреплена ни одним официальным документом, как и не согласован социальный вопрос: что будет с самими шахтерами, где они будут работать? Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина заверила, что в настоящее время Украина совместно с немецкими специалистами нарабатывает внутреннюю стратегию по этому вопросу и никто без работы не останется.

«В рамках сотрудничества в сфере водородной энергетики и трансформации угольных регионов с немецкой стороной уже нарабатывается справедливая трансформация угольных регионов. На эти цели предусмотрены средства в объеме 30 млн евро. Стратегия предполагает определение пилотных регионов и постепенное закрытие всех убыточных шахт. Она необходима для того, чтобы правильно организовать социальное измерение этого процесса. Мы полностью базируемся на опыте ЕС, который продемонстрировал свою успешность, – прокомментировала Ольга Стефанишина. – Речь идет о развертывании новых производств, переквалификации сотрудников, предоставлении им определенных социальных выплат. Этот документ уже практически разработан. В течение полугода он должен быть одобрен правительством. Но если вернусь к тому, что я говорила, то есть заключенным соглашениям с Турцией или ЮАР, то они предполагают мобилизацию, солидную финансовую поддержку и влияние на ускорение этого процесса и реализацию социального измерения. Поэтому в вопросах закрытия угольной генерации у нас будет возможность доступа к наибольшему количеству финансовых ресурсов. Это позволит реализовать стратегию даже в такие амбициозные сроки, как прописывают международные партнеры, – до 2035 года.

КАКОВЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ШАГИ?

Для продолжения  «зеленого» перехода Украина должна реализовать ряд трансформаций в разных секторах – от энергетики до управления отходами. А это многочисленные законодательные акты и их реализация. Например, в сфере защиты окружающей среды это имплементация 75 Директивы ЕС о промышленных выбросах, принятие законопроекта № 6004-2 «Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду», имплементация 98 Директивы ЕС об отходах и одобрении во втором чтении законопроекта №2207-1-д «Об управлении отходами», который введет иерархию обращения с отходами и т.п. Задач столько, что Министерство охраны окружающей среды  выглядит как один в поле воин. Поэтому сейчас профильное министерство лоббирует создание специального подразделения, отвечающего за подготовку к следующей СОР. Она совместно с правительством будет работать над инициативой сокращения выбросов и будет готовить законодательство по торговле выбросами углерода.

«На СОР 26 для Украины было важно показать, что мы выполнили свое домашнее задание и обновили Национально-определенный вклад. Это был двухлетний процесс ряда консультаций, и в июле этого года правительство приняло решение об уменьшении выбросов парниковых газов на 35% с 1990 года по 2030 год. Это достаточно амбициозный план для реализации, но важный, потому что он принесет много пользы и в улучшении состояния окружающей среды, и в усилении экономики, и в качестве жизни людей в городах и громадах. Также мы разработали и приняли стратегию адаптации к изменению климата к 2030 году, отмечает заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Ирина СТАВЧУК. – Чем четче будет наш план и понимание того, что мы делаем, тем легче станет привлечь средства на реализацию нашего НСП. Сейчас в министерстве мы выделили три основных направления работы: это план действий по реализации НСП, разработка финансовой стратегии, то есть каким образом будут реализовываться мероприятия, и третье – это рамочный закон, который должен начать эти элементы климатического управления для лучшего взаимодействия всех ветвей власти в плане реализации климатических целей в Украине».

НЕ ПРЕВРАТЯТСЯ ЛИ «ОБІЦЯНКИ» В «ЦЯЦЯНКИ»?

Общественные эксперты отмечают, что без ответных действий внутри страны добрые заявления останутся только заявлениями. Так, глава совета Украинской климатической сети Оксана МАРЬЮК отметила, если Украина на СОР 26 обязалась закрыть государственные угольные электростанции к 2035 году, к 2030 году сократить выбросы метана на 30% и остановить обезлесивание, то уже сейчас необходимо разработать конкретные планы намерений. В этот процесс необходимо активно вовлекать громады, чтобы их Планы действий устойчивого энергетического развития и климата отражали политику государства и обеспечивали достижение поставленных климатических целей. Также в унисон должен развиваться и бизнес, потому что изменения касаются не только окружающей среды, но и экономики.

«Мы наблюдаем определенные сдвиги, но общественность считает, что этого недостаточно. В Глазго Украина подписала ряд обязательств, и это шаг вперед, но нужно нарабатывать документы на месте для того, чтобы эти обещания сработали, – констатирует Оксана. – Развитию возобновляемых источников энергетики мешает отсутствие поддержки со стороны государственных институтов, задерживается внедрение системы «зеленых» аукционов и развитие системы накопления энергии. Инвесторы теряют доверие к государству из-за невыполнения договоренностей по «зеленому» тарифу, гарантированному государством. Финансовый кризис на рынке ВИЭ длится уже два года. По состоянию на 11 октября задолженность НЭК «Укрэнерго» перед ГП «Гарантированный покупатель», являющаяся источником расчетов по «зеленому» тарифу, составляет 25,1 млрд гривен. И только на прошлой неделе «Гарантированный покупатель» начал выплачивать долги производителям ВИЭ за счет средств, проданных НЭК «Укрэнерго» от продажи «зеленых» облигаций.

С другой стороны, принятый в Украине закон об энергоэффективности действует частично. В городах разваливается система центрального теплоснабжения, которая критически важна для того, чтобы города переходили на использование источников возобновляемой энергии. Но до сих пор 6,5 млн жителей многоэтажек, у которых нет ОСМД, не могут рассчитывать на государственную поддержку по внедрению энергоэффективных мер, поскольку с ними фонд не работает. Только 18% жилищного фонда – это ОСМД, а остальные? Еще один вопрос – право на закрытие всех угольных электростанций до 2035 года. Общественность приветствует это решение, потому что оно положительное, но вместе с тем мы наблюдаем ежегодное выделение 4–5 млрд гривен на угольную отрасль, в том числе финансирование убыточных угольных шахт. Именно за это Украину подвергают критике наши иностранные партнеры. Поэтому на сегодняшний день важно наличие долгосрочного видения в борьбе с климатическими изменениями на уровне государственной и местной политики, к которой будут привлечены все сектора экономики. Действующее законодательство и государственные программы должны согласовываться с долгосрочными стратегиями и закрепляться обязательствами: отказ от угля, защита природных экосистем и достижение углеродной нейтральности. Климатическая политика – это вопросы не только Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов. Это приоритет всех ветвей власти – в столице и на местах».

Еще один вопрос, выпавший из виду чиновников, касается адаптации к убыткам вследствие климатических изменений. В Украине об этом практически не говорят. Вспоминают во время наводнения или когда фермеры теряют урожай из-за засухи. Никто не ведет учет вреда, причиненного климатическим кризисом, а это, соответственно, делает невозможным получение правдивой информации о состоянии окружающей среды в целом. Более того, не предусмотрена отдельная программа по предотвращению негативных последствий от стихийных бедствий – таких, как пожары и наводнения, которые, собственно, и являются проявлениями климатического кризиса. И это при том, что общая сумма на ликвидацию стихийных бедствий в 2020 году составила около 10 млн грн. Поэтому, несмотря на то, что конференция в Глазго состоялась, работы от этого не стало меньше, она только увеличилась, причем как для должностных лиц, так и для экспертов и общественных активистов.

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ