Чтобы подсластить таблетку, проглоченную вместе с законопроектом №5600 (также известным как «антиолигархический»), власти заговорили об «экономическом паспорте украинца». Об этой идее сказано уже достаточно, и повторять главные тезисы я не намерен.
ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ КАК ДОРОГА В АД
Акцентирую на другом.
В Украине бывали разные президенты, сравнивать их нет смысла, но мне кажется, что никто еще не артикулировал так много хороших идей и никто так упорно не уничтожал их ужасным исполнением.
Есть еще подвариант: когда идея хорошая, а к исполнению вообще не приступали. Пример? Пожалуйста – миллиард деревьев. То, как Владимир Зеленский близко к сердцу принимает проблемы экологии, идет в плюс. Но говорить о миллиарде деревьев было большой ошибкой – ну хотя бы потому, что столько саженцев негде взять и некуда воткнуть – территории Украины на это элементарно не хватит.
В результате экологией никто основательно не занимается. Если только не считать будущего запрета бесплатных «кулечков» в супермаркетах.
С другими предложениями – аналогично, какой не возьми. Хоть проваленную помощь ФЛП, хоть обещанную тысячу вакцинированным. Последняя идея явно навеяна опытом других стран, где гражданам доплачивали за спасительный укол. Но у нас сама процедура зарегулирована приложением «Дія», плюс нет возможности потратить деньги на то, чего хочется. А главное, что большинство понимает, как на этой виртуальной тысяче, а точнее на 8 миллиардах выделенных средств, легко отмыть деньги.
Но части населения инициатива с тысячей нравится. Поэтому я и употребил несколько брутальное слово «дебилизация». Если идея заключалась в том, чтобы запудрить населению мозги, это удалось. И я уже знаю реально существующих людей, которые аплодируют «деньгам за прививку».
То есть первый вывод таков: власть, возможно, действительно старается сделать что-то полезное, но польза получается не такая, как хотелось. А население вообще не задумывается над событиями.
Образовательный уровень, критическое мышление, способность понимать определенные экономические процессы и анализировать финансовые механизмы равны нулю. Как у тех, кто избирает власть, так и у тех, кто властью становится.
Обычные граждане видят только нули в обещанных суммах. И всегда искренне радуются возможности (мнимой!) прищемить хвост проклятым олигархам.
НЕТ ДЕНЕГ НА «ПАСПОРТА»
Возвращаясь к экономическому паспорту, спрошу: чем плоха идея, что «доящий» украинские недра олигархат будет перечислять проценты на карточку новорожденных граждан? Она плоха тем, что не может быть реализована.
Дело даже не в том, кто использует наши недра, по Конституции принадлежащие всему народу, – олигархи или государство. Дело в том, что законопроект Зеленского предусматривает отчисления по уплате ренты на пользование недрами. А оплата ренты там весьма незначительна.
Но давайте по порядку. Что есть в наших недрах? Всего понемногу. Есть янтарь, но нет, например, алмазов. Больше всего – газа и нефти, хотя мы – не газовое и не нефтяное государство.
Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (монополист на этом рынке) находится под контролем Игоря Коломойского, хотя добывает продукт для переработки государственная "Укрнафта". Что касается газа, то это сырье – в руках ГП «Укргазвидобування». Есть и частные «конторы», которые тоже занимаются разработкой нефтяных и газовых залежей. Именно с них и хотят взимать ренту в интересах граждан Украины.
Но, повторюсь, эта рента очень маленькая. Она ничего не решает и ни на что не влияет. И точно не позволит детям, рожденным после 1 января 2019-го, купить себе через полтора десятка лет квартиру или оплатить обучение.
Другие страны, взятые в данном случае в качестве образца (например ОАЭ), являются экспортерами нефти и/или газа. Экспортерами! Мы же газ импортируем. То есть собственных запасов не хватает нам самим, а значит, о каких отчислениях с ренты вообще идет речь? Все сырьевые государства, которые наполняют свои резервные фонды за счет газа и нефти, называются нетто-экспортерами сырья, потому что они реализуют его избыток, потребляя меньше, чем производят.
Но это – не об Украине. Украинцы фактически сами платят ренту государству, выкупая его топливо у «Нафтогаза». Это если говорить совсем упрощенно. Так кто будет платить детям, рожденным после 2019 года? Их родители. А не зарубежные покупатели излишков государственного сырья – таких просто не существует, потому что и излишков у нас нет.
С этим вопросом, думаю, мы разобрались. Его актуализация лежит исключительно в пиарной, а не в практической плоскости. Нельзя продать то, чего нет, но можно продать мысль о том, как было бы круто, если бы Украина владела полезными ископаемыми в значительном количестве.
Однако кто-то на это уже купился и грезит светлым будущим. Такие грезы хорошо отвлекают от другого – от упомянутого выше «антиолигархического закона». Тот, кто попался и на его крючок, мечтает и о том, что олигархи наконец-то расплатятся за все грехи и вернутся все долги.
На самом же деле долги, как всегда, будут отдавать те, кто живет на 10-20 тысяч гривен в месяц. Ведь закон, о котором было столько разговоров и который презентовали с таким торжеством, ударяет прежде всего по самым бедным. «А олигархи?» – спросите вы. А олигархи выкрутятся.
А АХМЕТОВ СНОВА В ПРОФИТЕ. И НЕ ТОЛЬКО ОН
По идее законопроект №5600 (теперь уже закон!) имел целью улучшить администрирование налогов. Плюс минимизировать возможности злоупотреблений при декларировании доходов. То есть, с одной стороны, в документ заложена знаменитая налоговая амнистия, а с другой – упорядочение фискальной системы. Но так должно быть в идеале. Что же вышло на практике?
Об этом тоже много говорилось. Несколькими абзацами повторю главное. И прежде всего – о ренте на руду.
С введением в действие закона рента на железную руду будет зависеть от глобальных цен. Если цена упадет ниже 107 долларов, то поступления от ренты станут соответственно меньше. Сейчас цена руды ниже 100 долларов, и мировые агентства прогнозируют еще большее ее падение в ближайшие годы. Поэтому в сухом остатке в выигрыше находятся два крупнейших экспортера железной руды, а именно – Ахметов и Жеваго.
В то же время отклонением 97-й поправки депутаты вывели из-под повышения ренты марганцевую руду. Ее в Украине добывает исключительно Игорь Коломойский, которому принадлежат Марганецкий и Покровский ГОК – единственные в Украине производители марганцевой руды, используемой для ферросплавов. По подсчетам экспертов, отклонение этой поправки сэкономит компаниям Коломойского 600 миллионов гривен в год.
Кстати, об Игоре Валерьевиче. В настоящее время его компания «ОІЛ Трейд 2018» начала поставки дизельного топлива Кременчугского НПЗ для «Укрзалізниці». Все бы ничего, но есть одно «но». Первую партию в 5 тысяч тонн на сумму 150 млн грн Коломойский поставит в ближайшее время по цене 29 932 грн/т. Цена эта определена формулой с привязкой к стоимости топлива в порту Роттердам плюс доставка в Украину. Наценка к котировкам в Роттердаме составит 59 долларов за тонну.
Напомним, что Кременчугский НПЗ Коломойского является монопольным производителем нефтепродуктов в Украине с долей рынка в 90%. То есть другого топлива взять негде.
Интересно, что когда речь шла о формуле «Роттердам+», примененной к углю, представители власти рвали на себе волосы и кричали о преступном сговоре Порошенко и Ахметова. А когда речь идет о том же «Роттердаме», но в контексте Коломойского и его нефтепродуктов, все молчат.
Вот такая у нас деолигархизация.
Но что действительно неприятно для олигархов, так это втрое повышенная ставка экологического налога на выбросы углекислого газа на – до 30 грн/тонну. Этим, однако, вся «антиолигархичность» закона и исчерпывается, но начинаются проблемы для малого бизнеса.
…И БАБКА С ПЕТРУШКОЮ ТОЖЕ
Потому что малому бизнесу теперь действительно не поздоровится. «Антиолигархическим» законом вводится в семь с половиной (!) раз большее налоговое обязательство для собственников и пользователей сельскохозяйственных земель. Почему?
Да потому, что внедряется «минимальное налоговое обязательство» – сумма налогов, которую владелец с/х земли должен по умолчанию платить в бюджет (в размере 5% стоимости земли в год).
Землевладелец, имеющий участок за пределами населенного пункта, будет платить 1500 гривен с гектара (до этого было 200 грн, а пенсионерам вообще бесплатно). То есть попрощаться с деньгами теперь придется и бабушке, торгующей петрушкой или чесноком, выращенным на собственном дворе.
Но и тем, кто вне бизнеса, тоже будет несладко. Закон вводит 18% налога на доходы физических лиц по продаже третьего и последующих объектов недвижимости в течение одного года. Естественно, что при таких раскладах застройщики поднимут цены на новое жилье. Квартиры в новостройках подорожают, а за ценами на первичном рынке начнет расти и недвижимость на вторичном.
Это, так сказать, привет будущим владельцам экономического паспорта украинца, которые захотят приобрести себе жилье.
А о тех драконовских методах, которыми с законопослушных граждан будут лупить налоги, я вообще молчу.
Теперь налоговые долги будут списываться со счетов без решения суда на 91-й день задолженности. Также налоговая получает право посылать запросы не по факту нарушения, а только по подозрению в неуплате налогов.
Кроме того, должники будут ограничены в своих конституционных правах. Вводится запрет на выезд за границу лиц, имеющих задолженности по уплате налогов. Любой ФЛП, имеющий хоть небольшой штраф, при пересечении границы может обнаружить, что его отпуск или служебная командировка накрывается медным тазом.
Но, может быть, после всех этих манипуляций с налогами мы окончательно преодолеем «тень» в экономике? Не хотелось бы никого огорчать, но нет. «Тень» станет длиннее и жирнее, чем исправление учителя в тетради двоечника. Почему? А это уже совсем просто.
В ТЕНИ «ТЕНИ»
Есть такой известный перуанский экономист – Эрнандо де Сото, писавший о «кругах», формирующих, обрамляющих и сжимающих теневой сектор экономики. Большой круг – это когда часть предпринимателей, подвергаясь большому фискальному давлению, уходит в тень. А налоговая нагрузка распределяется между храбрецами, которые все еще честно декларируют доход. Но и у последних тоже лопается терпение, и они постепенно выбывают из игры. И переходят – правильно! – на теневую сторону. А большой круг еще сильнее берет в тиски оставшихся.
Между тем есть и малый круг – внутри большого. Это когда крупные игроки (финансово-промышленные группы, например) имеют конкурентное преимущество перед малыми игроками. И постепенно захватывают их бизнес, вытесняя с рынка. Такие крупные игроки всегда опираются на поддержку властей. Это монополисты, которые додавливают своего брата-предпринимателя, которого не додавило налогами государство.
В итоге вся рыночная среда государства разделена между монополиями.
Так вот, в Украине, по данным Антимонопольного комитета, монополии составляют 58% экономики. Но власти не трогают их, как не трогают и финансово-промышленные группы и олигархат. Фронт борьбы охватывает мелких фермеров с их яблоками и картошкой.
Следовательно, победить «тень» просто нереально. Она не убавляется, а растет. Или – в лучшем случае – остается неизменной, достигая от 30% до 50% экономики.
Что можно было бы сделать для реальной, а не декларативной борьбы с тенью? Рецепт только один, но действенный и беспроигрышный – снизить налоги. Так, например, снизить нагрузку на фонд оплаты труда с нынешних совокупных 41,5% до единого налога в размере 10%.
Плюс ввести прогрессивную шкалу налога для больших заработных плат.
Снижение налогов демотивирует бизнес оставаться в «тени». И будет свет! Потому что и наемные работники тоже потребуют «белых» зарплат. Только это, а не точечные подачки в виде непонятных тысяч или какие-нибудь призрачные «экономические паспорта» сделают жизнь в Украине приемлемой.
Когда человек, вынужденно гнувший спину на польской клубнике или чешской стройке, спокойно привезет домой средства на однокомнатную квартиру – единственное приобретение за всю жизнь.
Такой человек будет знать, что государство не откусит у него четверть стоимости этой квартиры в виде наказания за неуплаченные налоги. И такой человек не будет ощущать острую несправедливость из-за того, что олигархи легализовали свое состояние из-за «налоговой амнистии» и живут в разы лучше, чем те, кто честно отпахал полвека на низкооплачиваемой работе.
Недавно я прочитал остроумное выражение: «расслоение социума на очень бедных и очень богатых волнует только очень бедных, поэтому им и решать проблему».
Вот бедные и решают. Преимущественно – эмигрируя. Не факт, что за границей все бедные сразу становятся богатыми, но там они по крайней мере не сталкиваются с таким количеством лицемерия.
Есть и другой вариант решения проблем бедными. И название ему – революция. У нас таких революций еще не было. До сих пор все Майданы возникали из-за идеи, а не из-за пустых кастрюль. Но все когда-то происходит впервые. А если мы такого опыта не хотим, то давайте поменьше продуцировать идей, за которыми ничего не стоит.
Ведь круги Эрнандо де Сото уже буквально берут за горло.