19 декабря 2021 года состоялось очередное заседание Ассоциации украинистов Японии в режиме онлайн. В заседании приняли участие около тридцати человек, среди которых присутствовали ученые японских университетов, представители японского и украинского дипломатических корпусов, а также японские масс-медиа. Участники имели возможность заслушать доклады японского политолога, исследователя Института внешней политики Эстонии – Санширо Хосаки и украинского ученого, доцента факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко – Ольги Квасницы.
ПОЧЕМУ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРОРОССИЙСКИЕ НАРРАТИВЫ
Доклад господина Хосаки был посвящен вопросу онтологического, эпистемологического и методического подхода к нарративу «украинский кризис» в научном дискурсе. Как известно, термин «украинский кризис» используется в научном дискурсе как эвфемизм к понятию «российско-украинская война», гибридный характер которого проявляется не только в военном противостоянии, но и на уровне информационно-коммуникационных стратегий. Основным оружием информационной войны является создание и распространение стратегических нарративов, с помощью которых преподносится определенное видение общественных процессов с целью влияния на сознание как рядовых граждан, так и научных элит.
Одной из задач доклада Санширо Хосаки было узнать, насколько научные нарративы в Японии резонируют с нарративами, продуцируемыми Россией. Как известно, начиная с конца 2013 года в результате стремительного потока информации об обострении политической и военной ситуации в Украине, так называемый украинский кризис начали трактовать разными способами и не всегда в пользу Украины. Исследование японского ученого показало, что в начале российско-украинской войны львиная доля публикаций об Украине в Японии основывалась на российских источниках, утверждавших, что в Украине началась гражданская война, продолжается внутренний конфликт украинского Востока и Запада, присутствует ультранационалистический радикализм и неонацизм, происходит притеснение русского языка и т.д. Японский ученый отметил, что как исследователь российских публикаций, в начале 2014 года и сам бессознательно подвергся влиянию пророссийских нарративов, которые распространялись сначала в японском медийном инфопространстве, а затем и в научном.
Как пояснил Санширо Хосака, основополагающей причиной распространения пророссийских нарративов в отношении Украины является нехватка специалистов, которые бы подробно исследовали украинский вопрос в Японии. Многочисленные японские исследователи, в свое время специализировавшиеся на Советском Союзе, после его распада перешли в сферу российских исследований. Вопрос же Украины, Беларуси, Казахстана и других бывших советских республик стал, по словам Хосаки, лишь «научной подработкой» исследователей, практически без изменений продолжавших рассматривать эти страны только сквозь призму России. Следовательно, как отметил ученый, к 2014 году соотношение руссистов и украинистов в Японии составляло 78 к 1. Такой дисбаланс в академической сфере создал почву для информационного маневрирования политической ситуации в Украине, которую в значительной степени видели сквозь «российские очки». И, несмотря на то, что Япония с самого начала поддержала суверенитет Украины и осудила оккупацию Крыма и военной агрессии на Востоке, введя санкции против России, российскоцентрический подход к исследованию Украины обусловил рост пророссийских политических мифов в японских научных публикациях типа «российский Крым», «Россия – жертва манипулирования Запада», «один братский народ», «история России берет начало в Киеве», «история Украины не более ста лет». Как отметил японский политолог, распространение такого рода фальшивой информации, которая откровенно дискредитировала бы Украину за рубежом, напоминает советские методы сотрудничества советских спецслужб с советскими и зарубежными учеными, которые, по мнению разведчиков, были полезным каналом для распространения политической дезинформации и создания научных нарративов, выгодных официальной Москве.
Санширо Хосака подытожил, что Майдан 2013 года и российско-украинская война значительно повысили интерес японских ученых к Украине, выросло число ученых-украинистов, а вместе с ними и доля научных публикаций, анализирующих события в Украине непосредственно на базе украинских источников (среди них монография Йошихико Окабе «История японско-украинских отношений 1915-1937 гг.», о которой было написано ранее). Кроме того, японские масс-медиа, весомо влияющие на научное развитие, чаще стали опираться на сведения официального Киева. В результате за последние 8 лет видение Украины в японском научном дискурсе постепенно меняется. Для многих ученых стало понятно, что с целью подорвать доверие к Украине и выдать ее за «негосударство» Россия ведет мощную информационную войну, где ведущее место занимает пропаганда и научная дезинформация. Следовательно, научно-аналитическое осмысление событий в Украине требует более глубокого изучения Украины вне российских нарративов.
Важным комментарием к докладу господина Хосаки стали слова бывшего посла Японии в Украине Юджи Курокавы (1996–1999), который сказал: «Я заметил, что в случае украинской политической ситуации японские медиа сразу же хватаются за мнения мировых лидеров: что думает об Украине США, Китай, Россия и т.д., рассматривая Украину как объект политической игры великих держав. Заметно игнорируется точка зрения собственно Украины относительно той или иной ситуации, не хватает информации, как все на самом деле».
ОБРАЗ ЯПОНИИ В УКРАИНСКОМ МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТОЙКИЙ И УЗНАВАЕМЫЙ
Доклад исследовательницы Ольги Квасницы «Образ Японии в украинских СМИ» стал логическим продолжением научного заседания, раскрывая украинское видение Японии. На материале публикаций крупнейших общенациональных изданий: День», «Український тиждень», «Дзеркало тижня», агентства Укринформ за 2021 год, а также телевизионных программ о Японии на телеканале «1+1» ученая раскрыла образ Японии в украинском медийном пространстве.
Ольга Квасница отметила, что образ Японии стойкий и узнаваемый. Анализ показал, что телевизионные новости и передачи, в частности программа «Мир наизнанку» на телеканале «1+1», 9-й сезон которой был посвящен Стране восходящего солнца, изображают Японию прежде всего как экзотическую страну. Информирование о текущих событиях является полным, однако среди них есть информация развлекательного характера, которая поддерживает и культивирует старые стереотипы или мифы о Японии или откровенно поражает.
В свою очередь, вышеупомянутые печатные информативные издания, читателями которых являются образованные украинцы, а также научная и дипломатическая элита, раскрывают более многогранный политический, экономический и культурный образ Японии. В частности, по словам Ольги Квасницы, в глазах украинцев Япония предстает как третья экономика мира, надежный вненатовский партнер, одна из крупнейших экономических сил Азии, поддерживающих суверенитет и территориальную целостность Украины. В то же время на страницах газет и еженедельников украинцы могли наблюдать за событиями Токийской Олимпиады, проходившей летом этого года, успешной борьбой японцев с пандемией, узнать новости единственного в мире императорского дома, узнать технологические новинки. Исследовательница отметила: «Информация о Японии в украинских масс-медиа часто носит лишь краткий информативный характер, отвечая на вопрос «кто? что? где? когда?» В то же время для формирования полного образа Японии в Украине нужны публикации большей аналитической наполненности, которые бы объясняли культурные предпосылки тех или иных японских событий и явлений, давая ответ на вопрос «почему и как?».
К примеру, исследовательница отметила, что украинцам малоизвестна философия японской бизнескультуры, модель которой значительно отличается от западной. Так известно, что причиной экономического успеха японцев является то, что им присущи честность, соблюдение обещаний, усердие в работе. Они легко объединяются с другими для выполнения общей задачи или создания нового продукта. В то же время они долго принимают решения, придавая большое значение ведению переговоров. Ольга Квасница отметила: «Когда украинская компания ищет партнеров для сотрудничества, то о Японии, кроме базовой информации, она практически ничего не знает, в частности, об особенностях бизнескультуры, о пожизненном найме, о важности соблюдения этикетного протокола – ничего. Без понимания культурных особенностей Японии, ведение бизнеса откладывается или усложняется. Одно дело межгосударственный уровень, где переговоры ведутся в соответствии с дипломатическим протоколом. А вот ведение бизнеса вне рамок государственного вмешательства требует самостоятельного поиска информации на тему законодательства, культуры и т.д. С одной стороны, все мы знаем, что в Японии есть пожизненный найм на работу, с другой – почему такое явление существует и как это повлияет на открытие украинского представительства фирмы в Японии – такой информации не хватает. Ведь украинские предприниматели не понимают, почему они не могут закрыть фирмы при определенных обстоятельствах, как, наример, в Европе или США. А для японской стороны это очевидно, потому что люди потеряют работу, поэтому другого пути, как развивать бизнес и становиться успешными, нет. По этому вопросу и ответам на него может быть составлен целый путеводитель для украинских компаний, которые хотят выйти на японский рынок». Поэтому расширение информационной карты знаний о японских традициях и ценностях ведения бизнеса в Японии будут способствовать выходу украинского бизнеса на японский рынок.
Ольга Квасница также отметила роль газеты «День» в формировании культурного и научного образа Японии в Украине. Ведь у читателей газеты есть возможность ознакомиться с видением украинских и японских ученых и дипломатов, которые непосредственно формируют современные украинско-японские отношения.
Доклад украинской ученой был высоко оценен японскими представителями и вызвал плодотворную дискуссию. Среди участников дискуссии привлек внимание вопроса политолога, профессора Университета Цукуба – Ацуко Хигашино: «Каков образ Китая в Украине?». Напомним, что сегодня существует большая дипломатическая напряженность между Японией и Китаем. Япония обеспокоена ситуацией, которую провоцирует Китай в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наращивая военную мощь близ территорий Японии и проводя военно-технические учения с Россией. Поэтому вопрос профессора Хигашино подчеркивает, что понимание образа Китая в Украине крайне важно для будущих дипломатических отношений Украина – Япония.
***
В итоге участники конференции отметили, что Украина в Японии, как и Япония в Украине все еще малоисследованы, а информация о каждой из стран часто содержит предубеждения и стереотипное видение. Следовательно, научная дипломатия между нашими странами является мощным инструментом в выяснении истины вне нарративов других стран, а заседание Ассоциации украинистов Японии является важной платформой для научных дискуссий по широкому ряду вопросов украинско-японских отношений.