Дмитрий Емельянович Горбачев – по этническому происхождению россиянин, является сегодня одним из ведущих украинских искусствоведов. Более трех десятилетий он преподавал в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого, параллельно исследуя искусство эпохи барокко XVII-XVIII вв. и авангарда 1900-1930 годов. Результатом научных изысканий стало написание фундаментальных искусствоведческих трудов, в том числе книг: ««Анатолій Петрицький», «Український авангард», «Малевич та Україна», «Авангард Йогансена», «Шедеври українського живопису. Від Алімпія Печерського до Казимира Малевича. Українське малярство останнього тисячоліття», сценариев к документальным фильмам «Казимир Великий, або Малевич селянський», «Український кубофутуризм та Олександр Богомазов», «Олександра Екстер. Осяяння».
Один из последних издательских проектов культуролога – научно-популярное издание «Лицарі голодного Ренесансу», вышедшее в свет в издательстве «Дух і літера» в прошлом году в серии «Постаті культури».
Михайло Бойчук
Обстоятельное исследование возвращает в украинский контекст художников, творчество которых в мировых музейных залах до сих пор называют «русским авангардом», пытаются приписать их художественное наследие соседнему этносу. По большому счету, книга «Лицарі голодного Ренесансу» Дмитрия Горбачева имеет целью сохранить и популяризировать драгоценное достояние украинского модернизма в мире, заявить о национальной самоидентификации.
– Пан Дмитрий, можно ли считать, что ваша книга «Лицарі голодного Ренесансу», номинированная на Национальную премию в нынешнем году, окончательно завершает дискуссию по поводу украинского авангарда как отдельного течения в модерном мировом искусстве? Кажется, на Западе начали отделять произведения украинских кубистов и футуристов от российских только в начале 1970-х…
– Украинский авангард заинтересовал исследователей во многих странах – от США, Франции, Германии, Польши, Австрии до Японии. Последняя основательная публикация на немецком языке – диссертация австрийского искусствоведа Веры Фабер «Український авангард між Сходом і Заходом». Следовательно, появляются публикации не только мои. Обратите внимание: не российский, а именно украинский авангард…
– Если коротко, то в чем заключался феномен украинского авангарда на примере произведений Экстер, Богомазова, Архипенко, Ермилова, Малевича, Бурлюка и других?
– Украинские авангардисты, с Малевичем включительно, понятны только тогда, когда изучен их украинский аспект. Западные ученые были благодарны, когда их познакомили с национальным наследием основателя супрематизма, автора «Черного квадрата». Непонятные загадки его творчества, как они утверждают, стали понятны только через украинский аспект. Ответ, как говорится на Западе, в Украине. К примеру, второй крестьянский цикл Малевича.
Давид Бурлюк
Яркий колорит Экстер связан с крестьянским искусством, которое она вместе со своими товарищами возрождала.
Архипенко укоренен в трипольской культуре.
Бурлюк десятки раз рисовал «Казаков Мамаев» – «в украинском национальном стиле» – по его словам.
Ермилова нельзя понять, не зная его увлечения плахтой как разновидностью оп-арта*.
Олександр Богомазов. Трамвай. Львівська вулиця в Києві, 1914
Василь Єрмилов. Гітара, 1919
– Как Вы можете объяснить, почему такую ненависть и категорическое неприятие творчества авангардисты вызвали у сталинистов? Неужели только потому, что их литературно-художественные произведения не вписывались в каноны социалистического реализма?
– Вкусы Ленина и Сталина были старомодными. Их раздражало все новое и для них непонятное. Как шутил Ермилов, «они держались за фалды Репина».
– Отдельный раздел книги посвятили одному из величайших украинских монументалистов Михаилу Бойчуку. Интересно, как он воспринимал работы коллег кубофутуристов? Почему его супруга Софья Налепинская, остро ощущая опасность еще в 1927 году, не убедила мужа искать спасения за границей?
– Бойчук, благодаря украинизации и особенно Скрипнику, имел возможность творить и воспитывать своих учеников вплоть до 1934 года. А бежать в 1937 году было уже невозможно. Кубофутуристов он признавал, в его организации АРМУ («Асоціяція Революційних Мистців України») были и Богомазов, и Ермилов.
Давид Бурлюк. Козак Мамай, 1912
Анатоль Петрицький. Портрет поета М.Семенка, 1929
– Какова роль киевской «Культур-Лиги» в распространении идей абстрактного искусства?
– Художники «Культур-лиги» с готовностью подхватили абстракционизм Экстер и Богомазова. Они считали абстрактную живопись созвучной с еврейским искусство, которое не разрешало изображать людей и животных. Идеи своих учителей киевская «Культур-лига»** распространила по многим странам мира.
– Можете прокомментировать неоднозначное отношение академика Бажана к наследию художника-авангардиста Ермилова в контексте шеститомного издания «Історія українського мистецтва», выпущенного еще в 1960-1970-х Главной редакцией Украинской Советской Энциклопедии.
– В эпоху запрета авангардного искусства Бажан, который любил 1920-е годы, «прикрывал» их и пытался их обнародовать. Редактируемый им 5-й том «Історії українського мистецтва» мягко реабилитировал и бойчукистов, и Богомазова, и Ермилова.
– Одна из первых ваших книг была посвящена ученику Василия Кричевского, самобытному украинскому живописцу, художнику театра и книги Анатолию Петрицкому. Его талант как художника признавал сам Пикассо, а Вы его назвали «гением украинского авангарда». В чем исключительность этого одаренного колориста и монументалиста?
– Величие Петрицкого заключается в решительной реформе оперного и балетного искусства в Харькове, Киеве, Одессе 1920-х на основе конструктивизма. Это было беспримерным на европейском кону.
– С интересом узнал из украинской Википедии, что Вы являетесь экспертом и консультантом аукционов «Кристиз» и «Сотбис». Можете вспомнить, какие работы украинских авангардистов прошлого века участвовали в торгах в последнее время?
– На аукционах мира появляются произведения Архипенко, Богомазова, Бурлюка, Экстер, Хвостенко-Хвостова, Меллера, Петрицкого, Ермилова, Малевича.
*Оп-арт – (от англ. op art (optical art)) стиль современного искусства, широко использующий оптические иллюзии.
**Культур-лига (ед. קולטור-ליג, Культур-Лиге, Лига культуры, Лига еврейской культуры, Киевская Культур-Лига) – еврейская светская благотворительная и культурно-просветительская организация. Действовала в 1918-1924 годах.