– В Японии 7 февраля отмечают День северных территорий. Какова предыстория этой даты? Почему Россия и Япония до сих пор не решили этот вопрос?
– День северных территорий отмечается в Японии с 1981 года. Когда мы говорим о «северных территориях», то имеем в виду четыре острова – Хабомаи, Шикотан, Кунашири и Эторофу, расположенные к северу от японского острова Хоккайдо. Также они известны как Южные Курилы. История островов восходит к началу XIX в., когда Япония установила над ними контроль. В 1855 году был заключен Договор о дружбе между Японией и Россией, известный как «Шимодский трактат», согласно которому установлена граница между двумя странами между островами Эторофу (самый северный остров северных территорий) и Уруппу.
Указанные острова были оккупированы СССР в 1945 году на заключительном этапе Второй мировой войны. В 1951 г. на Сан-Францисской международной конференции был заключен мирный договор с Японией, согласно которому она отказалась от прав на Курильские острова и остров Сахалин. Однако из-за отказа советской делегации подписать этот договор вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. В 1955 г. Япония заявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть о. Сахалин и в результате переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашири и Эторофу. 19 октября 1956 г. в Москве была подписана Общая декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений, но территориальная проблема не была решена.
Последующие переговоры Японии с Россией не принесли ощутимых результатов. В период «холодной войны» Москва не признавала существование территориального спора. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в совместном заявлении 1991 г., подписанном по итогам визита М. Горбачева в Токио. В 1993 г. стороны подписали Токийскую декларацию, в которой было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса упомянутых выше островов. В Московской декларации 1998 г. по итогам визита премьер-министра Японии К. Обучи в Москву этот курс был подтвержден, а в 2001 г. стороны подписали Иркутское заявление, в котором впервые говорилось о том, что Совместное заявление 1956 г. вместе с другими документами, подписанными в 1990-х гг., могут служить основой для переговоров. Однако отличия в интерпретации этого заявления между Японией и Россией не позволили достичь прогресса в территориальном вопросе. Не имели успеха и переговоры между В. Путиным и премьер-министрами Д. Коидзуми и Ш. Абе во время его первого правительства, а визиты президента России Д. Медведева на о. Кунашири в начале 2010-х гг. привели к обострению двусторонних отношений.
Большие надежды на решение территориального вопроса у премьер-министра Ш. Абе были после второго прихода к власти в 2012 г. Во время его визита в Россию в 2013 г. стороны договорились продолжать переговоры по этому вопросу. Однако оккупация Крыма Россией в 2014 г. и жесткая позиция Японии в поддержке Украины в этом конфликте затмили перспективы урегулирования японско-российских отношений в этой плоскости. Доказательством тому стал долгожданный визит В. Путина в Японию, который проходил с 15 по 16 декабря 2016 г. Его результатом стало принятие решения о совместной экономической эксплуатации островов и начале диалога в военной сфере. Прогресс по принципиальному решению территориального вопроса, а также подписание мирного соглашения между Японией и Россией не были достигнуты и после 2016 года.
– Какие параллели вы бы провели с Украиной? Что общего и отличного?
– Как историк могу сказать, что судьба этих островов очень схожа с судьбой украинского Крыма. Помимо оккупации можно определить такие проблемы, как депортация местного населения и полномасштабная милитаризация. Мы все знаем об одном из самых страшных преступлений советской власти – депортации с родных земель коренного народа Крыма – крымских татар. В Японии происходило то же самое. По информации Ассоциации по решению проблемы северных территорий, на время оккупации на четырех указанных островах проживало около 17 тысяч японцев, которых советские власти депортировали.
Виолетта Удовик возле персонажа Эрика-Чян, Национальный музей территорий и суверенитета
Что касается милитаризации, то здесь ситуация тоже достаточно схожа. Более того, РФ разместила одно и то же оружие как в Украине, так и в Японии. Известно, что в Крыму расположены российские ракетные системы береговой обороны "Бал" и "Бастион". В 2017 году «Бал» был развернут на о. Кунашири, а «Бастион» на о. Эторофу. С этим связан и вопрос военных учений. В конце 2021 – начале 2022 года СМИ сообщали о российских учениях в оккупированном Крыму. В этом контексте следует отметить, что в 2018 году во время проведения масштабных российских учений "Восток-2018" существовал риск их распространения и на северные территории. Последние события свидетельствуют о дальнейшем обострении ситуации. 7 февраля 2022 года правительство Японии выразило два протеста России после того, как Москва объявила, что в этом месяце проведет военные учения с запусками ракет вокруг островов, включая эксклюзивную экономическую зону Японии.
Единственным отличием между Украиной и Японией в настоящее время является то, что Япония не окружена российскими войсками, за что, видимо, надо благодарить то, что это островная страна, окруженная морем. А так есть очень много параллелей. И не исключено, что эскалация ситуации в Европе может привести к негативным последствиям и в Азии.
– Предыдущий премьер-министр Шиндзо Абэ провел более двадцати встреч-переговоров с российской стороной по вопросу возвращения северных территорий, впрочем, безуспешно. Стоит ли этот вопрос на повестке дня нынешнего правительства? И оказывает ли он влияние на развитие украинско-японских отношений?
– О предыдущем премьер-министре Шиндзо Абэ хочу сказать три вещи. Во-первых, при его первой каденции (2006-2007 гг.), а именно в 2006 году была провозглашена внешнеполитическая инициатива Японии под названием «Дуга свободы и процветания», в которой впервые появилось название нашего государства. Такая инициатива является воплощением ценностно ориентированной дипломатии, которая проматирует учет в процессе осуществления внешней политики таких универсальных ценностей, как демократия, свобода, права человека и верховенство права. В декабре 2013 г. во время второго периода правления Абэ (2012-2020 гг.) была принята «Стратегия национальной безопасности», в которой защита международного порядка, основанного на универсальных демократических ценностях, закреплена как один из национальных интересов Японии. И для Украины это очень важно, так как мы полностью разделяем такую позицию.
Во-вторых, во времена Абэ Японское государство не только не признало аннексию Крыма и поддержало территориальную целостность и суверенитет Украины, но и стало единственным азиатским государством, которое осудило действия России в Украине на официальном уровне и ввело против нее международные санкции. Не могу обойти вниманием и тот факт, что Шиндзо Абэ стал первым премьер-министром Японии, посетившим Украину. Этот визит состоялся в июне 2015 г. и имел важные практические результаты – в дополнение к политической поддержке Абэ предложил Украине беспрецедентную финансовую помощь в размере 1,84 млрд долларов. Кроме того, Япония возглавила обсуждение ситуации в Украине на международных площадках. Так, во время председательства на саммите «Группы семи» на о. Исе, в префектуре Миэ, в мае 2016 г. Япония также поддержала все резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Украине, а именно о ее территориальной целостности и состоянии с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, которые принимаются с 2014 года.
В-третьих, в 2018 году впервые были проведены украинско-японские консультации по безопасности в формате «2+2» (представители министерств обороны и иностранных дел), а также подписан Меморандум о сотрудничестве и обменах в сфере обороны. То есть фактически во время правления премьера Абэ начато сотрудничество в сфере безопасности, результатом чего стал исторический визит министра обороны Украины Андрея Тарана в Японию, который состоялся в марте 2021 года. Такие факты свидетельствуют о последовательной поддержке Украины правительством Японии, независимо от ее отношений с соседними государствами.
Фумио Кишида во время визита в Украину
Что касается политики правительства Фумио Кишиды, могу отметить, что премьер-министр Японии еще в октябре прошлого года заявил о том, что японский суверенитет распространяется на северные территории, а в январе этого года подтвердил намерения продвигать переговоры с Россией с целью решения этого территориального спора. Поэтому можно утверждать, что этот вопрос, безусловно, стоит на повестке дня нынешнего правительства. В то же время наблюдаем интересную тенденцию – протесты Москвы из-за переговоров Кишиды и президента США Джо Байдена о координации решительных действий в случае российского вторжения в Украину свидетельствуют о том, что именно украинско-японские отношения и действия международного демократического альянса в поддержку Украины в определенной степени определяют тенденции в отношениях Японии с другими государствами
– Как на общественном уровне трактуется этот вопрос? Какие меры предпринимается государством по поддержке исторической памяти?
– Японское общество полностью поддерживает правительство в стремлении вернуть северные территории. В этом контексте интересна практика японцев по созданию региональных маскотов – персонажей, призванных привлечь внимание к некоему географическому региону. Так, маскотом северных территорий является Эрика-чян – самка пушистого тупика, которая должна информировать людей об этих островах. Также в центре Токио есть Национальный музей территорий и суверенитета Японии, в котором представлена история северных территорий, островов Сэнкаку и Такешима. При этом, несмотря на наличие брошюр на иностранных языках, экспозиция развернута на японском, что подчеркивает основную функцию указанного музея по информированию именно представителей японских широких масс. Считаю, что для Украины такой опыт очень интересен и что он мог бы быть использован с целью информирования украинского населения об истории оккупированных территорий и действий правительства для их возвращения в состав Украины.