Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мюнхенский урок

11 февраля, 2022 - 08:53
ВИКТОР ОГНЕВЬЮК

Британская кинодрама «Мюнхен. На пороге войны» режиссера Кристиана Швохова поистине на злобу дня. Поневоле возникают исторические параллели: 1938-й, год очень напряженного ожидания народов, когда над миром нависает новый мрак вселенской бойни, и уже сегодняшняя планетарная угроза войны, по новому имперскому сценарию — путинскому.

Временное умиротворение Гитлера, отвлечение войны за Судеты — ценой сдачи Рейху той же таки области Чехословакии, возможно, и имело смысл для отсрочки начала Второй мировой войны. По крайней мере, этой логики придерживают создатели фильма, заверяя: пауза, купленная такой ценой, дала возможность Великобритании лучше подготовиться ко Второй мировой.

Однако историческая правда не всегда созвучна правде художественной. Уинстон Черчилль писал о Мюнхенском заговоре, что в результате выбора между позором и войной Великобритания получила и войну, и позор.

В настоящее время наши западные партнеры привлекли целый арсенал дипломатических средств, чтобы смирять взбесившуюся агрессию Кремля против Украины и ее союзников, чтобы убедить Путина отказаться от бреда единолично перекраивать границы стран, которые сложились и скрепились Правом после Второй мировой войны. Но... Опять проклятая историческая параллель: Путину, как и Гитлеру, нельзя верить. И это цивилизованный мир, похоже, наконец, понял: США, Великобритания, Канада, Польша, страны Балтии, ряд других государств, не прекращая предпринимать сугубо дипломатические шаги, принялись помогать Украине, нашей армии современным вооружением.

К величайшему сожалению, не вижу с нашей стороны той ресурсной мобилизации, которая обеспечивала бы надежную оборону. Это надо делать здесь и сейчас! Сознательные граждане готовы отказаться от определенного комфорта ради того, чтобы Украина не легла под кровавый имперский сапог.

Никоим образом, не засевая страну паникой, сегодня крайне необходимо, чтобы большинство граждан знали, что и как делать в случае развертывания масштабного вторжения. Это и будет надежным залогом против «панической атаки».

Потому что общий психоз, как свидетельствует наша история, может стать разрушительным препятствием для реализации плана обороны. Так было в 1941 году: Сталин до последнего дня не верил в нападение фашистской Германии. А потому с первых часов нацистского нашествия,  уже когда «Киев бомбили, нам объявили, что началася война», началась и большая паника. Не только среди гражданского населения — среди военных, которым до 22 июня 1941 года приказывали «не провоцировать немцев», «не верить слухам о войне», «не сеять панику».

Чем все закончилось? Известно.

Провоцировать не нужно, впадать в паническое отчаяние — тем более. Но готовить наши армию и тылы к возможной открытой военной агрессии России против Украины — крайне необходимо.  Этому в настоящее время должно быть подчинено все.

Хорошо, что начали создавать территориальную оборону. Нужно было сделать это хотя бы несколько лет назад — сейчас чувствовали бы себя увереннее. Впрочем, и здесь могут подстерегать вероятные угрозы. Стоит тщательным образом проверять терробороновцев, чтобы в эти подразделения не затесались «засланные казачки», которые будут стрелять нам в спину. Чтобы под видом терробороны не действовали вражеские диверсионные группы. Российской агентуры в Украине хоть пруд пруди, да и  пророссийских сил достаточно. Безусловно, это не повод для нагнетания тотальной подозрительности — но это основание напомнить всем и каждому о спасительной бдительности: распознавать и обнаруживать агентуру врага жизненно важно. Тем более, когда «кремлевский фюрер» просто бредит окружить себя захваченными фейковыми «республиками» с марионеточными наместниками во главе. Об этом сценарии предупреждают западные разведки. Надо, чтобы и враг запомнил: украинцы активно готовятся противодействовать и этим выходкам.

Вероятность того, что Путин может нанести ракетный удар по военным объектам и стратегическим предприятиям, очень высока. Создать противовоздушный щит — безусловно, задача не с простых, мы упустили слишком много времени. Но твердая воля Верховного Главнокомандующего, Генерального штаба, руководства государства и добрая воля наших западных соседей, партнеров по военному альянсу, призванного защищать Европу, могут обеспечить в этой области кардинальное продвижение.

И ни на секунду нельзя забывать: нужно прирастать искренними симпатиками Украины и противниками российско-украинской войны в самой России. Не вижу никакой пользы от «патриотического остракизма», который часто встречается в наших соцсетях, скажем, фотографии, где наш спортсмен стоит около российского. Бесспорно, пропагандистская машина Кремля годами методически отравляет умы россиян имперской беленой, и это не могло не изуродовать массовое сознание. Тем более должны направить информационные усилия, чтобы уменьшить «токсикацию враждебности» к украинцам, по крайней мере, среди нормальных граждан РФ. Уверен, что большинству россиян война не нужна. Они не хотят получать своих сыновей, любимых, отцов, братьев «грузами-200» или калеками.

В России проживает немало украинцев. Вряд ли они радостно пойдут войной на землю своих отцов, дедов и прадедов. Должны удержать российских симпатиков Украины в здравом смысле, не дать им отравиться ненавистью и путинским импер-фюрерством. Мы просто обречены соседством искать опору в здоровой части российского общества.

Понимаю, этими заметками не могу претендовать на истину в последней инстанции. Возможно, кто-то будет упрекать, что, мол, взялся не за свое дело. Но как гражданин Украины я не могу стоять в стороне того, что происходит и угрожает моему государству. Слишком крепко и болезненно засел в памяти пресловутый мюнхенский урок.

 

Виктор ОГНЕВЬЮК, доктор философских наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ