Идеология «русского мира» несовместима с существованием самобытной украинской культуры. Эта, так сказать, «концепция» является производной официальной имперской идеологемы XIX в. о существовании триединого русского народа. Согласно ей существовали малороссы со своим «наречием», своеобразными традициями, песнями и плясками, кухней... А высокая культура и государство могли быть только общероссийскими. Упомянутые выше составляющие трактовались исключительно как региональные отличия. Приведем такой пример. В июле 1917 г. на первых демократических выборах в Киевскую городскую думу черносотенный, по сути, список Василия Шульгина в наглядной агитации использовал украинские этнические мотивы. С точки зрения малороссийсва это было вполне приемлемо.
Тогда, несмотря на поражение Украинской революции 1917-1921 гг., идея национальной отдельности украинского народа, его истории и культуры утвердилась. А сто лет спустя Россия решила, что пришло время для окончательного решения украинского вопроса. Новейший нацизм выглядит так: они пытаются встроить нас в свое «тело», ликвидировать украинскую идею, высокую культуру как таковые (в т.ч. – вместе с физическими носителями), а большинство нынешних граждан Украины сделать «прокольными» этническими малороссами. Это стратегически. Тактически они поступают странно.
Так, в родном Чернигове первая разрушенная московитами местная достопримечательность – это кинотеатр, построенный в 30-х гг. прошлого века. И, за компанию, бывший дом российского писателя Глеба Успенского. Через несколько дней орки повредили здание украинского писателя – Михаила Коцюбинского. Следующий уничтоженный памятник – дом нач. ХХ ст., где размещался музей украинских древностей (коллекция Василия Тарновского) – последние десятилетия здесь размещалась детская библиотека. И это была уже вторая библиотека – после городской. Пострадали и старые деревянные дома Чернигова – очень атмосферные, с великолепной резьбой. Кстати, ее наличие в городе над Десной – это непосредственное влияние культуры русских старообрядцев. И что совершенно загадка – чем московитам мешала одна из двух царских беседок, построенных к визиту российского царя Николая II? Больные люди.
Поражений снарядами, ракетами, бомбами, минами памятников национального значения, к счастью, не было. Но в условиях постоянного хаотического обстрела древнего города российской ордой такое может произойти в любое время.
На практике российские солдаты воюют против культуры как таковой – во всех ее проявлениях. Сочетание традиций разных этносов, их взаимопроникновение, привычка толерантного отношения к иному, открытость к его восприятию – черты, присущие украинцам как политическому национально-территориальному и культурному сообществу. Из-за своего разнообразия оно может жить и развиваться исключительно на демократических началах. А это чуждо Москве. Украинцы демонстрируют альтернативу российской великодержавности, высокомерию, централизму, авторитаризму. Именно поэтому, а не из-за декларации стремления к вступлению в ЕС и НАТО, свободные граждане Украины и их государство воспринимаются коллективной Россией как самая сущностная опасность, которую нужно ликвидировать.
Россия сражается против наших ценностей, опирающихся на собственные историко-культурные традиции, европейские в своей основе. Поэтому, как и сто лет назад: «Геть від Москви!. Орієнтація на психологічну Європу», - как говорил когда-то Мыкола Хвылевый.
Владимир БОЙКО, историк, Чернигов