В последнее время снова активно обсуждается возможность прямых переговоров между Президентом Украины В.Зеленским и В.Путиным. При этом процесс подготовки к таким переговорам происходит на фоне очевидной нехватки достоверной информации и сопровождается противоречивыми комментариями от представителей сторон и вероятных посредников. Нельзя исключать, что мессиджи, которые подаются ими в публичном пространстве, среди прочего имеют и характер информационного давления на противника.
Президент Украины В.Зеленский не устает подчеркивать, что только его личная встреча с Путиным способна и должна остановить войну. А представители его Офиса добавляют, что ключевые условия будущего мира будут окончательно определены именно в личном разговоре двух глав государств "тет-а-тет".
Но возможна ли такая встреча в принципе?
Владимир Путин уже давно находится в маниакальном состоянии собственного величия и самоназначения себя на роль исполнителя мессианских идей возрождения "величия России" и "собирателя русских земель". И он мало кого в мире считает равными себе по возможностям и влиянию. Соответственно, его публичные контакты очень избирательны. Следует признать, что одной из важных предпосылок таких встреч являются личные отношения руководителей стран. В случае Украины и России очевидно, что они находятся на практическом нуле. Более того, Путин, все руководство России, а также российская пропагандистская машина уже давно пытаются демонстрировать публичное неуважение к В.Зеленскому как к главе Украины и как к личности в целом, стремятся всячески дискредитировать его в своей риторике. Путин разными способами хочет показать, что не считает Зеленского равным себе по значению и влиянию лидером. Поэтому по поводу вероятной встречи с ним В.Зеленского "на равных" для обсуждения условий прекращения войны предпочтение отдадим пессимистическому прогнозу. Поскольку Путин и далее на разных уровнях посылает сигналы по поводу неизменности ультимативных требований, которые он выдвинул Украине и которые на самом деле являются условиями ее капитуляции. Как продолжают заявлять представители МИД РФ, "все поставленные цели спецоперации в Украине будут достигнуты". Можно прогнозировать, что Путин даст согласие на встречу с В.Зеленским только в одном случае — если тот примет все его требования. Он не привык проигрывать. Остальные же результаты переговоров с Украиной для него будут означать проигрыш. Ведь в случае других результатов переговоров он рискует оказаться в крайне невыгодном положении, прежде всего перед россиянами, поскольку тогда возникнет закономерный вопрос – ради чего вообще затевалась эта война и ради чего погибли тысячи российских солдат и офицеров (украинцев они во внимание явно не принимают)? По законам российских политических джунглей, самое страшное для кремлевских руководителей – это вывод, что Акела промахнулся, который равен смертному приговору. Так же любой другой результат переговоров в мире будет воспринят как поражение России и позорное личное фиаско Путина, как слабость российского государства и российской военной машины.
Так что на такой крах своих амбиций Путин, очевидно, не может пойти. Пока будет жив. Хотя мир и так уже понял, что "великий, страшный и могучий волшебник" кремлевского бункера оказался ни первым, ни вторым, ни третьим. Даже если под давлением устойчивости и сопротивления украинцев, под прессом самых жестких международных санкций России придется таки заключать мир на других, чем сейчас декларирует Путин, условиях, то, скорее всего, подписывать его с российской стороны будет не он, а либо глава российского правительства, либо вообще другое уполномоченное на то лицо от российского истеблишмента. И именно кто-нибудь из них будет встречаться с представителями Украины для его подписания. Безусловно, эти соображения имеют смысл, если Президент В.Зеленский и дальше будет исключать ультимативные требования Путина, как он это публично декларирует сейчас.
Но что действительно происходит на переговорах Украины и России о прекращении войны?
Прежде всего, следует отметить, что ситуация вокруг таких переговоров в некоторой степени уникальна, потому что они ведутся в разгар боев между сторонами и положение на фронте абсолютно неопределенное окончательно. При этом россияне категорически отказываются хотя бы от временного прекращения огня на время переговоров, считая, что это пойдет на пользу Украине в общем противостоянии, и наоборот, постоянно обвиняют украинскую сторону в попытках "затянуть переговорный процесс, чтобы выиграть время". Обычно реальные переговоры об условиях мирного договора между воюющими сторонами ведутся после окончания войны, и свои условия диктуют победители. Очень мало современных войн и вооруженных конфликтов завершались стабильным миром без продолжения угрозы возобновления эскалации. Происходящее на украинско-российских переговорах скорее напоминает ситуацию, в которой заключались печально известные «Минск-1» и «Минск-2» со всеми вытекающими и известными последствиями. И вряд ли такой переговорный нарратив приемлем для Украины.
Из публикаций в СМИ известно несколько позиций, на которых акцентирует внимание украинская сторона. Прежде всего, это прекращение огня и вывод российских войск с территории Украины. Кроме того, в контексте требований России к Украине украинские власти очевидно и настойчиво продвигают в публичном пространстве тезис о вероятности и возможности отказа Украины от вступления в НАТО и формировании какой-либо другой системы безопасности для Украины на основании новых договоров, новых гарантий и новых гарантов. При этом постоянно продуцируются тезисы о том, что НАТО не смогло нас защитить, в НАТО нас не ждут и никогда не примут, что большинство украинцев уже не хочет вступления Украины в НАТО. Дошло до того, что предыдущего Президента Украины П.Порошенко представители Офиса Президента Украины публично обвинили в том, что он якобы спровоцировал Россию на войну против Украины тем, что внес изменения в Конституцию Украины о курсе вступления в НАТО. При этом декларируется, что новая система безопасности гарантирует ее Украине "даже не на десятилетия, а на века".
Бесспорно, вопросы безопасности нуждаются в отдельной дискуссии. Поэтому ограничимся только краткими комментариями. В частности, отметим, что изменения к Конституции Украины относительно перспектив вступления в НАТО были внесены весной 2019 г. на пятом году начала российско-украинской войны и после оккупации Россией украинского Крыма и части Донецкой и Луганской областей. За внесение таких изменений тогда проголосовали более 330 народных депутатов Украины от разных фракций. Так что такие обвинения абсолютно некорректны и не имеют под собой никакого основания. Действительно определенное уменьшение количества украинцев, твердо стоящих за вступление в НАТО (до 48%), как раз и может быть связано с настойчивой антинатовской риторикой Офиса Президента Украины в информационном пространстве. Кстати, несмотря на то, что именно от стран - членов НАТО Украина получает наиболее весомую и необходимую помощь оружием и боеприпасами. А ожидания "вечных гарантий" Украине на основе каких-то договоров (включая вариант с участием государств-соседей) вызывают обоснованные сомнения ввиду прошлого опыта большого договора с Россией и Будапештского меморандума, «Минска-1» и «Минска-2», которые содержали гарантии и обязательства разных стран в отношении Украины. И что из этого вышло? Очевидно, речь может идти только о прямом оборонном союзе с взаимными обязательствами сторон типа договора между странами НАТО о совместной защите каждого из участников. А все остальное будет выглядеть исключительно как дымовая занавеса для прикрытия уступок России относительно "нейтрального статуса Украины", который и в дальнейшем будет оставлять ее беззащитной перед давлением России. К тому же трудно представить среди стран-гарантов ту же Россию или Венгрию. А когда Украина выйдет победительницей из этой ужасной войны, разве для нее актуальными будут чьи-то требования относительно ее будущего статуса? Она будет делать выбор сама! И ее будущий выбор должен быть выбором настоящей, а не мнимой безопасности. Учитывая жестокую реальность, такие гарантии безопасности на сегодняшний день может предоставить только членство Украины в НАТО. И это факт.
Впрочем, как с украинской, так и с российской стороны звучат публичные сигналы о том, что они во время переговоров продвинулись в вопросах будущего нейтрального статуса Украины и гарантий ее безопасности как первого из ключевых вопросов, которые являются предметом двусторонних дискуссий. Создается впечатление, что украинская власть делает главную ставку на вопрос "нейтралитета Украины", как на "кость", которую она бросает бешеному кремлевскому псу в надежде, что тот начнет ее грызть и оставит нас в покое. И надеется, что этого достаточно для прекращения боевых действий и вывода российских войск с территории Украины, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета. На последнем делает акцент и сам Президент В.Зеленский, и представители его офиса, уверяя, что здесь никаких уступок России не будет.
Однако неожиданные тезисы В.Зеленского по поводу возможного «референдума» в Украине относительно условий мира, о которых договорятся на прямых переговорах он и Путин, заставляют задуматься, действительно ли это будет так. Ведь в своем недавнем интервью Зеленский акцентировал внимание в этой связи на вопросе будущего статуса Украины и как-то очень невнятно и нечетко при этом высказался по поводу вероятности рассмотрения вопроса на таком референдуме относительно требований России о признании Крыма российским и независимости так называемых самопровозглашенных на российских. штыках "Л/ДНР". Это ведь входит в ключевую шестерку требований Путина к Украине (5-6 пунктов). По крайней мере, ведущие украинские информационные агентства восприняли предложения Президента буквально и вынесли в заголовки тезис о вынесении на такой референдум и территориальных вопросов. Хотя, согласно украинскому законодательству, они не могут рассматриваться на референдумах вообще. А в условиях военного времени и сами референдумы проводиться не могут. Есть здесь еще один существенный момент — согласно последним социологическим опросам более 90% украинцев (называется цифра до 98%) выступают против территориальных уступок России. Буквально это восприняли и в РФ, где этот вопрос также начали активно обсуждать, заявляя, что они не будут отводить войска с занятых украинских территорий и что их "референдумы" в Крыму и так называемых "Л/ДНР" уже состоялись. Так что в российских экспертных кругах эту идею со своей стороны однозначно отвергают.
Совершенно очевидно, что существует необходимость дополнительного четкого и однозначного разъяснения Президентом Украины В.Зеленским объявленных им тезисов по возможным вопросам, которые, с его точки зрения, могут быть вынесены на всеукраинский референдум по итогам ожидаемой им встречи с Путиным. Это должно снять все возможные произвольные трактовки его позиции как главы украинского государства.
Но это не единственный вопрос, требующий дополнительных разъяснений. В частности, представители Министерства иностранных дел Турции, пытающейся играть роль одного из посредников между Украиной и Россией, публично сообщают, что "стороны достигли определенного прогресса в первых четырех пунктах" очевидно собственно российских требований к Украине. Об этом заявил и сам министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу, которого тяжело обвинить в "умышленных вбросах".
Известно, что первые четыре требования ультимативного списка Путина — это отказ Украины от вступления в НАТО и ее нейтральный статус, демилитаризация Украины, ее денацификация и возвращение государственного статуса русского языка с его использованием во всех сферах жизни Украины.
Обзор экспертных публикаций в российских СМИ, в которых содержатся попытки расшифровать содержательное наполнение этих путинских требований, довольно показателен в том, что ожидает Украину в случае их воплощения в жизнь.
"Демилитаризацию" Украины россияне понимают, как ее полное разоружение настолько, насколько сочтет целесообразным сама Россия. По выражению пресс-секретаря Путина Д.Пескова, это будет "полное лишение Украины ее военного потенциала". В других комментариях речь идет о лишении ее "военной инфраструктуры", включая предприятия ВПК. На самом деле действительность показывает, что массовые российские бомбардировки гражданских объектов Украины свидетельствуют о намерениях ее сплошной деиндустриализации. Как открыто заявил российский наемник Ходаковский, они намерены вернуть Украину в состояние первобытно-общинного строя, вроде уровня современного Афганистана.
Что касается так называемой "денацификации" Украины, то здесь спектр мнений российских экспертов чрезвычайно широк. В самом общем виде с российской точки зрения он должен охватывать следующее. В общем, население Украины россияне делят на "упоротых", то есть идейно сознательных граждан, и на "зазомбированных", то есть тех, кто, по их мнению, за годы независимости Украины стал "жертвой бандеровской пропаганды". Если первые будут изолированы, утверждают они, то вторые – "ничего, со временем привыкнут". Предлагается широкая люстрация представителей украинской власти и органов местного самоуправления, сотрудников научных и средних учебных заведений, сотрудников средств массовой информации разного характера. Предусмотрена "изоляция" их значительного количества, для других запрет на профессию и содержание под надзором. В то же время разрабатываются условия привлечения коллаборантов, которые согласятся на участие в пропаганде российских идей и нарративов российской политики. Отмечается немедленное и полное изъятие и уничтожение украинских школьных и вузовских учебников по истории и замена их на российские. Кроме того, "соответствующая пропаганда должна вестись через СМИ, произведения искусства и культуры". Категорически требуется запретить нацистские символы и нацистское приветствие Слава Украине! Героям Слава!”. Улицы городов и сел Украины, названные в честь нацистов, должны быть переименованы. Россияне планируют запретить все, по их мнению, нацистские и националистические политические партии и общественные организации, к которым они относят максимально широкий спектр украинских патриотических структур. Они считают, что имеющееся фиксированное членство в таких организациях в Украине позволит быстро выявить и захватить максимальное количество таких политических и общественных деятелей и активистов. Все бывшие ветераны украинского освободительного движения, которые еще живы, "должны быть зачищены с корнем, так как не доведенная в свое время до конца денацификация Советской Украины сейчас выходит боком". Отмечаются первоочередные аресты таких украинских деятелей, как (очередность в списке от рашистов) Турчинов, Парубий, Порошенко, Ярош, Белецкий, Аваков. А министр иностранных дел РФ Лавров дополнительно напрямую связывает требование введения государственного статуса русского языка в Украине как составную часть ее так называемой денацификации.
Путин, МИД России и руководитель российской делегации на переговорах с Украиной Мединский публично заявляют, что их требование относительно "денацификации" "является абсолютным".
Ситуация на временно оккупированных территориях Украины свидетельствует, что россияне уже сейчас пытаются претворять эти свои планы в жизнь. Выявление и расстрелы участников АТО и ООС, похищение и пытки мэров, депутатов местных советов, представителей местных СМИ, общественных активистов, изъятие и сожжение украинских учебников по истории – это уже жестокая реальность для Украины.
Поэтому присутствующие в публичном пространстве заявления, о "сближении позиций сторон в первых четырех вопросах" не могут не вызвать тревогу у украинских граждан и закономерный вопрос - о чем идет речь и где и в чем здесь возможно это "сближение"? Категорически опровергнуть такую информацию или объяснить свою позицию должен не кто-нибудь из ОПУ или МИД, а исключительно Президент Украины В.Зеленский, который пытается в личной встрече обсуждать с Путиным условия прекращения войны. Здесь недомолвки и неоднозначность, как и во всех других вопросах переговоров с Россией, не могут присутствовать по определению.
А между тем мы можем быть уверены, что все требования Путина к Украине украинский народ категорически отвергает. И с этим не могут не считаться украинские власти. Поэтому это еще один аргумент в пользу того, что встреча Зеленского и Путина один на один вообще не состоится.
Реальные переговоры о мире между Украиной и Россией начнутся тогда, когда, по выражению министра обороны Украины А.Резникова, "Россия захлебнется своей кровью", а санкции Запада полностью разрушат ее экономику. Тогда мы действительно поговорим с россиянами и о демилитаризации и о денацификации – только фашистской путинской России. Поговорим и о репарациях, и о контрибуции, и о компенсациях Украине в целом и дополнительно каждому украинцу за потери и перенесенные страдания.
С каждым днем войны мы все больше верим в то, что это время наступит уже скоро!