Лестница общественной значимости в Украине сегодня выглядит примерно так: на верхней строчке – воины, а рядом с ними – земледельцы. Возможны варианты, но, я думаю, подавляющее большинство людей в нашей стране согласится с такой классификацией. Обе категории служат безопасности: первые – национальной, вторые – продовольственной. А потому украинцы в равной степени радуются победам и на полях войны, и на полях земледельческих. Ибо голод оставляет такие же глубокие шрамы на генетической памяти, как и военные страдания.
Почти не осталось регионов в стране, которых не затронула бы война. Особенно опасны южные, юго-западные и восточные. По оценкам природоохранных организаций около трети сельхозугодий выпадут из оборота, поскольку будут находиться в оккупации или в зоне огневого столкновения, или даже, если их освободят, они будут временно непригодными из-за заминирования, повреждения рельефа и загрязнения вредными веществами. Если еще год назад продовольственный механизм работал почти как часы, то сегодня они переходят в ручной режим: чтобы посеять и собрать урожай, нужны сверхусилия власти, а также воля, талант и удача непосредственных исполнителей.
Стальные кони просят корма
Как сообщила директор Департамента аграрной политики, продовольствия и земельных отношений Одесской ОГА Алла Стоянова, дефицит горючего – проблема номер один для аграриев области. От себя добавим, что и для аграриев всей Украины – эта проблема также самая болезненная. «Мониторим все источники снабжения. Аграриев, которые подали свои заявки в наш департамент о своих нуждах в горючем, мы информируем о его поступлении, поэтому они могут связаться с трейдерами и приобрести этот ресурс по рыночным ценам, верхний потолок которых ограничен государством. Несмотря на трудности, посев и подкормку ранних яровых начали практически все районы области», – рассказывает Алла Андреевна.
Фермер из Тарутинского района Одесской области Николай Кустуров считает, что ему безгранично повезло, потому что перед посевной случайно пригнал «бензовозик» горючего, приобретенного по 52 грн/л с НДС. Сегодня цена благодаря мерам правительства несколько упала. Этого объема едва хватит на весенние работы, а потом надо снова брать ноги в руки и искать источники поставки этого ресурса. Николая также беспокоит ситуация с обслуживанием техники. «У нас импортная техника, в случае поломки, что попало на нее не поставишь, если заказываем какую-то деталь, она идет «Новой почтой» больше двух недель, потому что маршрут пролегает через горячие точки и множество блокпостов. Если хочешь, то забирай сам, и это касается всех ресурсов, причем предоплата обязательна.
В условиях войны становятся очевидными преимущества аграрных объединений и кооперативов. Кто никуда не вступил, тот проиграл. В свое время Всеукраинский аграрный совет создал обслуживающий кооператив «ПУСК», который, используя наработанные ранее международные каналы, обеспечивает своих членов горючим, минудобрениями, семенами и другими ресурсами. Заместитель главы ВАС Денис Марчук сообщил, что потребности членов ассоциации в горючем на весенне-летний период составляют около 250 тыс. т, для начала комплекса весенних полевых работ нужно минимум 70 тыс. т, кооператив «ПУСК» уже закрыл половину этого объема и достаточно быстро наращивает темпы снабжения.
Николаевщина: посев с тревогой пополам
Посевная кампания началась практически во всех районах Николаевщины. Ситуация хуже в местностях, где шли бои. Есть много полей, изувеченных воронками и минами. В Вознесенском районе на мине подорвался трактор. Сельхозпредприятие "Гарант-Агро" уже засеяло половину площадей, предназначенных для гороха и ярового ячменя. У руководителя Анатолия Гасюка нет сомнений, что аграрии области посеют все, что запланировали, но перспектива дальнейшего хозяйствования довольно туманна из-за дефицита финансов. В марте заработную плату выплатили, на апрель денег тоже, вроде, хватит, и все… запасы иссякают. Кроме этого, нужно пополнять другие ресурсы: горючее, средства защиты, запасные части. «Бросаемся в разные стороны в поисках каналов сбыта продукции, но порты не работают. Вы меня застали в дороге, везу на запад семена подсолнечника, в надежде его где-то сбыть и получить какие-то средства. Дельцы вместо того, чтобы пойти навстречу, пытаются максимально воспользоваться ситуацией, выкручивают руки. Почему на мировых рынках цены растут, а у нас падают? Если семена подсолнечника в начале года можно было реализовать по 24 тыс. грн/т, то сегодня – по 15-17 тыс. грн/т. Между тем, стоимость основных ресурсов растет. Поэтому я считаю, что государство должно вернуть практику гарантированных закупок продукции в Аграрный фонд и Госрезерв. Руководители правительства говорят о льготных кредитах, но взять их практически невозможно. Если мировые организации переживают за дефицит продовольствия в Африке из-за войны в Украине, то пусть оказывают более действенную помощь нашему аграрному сектору…» – предлагает аграрий.
Харьковщина: взрывоопасный урожай
По сообщениям аграриев Харьковщины, под гусеницы войны попали более половины районов. В местах огневого сопротивления значительная часть фермерских баз – машинные дворы, элеваторы, склады, офисы – разрушены. Оккупанты используют технологию удаленного минирования территорий, поэтому после освобождения украинским саперам придется сначала собрать взрывоопасный урожай на полях, а уже потом передавать их аграриям. На территориях, захваченных без боя, фермеры ждут подходящего момента, чтобы сеять, поскольку верят, что будут собирать урожай уже на освобожденных территориях. Хозяйства прилагают невероятные усилия, чтобы сохранить коллективы, реализуют продукцию даже на базарах. Руководитель хозяйства из Харьковской области Юрий Михайлов сообщил, что все его объекты в Изюме с техникой, остатками продукции захвачены оккупантами. В этом районе нет никаких перспектив для сева, поскольку он является центром боевых действий, ведется огонь на поражение. Однако в районах, подконтрольных Украине, полевые работы идут полным ходом. По заключению Юрия Михайлова, около 50% аграриев Харьковской области смогут посеять вовремя. Возможности для полевых работ определяются ходом боевых действий и логистикой. Вся кампания – сплошной риск. За горючее заплатили еще до войны, однако трейдер его еще не доставил, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. «Мы предстали перед выбором: есть ли смысл сеять кукурузу, если ее сбыт под вопросом? Видимо, за счет этой культуры увеличим площади под крупяные, из-за роста внутреннего спроса на них…» – сообщил Юрий Михайлов.
Работа в ручном режиме
А теперь о сверхусилиях власти. Кабмин запустил комплексную программу поддержки аграриев, о которой в мирное время они могли только мечтать. И если раньше из таких документов торчали уши лоббистов разных бизнес-групп, то сегодня их хоть под микроскопом рассматривай, результат будет один – они работают на государство. Так что аграрии мечтают, чтобы такие подходы остались и после победы. На сельхозпроизводителей распространяются налоговые новации, согласно которым ФЛП или юридические лица, имеющие годовой объем дохода до 10 млрд грн, с 1 апреля 2022 г. могут по их заявлению стать плательщиком единого налога третьей группы, уплачивая всего 2% от оборота, такие лица и предприятия не будут считаться плательщиками НДС и других налогов; внедряется кредитование с ограничением до 10 тыс га и оборотом до 1 млрд грн, максимальная сумма кредита – до 50 млн грн на шесть месяцев. Стоимость этих финансовых ресурсов нулевая, то есть государство будет полностью компенсировать проценты по кредитам. Кабмин также принял ряд решений, облегчающих доступ производителей к сельхозпродукции, в частности, горючему, пестицидам и агрохимикатам, продлен срок действия допусков на право работы, связанной с транспортировкой, хранением, применением и торговлей пестицидами и агрохимикатами. Правительство разрешило использование топлива стандартов Евро-3 и Евро-4, пересмотрело формулу госрегулирования розничных цен на топливо, ликвидировало акциз на топливо и снизило НДС на ГСМ с 20% до 7%; на 19 марта основные сети АЗС установили новые предельные цены на бензин А-95 — 33,42 грн, на дизтопливо – 37,05 грн.
Продовольствие как фактор мира
– Правительство сделало очень много правильных, адекватных шагов. Особенно актуальна для аграриев в условиях посевной такая мера, как расширение перечня критического импорта, в котором появилось практически все, что нужно аграрному производству, в том числе тракторы, запасные части, компании получили возможность выполнять международные платежи, с 25 марта отменены пошлины на импорт, предназначенный для обеспечения аграрного производства, упрощена система сертификации всего, что завозится в Украину. Если срок аренды земельных участков заканчивается, он автоматически продлевается на год, это позволяет сеять и не думать о бюрократических моментах. Мы также положительно оцениваем отмену квотирования экспорта кукурузы и подсолнечного масла, – комментирует ситуацию известный аграрий и общественно-политический деятель Виталий Скоцик.
– Насколько эффективны меры по финансовому обеспечению аграриев?
— Насколько мне известно, на 25 марта только одно хозяйство на всю Украину получило кредит на сумму 5 млн грн на полгода. Процедура получения этого займа очень сложная, все ожидали, что это будет происходить по польской системе, когда тебе предоставляют кредит под ноль процентов в расчете на га. Надеемся, что правительство и банки успеют максимально упростить доступ к кредитам до начала основных работ. Если бы система кредитования заработала, то решила бы проблему отсрочки платежей в расчетах с дистрибьюторами, которые поставляют аграриям основные ресурсы. Напомню, что до войны удобрения поставлялись по стопроцентной предоплате, а семена и средства защиты на условиях отсрочки оплаты до урожая по разным схемам, например, 20/80 или 0/100. То есть острая потребность в этой схеме отпала бы. Действовал также такой эффективный инструмент, как аграрные расписки, которые дистрибьюторы принимали в качестве гарантий оплаты, но сегодня эта программа не работает. То есть если нет кредита, нет отсрочки платежа и аграрной расписки, то фермеру сегодня приобрести все необходимое для посевной очень трудно, поэтому все работают в пределах имеющихся возможностей, это не учитывая моментов, связанных с войной: заминирования, близость боевых действий и т.д. Мелким фермерам сегодня труднее, чем крупным аграриям, поэтому я бы сделал акцент на их поддержку.
— Сможем ли перестроить логистику до начала экспортного сезона?
— Это очень тяжело, но в то же время это стимулирующий фактор для мира, который должен понимать, что следует поддержать Украину, которая является одним из самых мощных производителей сельхозпродукции в мире. Одна из трех крупнейших нефтедобывающих стран – Саудовская Аравия на 100% зависит от украинского ячменя, поэтому я уверен, что через свое нефтяное плечо будет делать все, чтобы война в Украине закончилась как можно скорее. Продовольствие сегодня является не менее мощным рычагом, чем политические, военные или дипломатические средства, потому что есть хотят все. У нас, по разным оценкам, остается около 24 млн т кукурузы, эти объемы в любом случае нужно вывезти, чтобы, во-первых, обеспечить продовольственные потребности мира, а во вторых, освободить элеваторы до следующего урожая, крайние сроки – вторая половина июня для юга и середина июля для других регионов страны. Сегодня железная дорога перевозит в сутки 240-300 тыс т зерна, тогда как до войны этот объем составлял 3-3,5 млн т, поскольку наша страна и Западная Европа имеют разные путевые системы, кроме того, нам не хватает перегрузочных элеваторов. Словом, есть комплекс проблем, которые нужно решить в короткие сроки.
Но мы должны помнить, что украинские аграрии во все времена, какими бы они ни были тяжелыми и опасными, сеяли и собирали. Потому что чрезвычайно ответственные и смелые люди. Если банковская система заработает и нормально пойдет кредитование, это будет основным фактором успеха. Все остальное сделают люди, — заключает Виталий Скоцик.