События почти 800-летней давности, которые происходили тогда в Украине, кое в чем напоминают то, что происходит сейчас.
Следовательно, в те далекие времена руськие княжества оказались между двумя громадами. На Западе существовали католические государства, которые представляли относительную целостность. Что-то вроде современных Европейского союза и НАТО. На Востоке – татары (или как у нас часто пишут монголо-татары - хотя термин не является достаточно корректным), которые создали свое могучее и агрессивное государство – Золотую Орду. Напомним, что Московия, на основе которой возникла Российская империя, была частью Золотой Орды. И россиян можно справедливо считать преемниками золотоордынских традиций - в частности в плане политическом. В 1240 г. золотоордынский хан Батый взял Киев. Тогдашнему золотоордынскому правителю это удалось сделать – в отличие от его далекого преемника Путина.
И все же значительная часть украинских земель выстояла под ударами ордынцев. На поприщах Правобережной Украины сформировался мощный государственный организм. Сейчас его в литературе, как правило, именуют Галицко-Волынским княжеством. Хотя это название не совсем корректно. Никто так это государство не называл. Его традиционно именовали Русью. А, соответственно, это государство стоит именовать или Руським княжеством, или Королевством Руським.
Это королевство оказалось в непростой геополитической ситуации. С востока на него давила Золотая Орда. На земли Карпатской Руси и Галичины претендовало Венгерское королевство. Определенные претензии на отдельные поприща этого государства заявляли польские короли и тевтонские рыцари. В конечном итоге, в начале XIV в. начинается экспансия литовских князей на ее земли.
В такой ситуации правители Руського княжества (королевства) часто прибегали к «многовекторной политике». Как это делали главы нынешней независимой Украины. И, фактически, продолжают делать. В 40-е годы ХІІІ в. один из глав этого государства Данило Романович, князь галичский, предстает как противник татар. Галицко-Волынская летопись говорит, что этот правитель осуществил поход на Болоховску землю, взял там ряд городов (городов-крепостей) - Деревич, Губин, Кобуд, Кудин, Городец, Божский, Дядь. Этот поход, вероятно, имел несколько причин. Данило стремился возобновить контроль над Болоховщиной, которая когда-то принадлежала руським князьям. Также он хотел оградить себя от наездов болоховских князей. Но была это и война против вассала татар. И именно как антитатарскую акцию представляет летописец поход Данила на Болоховскую землю. Он это осуществил, «бо зоставили їх, [болохівських князів], татари, щоб вони їм орали [та сіяли] пшеницю і просо. Данило ж на них тим більшу ворожнечу держав, що вони од татар велике сподівання мали».
После битвы под Ярославом в 1245 г., когда Романовичам, Данилу и Васильку, удалось утвердиться на землях Правобережной Украины, на Данила начали налегать татары, требуя, чтобы им отдали Галичину. Под 1250 годом (в действительности - 1245-м) в Галицко-Волынской летописи дается такая информация: «Тим часом [хан] Могучій прислав посла свого до Данила й Василька, коли вони обидва були в [городі] Дороговську: «Дай Галич!» [І Данило] був у печалі великій, тому що не укріпив він був землі своєї городами. І, порадившися з братом своїм, поїхав він до Батия, кажучи: «Не дам я півотчини своєї, а їду до Батия сам». То есть, как видим, Данило не сумел обеспечить надлежащую обороноспособность своей земли, потому и должен был идти на компромисс с татарами, прибегая к дипломатии. Вам это ничего не напоминает?
Дальше в летописи идет подробное описание поездки Данила к Батыю в Золотую Орду. Там он объяснился с ханом и остался правителем Галичины. Правда, летописец завершает описание этой поездки в пессимистических тонах: «О, лихіша лиха честь татарськая! Данило Романович, що був князем великим, володів із братом своїм Руською землею, Києвом, і Володимиром, і Галичем, і іншими краями, нині сидить на колінах і холопом себе називає! А вони данини хотять, і погрози ідуть, [і] він життя не надіється! О, лиха ти, честь татарськая!..»
Следовательно, получалось так, что князь Данило вынужден был пойти на соглашение с Батыем и стал его вассалом.
Но исследователи почему-то не обращают внимания на такой факт. На поприщах тогдашней «настоящей Руси» правил дуумвират Романовичей – Данило и Василько. Историки традиционно считают, что старшей среди них был Данило. Хотя здесь есть сомнения. Почему этот якобы старший брат сидел не в стольном граде Романовичей – Владимире, а пытался усесться в Галиче, где так и не смог утвердиться? В конечном итоге, Данило основал себе столицу на Волыни, в Холме, хотя и считался князем галицким. Хан Могучий, вассал Батыя, требует, чтобы Данило отдала Галич, то есть Галицкое княжество. О Владимирском, где княжил Василько, речь не шла. Здесь позиции князя были достаточно сильными – в отличие от Галичины, где бояре постоянно создавали проблемы князю Данилу. В силу этого, Галичина была «слабым звеном» «настоящей Руси» - в отличие от Владимирии-Волыни. Поэтому Могучий и нажал на Данила, требуя отдать Галич. Потому в Золотую Орду едет только Данило, чтобы договориться с Батыем. Васильку, по большому счету, надобности ехать не было. Он и так самостоятельный князь на своей земле. А его города могут выстоять перед татарским нашествием. То есть, по крайней мере, волынская часть «настоящей Руси» не была покорена татарами.
Князь Данило, собственно, проводил «многовекторную политику». В принципе, его можно понять. С одной стороны, выстоять ему перед татарским натиском было сложно. С другой стороны, на него оказывал давление католический Запад. Соответственно, приходилось маневрировать.
Римский папа предложил Данилу королевскую корону. Под 1255 г. (в действительности это событие состоялось в 1253 г.) в Галицко-Волынской летописи отмечено такое:
«У той же час прислав папа послів достойних, що принесли [Данилові] вінець, і скіпетр, і корону, які означають королівський сан, кажучи: «Сину! Прийми од нас вінець королівства». Він бо перед цим прислав [був] до нього біскупа веронського і каменецького [Якова Браганца], кажучи йому: «Прийми вінець королівства». Але він, [Данило], у той час не прийняв був [вінця], сказавши: «Рать татарська не перестає. Зле вони живуть із нами. То як можу я прийняти вінець без підмоги твоєї?»
Тем временем Опизо, [посол папский], пришел, неся венец [и] обещая: «Ти матимеш поміч од папи». Но он, [Данило], все равно не хотел, и уговорила его мать его [Анна], и [князья лядские] Болеслав [Стыдливый] и Сомовит, [сын Кондрата], и бояре лядские, говоря: «Прийняв би ти вінець, а ми [готові] єсмо на підмогу проти поганих».
Дальше говорится, что Данило принял королевскую корону. И случилось это в Дорогичине, когда он пошел войной против ятвягов – литовского племени. Кстати, ятвяги – это одни из предков современных белорусов. Текст о коронации Данила утверждает, что это делалось ради борьбы с татарами. Князь надеялся, что католический Запад поможет ему в этом деле. Приняв королевскую корону, Данило входил в политико-культурное пространство католической Европы. И тем же отступал от союза с татарами.
Такой акт Данила можно сравнить, переводя на язык современности, со вступлением в НАТО. Правда, не все так было просто и однозначно. Данило принял корону без всякой огласки. Полноценная интеграция, в частности религиозная, украинских земель в западный мир не состоялась. И западный мир не спешил оказывать Данилу военную помощь.
А это вам ничего не напоминает?
Дальше в летописи идет сообщение о войнах Данила и Василька против татар, в частности против хана Куремсы. Последний пытался взять Кременец, однако это ему не удалось. Не взял он и Луцк. А Данило и его сын Лев осуществили наезды на «людей татарских», которые жили в Болоховской земле и в Побужьи. Даниловы войска взяли крепость Межибоже (нынешний Меджибиж).
Словом, «спецоперация» золотоордынских войск против руських князей, тогдашних «союзников НАТО», простите союзников папы, не удалась. И даже руськие князья перешли в контрнаступление.
Следовательно, военное счастье не особенно улыбалось Куремсе. Поэтому на поприщах Руського королевства и наступила тишина. Возможно, потому Куремсу заменили Бурундаем, которого назначили правителем (темником) захваченных татарами поприщ нынешней центральной Украины. Бурундай был лучшим полководцем и сумел под своим руководством организовать значительные силы. Как видим, золотоордынцы сменили командующего и, высказываясь современным языком, перегруппировали свои силы. Не то же ли самое делают сейчас россияне, поняв, что их «спецоперация» в Украине не удалась.
Романовичи не рискнули противостоять новому темнику. На переговоры поехал Василько вместе с сыном Данила, Львом. Сам же Данило, испугавшись Бурундаева гнева, бежал сначала к ляхам (полякам), а потом к венграм.
Василько в такой ситуации решает идти на компромисс. Ведет переговоры с Бурундаем, задабривает его. Татарский темник готов трактовать Василька и его племянника Льва как союзников. Однако требует, чтобы они уничтожили укрепления ряда городов-крепостей. Это как раз те крепости, которые оказывали сопротивление Куремсе, – Кременец и Луцк, а также те, которые были построены недавно и могли оказывать сопротивление татарам, – Данилов, Стожок, Львов. Первые две крепости появились неподалеку Кременца, в труднодоступных Кременецких горах. Взять их татарам было проблемно. То же касается Львова, который построили на высокой горе (нынешний Высокий Замок). То есть Бурундай требовал от руських князей такой себе «демилитаризации». Василько пошел на то, чтобы разрушить даже укрепление своей столицы – Владимира. Бесспорно, такие действия делали Руськое королевство слабым перед татарами. Его опорные пункты оказались для ордынцев «открытыми».
Правда, не все крепости были разрушены. Остался невредимый Холм, что стал столицей короля Данила. О том, что татарам не удалось взять этот город, рассказывается в летописи: «…рушив Бурондай до Холма, і Василько-князь [пішов] із ним, і з боярами своїми, і слугами своїми. Але коли вони прийшли до Холма, то город був запертий. І стали вони, прийшовши до нього, одаль його, і не добились вої його нічого, бо були в ньому, [Холмі], бояри і люди доблесні, а город сильно укріплений, [з] пороками і самострілами». Бурундай вирішив не брати місто, а піти далі на польські землі: «І після цього пішов Бурондай уборзі до Любліна, а од Любліна пішов до [города] Завихвоста. І прийшли вони до ріки до Вісли, і знайшли тут собі брід у Віслі, і пішли на ту сторону ріки, і стали пустошити землю Лядську».
Реально здесь руськие князья стали сообщниками татар и воевали против своих западных союзников, в частности поляков. Словом, союз с «тогдашним НАТО» был разорван. Реально правители королевства Руського стали сообщниками золотоордынских ханов – предшественников нынешних руських правителей.
Не будем дальше повествовать историю королевства Руського. Напомним лишь, что в таком состоянии оно просуществовало каких-то сто лет. И потом, фактически, распалось. А его земли оказались в составе Польского, Венгерского королевств и Великого княжества Литовского.
Вот такая история. Возможно, из нее все же стоит сделать выводы?