Это уже не случайность – третья библиотека в Чернигове попала под обстрел ордынцев. После городской библиотеки для взрослых им. Михаила Коцюбинского и детской библиотеки в этот раз - крупнейшая библиотека региона: Черниговская областная универсальная библиотека им. Владимира Короленко: разбита крыша, выбиты стекла, есть трещины на стенах. Здесь содержится несколько миллионов печатных экземпляров, начиная с XIX в. Есть уникальные, хорошо знакомые исследователям. Одна из жемчужин библиотеки – едва ли не стопроцентная коллекция региональных и местных газет, начиная с 20-х гг. ХХ ст. Нигде больше такого нет. Библиотека известна в области как креативный и информационно-коммуникативный центр.
Большую ценность представляет и само здание. Сооружено оно в начале ХХ в. как земельный банк – фактически, задачей этого учреждения было облегчить и упорядочить переход земли от помещиков к крестьянам. Непосредственное участие в реализации этой идеи приняло Черниговское губернское земство, отличавшееся украинофильством. Здание банка построили в стиле украинского модерна. Наиболее известный подобный дом – бывшее Полтавское губернское земство (ныне – музей). Этот стиль – отражение мировых тенденций промышленной революции в архитектуре: ее рационализация и стандартизация, но одновременно с национальными особенностями. Для украинского модерна их две: специфическая форма окон, напоминающая вход в украинскую хату, и национальная мозаика. Верхушка мозаики очень символичная – желтое солнце на синем фоне. Ни Российской империи, ни Советскому Союзу, ни нацистской Германии эта символика не мешала. Более того, Черниговский обком КПУ несколько десятилетий просидел под сине-желтой мозаикой. Но пришла современная Россия – и все изменилось. То есть она значительно более нетерпима ко всему украинскому, чем вышеперечисленные образования.
Одновременно поступают тревожные сообщения из территориальных общин – рашисты проводят ревизию местных библиотек. Цель – извлечение литературы, что, по их мнению, представляет угрозу идеологии «русского мира». Конечно же с последующим ее уничтожением. Такое дежавю нацистской Германии в начале XIX в. В этом ничего удивительного нет – похожие цели подобных политических режимов порождают одинаковые действия.
Владимир БОЙКО, историк, Чернигов