В заглавие этой статьи вынесена минорная гамма: именно из этих интервалов она состоит. Эта формула известна каждому музыканту с детства, так что ее появление здесь станет понятно только с прочтением всего текста.
В последние дни в соцсетях среди сообщества академических музыкантов и поклонников классической музыки идет дискуссия (чтобы не сказать жестче) по поводу двух премьер: сегодня и завтра Kirill Карабиц будет дирижировать Orchestre philharmonique de Strasbourg (OPS) с Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским в программе концерта, а 7 и 9 апреля в Teatro Comunale Bologna его музыкальный директор выпускает премьеру оперы Петра Чайковского «Иоланта» с российскими артистами на одной сцене с украинскими. Очевидно, там уже подписали мировую…
***
В первом случае, как пишут некоторые украинские музыканты «в афише ничего не сказано об Украине и репертуаре, концерт как концерт, причем здесь Украина…», а во втором сама Оксана Лынив предусмотрительно аргументирует событие, концепцию и даже озвучивает «подушку безопасности».
«Этот проект был запланирован задолго до войны (то есть более 8 лет назад? – А.С.) и нынешние события вносят в него свои акценты. Что побудило Чайковского выбрать для его последней оперы сюжет о слепой принцессе Иоланте и какой символ эта тема несет в наши дни? Мир слишком долго оставался слепым, отторгая от себя болезненную правду, и только подлинное сопереживание за человеческое горе, солидарность и любовь способны открыть внутренние глаза сердец нашего человечества и показать свет правды и справедливости. Дед Чайковского был украинцем и казацким отпрыском из рода Чаек, учился в Киево-Могилянской академии, а сам П. Чайковский регулярно посещал разные города Украины и находил для себя огромное вдохновение для творчества. Оригинальный текст Иоланты был запрещен во времена советского союза из-за его сакрального значения. В начале концерта прозвучит европейская премьера произведения Анны Гаврилец Stabat Mater для хора и симфонического оркестра. Сама композитор скончалась в бомбардированном Киеве в первые дни российского вторжения. Я посвящаю эту программу всем женщинам, которые в ужасных условиях войны ежедневно спасают жизнь своих семей, поддерживают борьбу за свободу и, скрываясь по бомбоубежищам, в бесчеловечных условиях вынуждены рожать своих детей».
Если в первом случае мы имеем no comment и, собственно, с Kirill (не Кирилл!) все понятно давно, то сообщения, комменты, пиар ходы Оксаны тщательно продуманы, выстроены и вроде бы должны лишить музыкальных и «диванных критиков» желания вступать в дискуссию со всемирно известным, обласканным мировой прессой и нашими СМИ музыкантом.
Если бы не одно «но»…
***
Между этими двумя далеко не однозначными импрезами во главе с нашими выдающимися музыкантами, культурными дипломатами и рупорами именно украинского искусства в Европе - фамилия украинского дирижера Ивана Чередниченко, главного дирижера Львовской Оперы. Ему пока не до премьер и не до филигранно взвешенных, толерантных комментов: его невинных родителей в Ирпене безжалостно убили российские мерзавцы прямо возле их дома. Этой ужасной новости предшествовали отчаянные посты Ивана и его жены певицы Дарьи Литовченко о поисках мамы с надеждой, что она все-таки выжила… Читать и осознавать это невозможно.
Тем не менее, все же для Оксаны «возможно и нужно различать»: «разделение на артистов и культурных деятелей Путина (оригинальная орфография сохранена) и тех, чья музыка была использована Россией (оригинальная орфография сохранена) для пропаганды для меня принципиально».
А принципиально ли понимание, что на месте родителей коллеги вполне могли бы быть ваши родители и родственники, которые до сих пор живут в Украине, правда, в более безопасных местах? А хотя на мгновение вы представляли себя на месте Ивана?
***
Я вполне сознательно задаю эти «неудобные», тяжелые вопросы, но не манипулируете ли вы, когда не отличаете тон от полутона? Вы как музыканты высшего качества прекрасно знаете, как звучит тон и полутон, и как выдающиеся дирижеры нашего времени блестяще разбираетесь в нюансах и чистоте звучания. Почему же в этих двух случаях вдруг вас настигает глухота, немота и слепота («Мир слишком долго оставался слепым, отбрасывая от себя болезненную правду…»). Очевиден диссонанс.
Речь даже не о Чайковском и Стравинском с их украинскими корнями. «Гениальность Рахманинова и Стравинского (и Чайковского) бесспорна. Они граждане мира, но как россияне! Вот в чем вся аберрация и цинизм», – констатирует композитор Roman I. Drozd. Пока что художники с таким мощным реноме могут и должны менять акценты и исправлять аберрации. Ведь исполнительское искусство, оперная и симфоническая музыка в Европе – это крупный бизнес с немалыми деньгами и именно они, их уменьшение или отсутствие – могут начать менять наконец-то сознание, если совесть и призвание служению музам все еще этого не позволяют.
Каждый из этих двух музыкантов прошел трудный путь к своему нынешнему потрясающему статусу, каждый из них боролся за него. Сейчас этот статус не менее влиятелен, чем статус президента, и я уверена, что, если бы был поставлен вопрос ребром, – к вам бы прислушались и в Страсбурге, и в Болонье. Вы прекрасно владеете ораторскими способностями, языками, искусством пиара. Так почему же в какой-то момент тумблер выключается? Деньги, боязнь потерять позицию, тесные дружеские отношения с российскими музыкантами, которые сейчас почти все выступают в роли «жертв путинизма»? Что именно вас останавливает? Почему вы молчите (Карабиц) или ищете щели для комфортного сотворчества с теми, с кем именно сейчас делать этого нельзя. Что это за такой скрытый комплекс неполноценности у персон, обычно смело разрушающих стандарты, шаблоны и устоявшиеся понятия?
***
Еще раз: ваш статус, исполнительская репутация, рейтинг, талант, наконец, сила влияния – на той ступеньке, когда можно диктовать свои условия до конца, чтобы переломить этот позорный тренд, который навязывает так опрометчиво и недальновидно толерантная Европа Украине.
Не президенты и министры культуры должны за вас это делать, а именно вы, поскольку являетесь яркими лидерами мнений. Это ваш инструмент, кроме дирижерской палочки.
Позиция должна быть как у генерала на поле боя. А вы и сейчас - главнокомандующие, по сути, на поле боя пропагандистской войны, которая будет длиться гораздо дольше, чем эта. Мы не успеем прийти в себя, как все вчерашние культработники россии, зарабатывающие деньги и контракты по европам начнут давать задний, как сейчас нетребко, и скулить, что они жертвы. А послезавтра, так же под этот шумок снова из программ начнут вычеркивать музыку украинских композиторов и отдавать предпочтение раскрученным российским вокалистам да еще и «жертвам режима».
***
Каждый раз, когда вы будете обсуждать с руководством каст, программу, - вспоминайте вашего коллегу Ивана Чередниченко и его невинно убиенных родителей и заодно своих, которые в любую минуту, не дай Бог, могут оказаться на их месте.
Ведь где гарантия, что среди тех, теперь уже 83% процентов россиян, поддерживающих путина и геноцид украинцев, нет родителей именно этих музыкантов? Где гарантия, что именно те, кто прописан в касте «Иоланты», когда-то между репетициями других опер в другие годы не бегали в консульства голосовать за путина? Где гарантия, что их родственники, друзья или бывшие одноклассники не нажимают на спусковой крючок бомбардировщика над Бродами или Киевом?
Именно во время ваших премьер пропагандистка-беженка Овсянникова на итальянском ТВ уже озвучивает совершенно четкие месседжи миру и Европе: «Русофобия не допустима. Российские люди не должны нести коллективную ответственность за происходящее в Украине. Это вина исключительно Владимира Путина». Конечно, путин лично в Ирпене расстрелял родителей вашего коллеги - дирижера Ивана Чередниченко, именно путин и только он несколько дней подряд в Мариуполе насиловал женщину на глазах ее 6-летнего сына, который после всего этого поседел, именно путин разбомбил мариупольский театр с женщинами, роженицами и детьми…
***
Каст «Иоланты»: меццо-сопрано Виктория Каркачева и деталь: ее муж Егор Андреев – российский дипломат. Меццо-сопрано Мария Огий, выпускница санкт-петербургской консерватории, будет петь вместе с сопрано Ольгой Дядив - выпускницей Херсонского музучилища и с Людмилой Корсун - солисткой Львовской Оперы… Есть и объяснение: «…я узнала у руководства – эти два человека были ангажированы еще несколько лет назад, и контракты связаны с другими постановками. Они поют второстепенные роли, на главных, все украинцы». А вот поста-анонса этой премьеры почему-то на странице дирижера нет. Зато есть «…Уважаемые, дорогие украинцы, коллеги – у меня нет времени и сил на грязь и обиды в такое тяжелое время…» и список из 5 пунктов, которые, как бы перекрывают, нивелируют все выше написанное. Однако почему-то именно эти, собственноручно написанные аргументы всемирно известного дирижера, входят в еще больший диссонанс (как сирены воздушной тревоги в украинских городах диссонируют с весной) с ее согласием в качестве музыкального директора Teatro Comunale Bologna на мирное музыкальное сотворчество российских артисток с украинскими на одной, сейчас именно ей подвластной сцене.
Когда уже написаны аргументированные тексты по этому поводу (в LB.ua «Cancel Russia как инструмент самосохранения» Владимира Шейко и в ж. Неделя «Макаров: Владимир Путин является прямым продолжением Александра Пушкина»), их нужно не только читать, как письма Вагнера в оригинале, а делать принципиальные, действенные и соотносительные величию таланта – выводы и поступки.
***
«Почему российской культуре нужно пройти процедуру очищения путем отмены?» Для людей нашего поколения это звучит слишком радикально, но суть идеологической и культурной основы этой войны и заключается именно в том, что это не какая-нибудь иноязычная культура (читай «чужая», немецкая или французская). Это культура, которая была нам всем привита вместе с манту в роддоме.
Для того чтобы выйти из войны психологически здоровой, а не искалеченной ненавистью, нацией, - нужно найти в себе силы отменить или поставить на длительную паузу российскую культуру и совместное творчество с ее современными апологетами. Эти фамилии и произведения никуда не денутся: они пройдут только свою переоценку. А деятели искусства не умрут от голода, ведь в качестве помощи «пострадавшим от войны» (санкций) российским скоморохам из госбюджета уже выделили 1 млрд. рублей.
Итак, тон-полутон… Пытаясь быть максимально взвешенной при написании этого текста-реакции, я предпочитала осознать природу сосуществования тонов и полутонов в этой катастрофической по своим цивилизационным последствиям войне культур. Которая не кончится, как мне теперь кажется, никогда.