На протяжении последних недель все мы наблюдаем волну критики в адрес НАТО. Оборонный Альянс, в составе которого большинство украинцев предпочли бы видеть и Украину, критикуют иногда уместно, но еще чаще – незаслуженно.
Разумеется, можно понять эмоции украинцев и вполне человеческое в своей природе желание получить защиту от такого мощного и сильного союзника. Однако следует осознать, что есть определенные границы, которые НАТО не переступит из-за самой сущности этой организации.
Потому что НАТО – это не платформа, не инициатива, не формат, а именно членская организация, да еще закрытого типа.
Она состоит из ограниченного количества членов, имеет строгую процедуру присоединения, органы правления и систему финансирования, четко прописанные принципы и цель. Решения в НАТО принимаются консенсусом, то есть всем государствам-членам нужно договориться, исключений не существует – только единогласно.
НАТО существует давно, еще с 1949 года, и за долгие десятилетия существования Североатлантический союз пережил не одну войну в мире. Украинская ситуация, хоть как нам это не нравится, в этом контексте не уникальна. Вместе с тем уникальными являются масштабы поддержки Украины от отдельных государств – членов НАТО – они значительно больше, чем еще месяц назад могла ожидать и сама Украина. И все равно среди украинского общества распространяется (сомневаюсь, что без определенного источника и направления) волна критики в отношении НАТО.
Поэтому хочется кое-что объяснить простыми словами: НАТО – это членская организация закрытого типа. То есть что-то похожее на ОСМД, где собственники квартир собрались, договорились об условиях совместной жизни и сформировали общий бюджет. В этом году сбросились и поставили забор вокруг двора, в следующем – шлагбаум с пультом, еще через год – установили видеокамеры, затем лучшую противопожарную систему, наняли консьержей и охранников, а между тем все красили, убирали, вкладывали деньги в энергоэффективность. И все это за членские взносы.
Да, порой они помогали соседям, сделали дорогу, поменяли трубы в районе, даже пытались объяснять жильцам других домов преимущества создания ОСМД, но соседи не очень слушали, порой воровали у них стройматериалы или выбрасывали мусор под их забор.
Когда случилась беда, началось подтопление или пожар – жители соседнего дома попросили у ОСМД поддержки, получили моторы для откачки воды, защитные костюмы, технику, на время беды ОСМД впустило чужих детей и женщин к себе, накормило и согрело их. Но является ли это основанием требовать и квартиру в ОСМД?
Конечно, эта аналогия хромает, но нужно здраво оценивать ситуацию: мы – не член НАТО, поэтому Альянс не обязан ничего для нас делать, все, что мы от него получаем, – по его доброй воле и из дружеских намерений. Это уже много, и за это надо благодарить, а не критиковать!
Очень не хочется, чтобы в эти месяцы общественное мнение украинцев незаслуженно повернулось против НАТО. Ведь это тот Альянс, к которому мы должны стремиться и когда-нибудь после нашей победы обязательно вступим. Там наша безопасность на долгие будущие десятилетия.
И попытка заразить украинцев неприязнью к НАТО – только ослабит наше государство.
Sapienti sat.