«Вавилон'13» – неформальная группа документалистов, в которую входят известные украинские режиссеры и операторы. Они начали свою деятельность коротким видео «Пролог», записанным на Михайловской площади вечером 30 ноября 2013 года после разгона студентов на Майдане. Фактически «Вавилон'13» стали главными хроникерами Революции Достоинства, создав десятки короткометражных фильмов, а также, впоследствии, полнометражные картины «Сильніше, ніж зброя» и «Євромайдан. Чорновий монтаж», а также телецикл «Зима, яка нас змінила». Группа осталась активной после вторжения россии на Донбасс и в Крым, и, тем более, сейчас.
Я попросил соучредителей и действующих участников объединения – режиссера и сценариста Владимира ТИХОГО, режиссера Юлию ГОНТАРУК, оператора Юрия ГРУЗИНОВА – ответить на такие вопросы:
1) С чего для вас начался «Вавилон'13»?
2) Какое наиболее яркое воспоминание для вас связано с работой в группе в дни Майдана?
3) Как «Вавилон» изменил вашу профессиональную жизнь?
4) Что вы делаете сейчас?
ВЛАДИМИР ТИХИЙ
1) Как только Мустафа НАЙЕМ призвал выйти на Майдан 21 ноября, в тот же вечер мы решили, что как творческие люди не должны оставаться в стороне. Обсуждали разные идеи, а 30 ноября, когда студентов разогнали, мы просто поняли, что хватит разговаривать. Приняли резолюцию, собрали технику, сели на микроавтобус, приехали на Михайловскую площадь и начали снимать людей, собравшихся там, которые рассказывали, почему они сюда пришли – так появился первый фильм «Пролог». Получилось замечательно. Происходило что-то большое, мощное, беспрецедентное. Люди пришли, преодолев страх, и от этого получили безумный импульс адреналина, потому «Пролог», хотя длится лишь три минуты, является насыщенным, энергичным. В то же утро я договорился, что нам дадут помещение в Доме кинематографистов. Так появился штаб, начали люди приходить, привозить технику. Все возникло стихийно, на волонтерских принципах. Снятые фильмы выпускали на фейсбуке и на youtube.com. Отдельно задействовали – слава богу, имели связи – новорожденное Общественное телевидение, которое показывало наши свежие работы.
2) Когда смотрел смерти в лицо. Думаю, у всех во время Майдана это было. Ведь разворачивалась глобальная трагедия в высоком, античном значении. Но и сейчас постоянно себя ловлю на мысли, что я опять – часть фантастической метаморфозы. Вот мы ездили снимать по Киеву, и это невероятная энергетика. Ты видишь ребят на блокпостах, ты чувствуешь их, они чувствуют тебя, отдельная история с паролями. Это как игра, в которую ты играл в подростковом возрасте, но вдруг она стала реальной. И будущее опять неизвестно – точно как у ребенка, который живет лишь этим моментом. Главное – быть здесь и сейчас. Мы все, взрослые люди, оказались в этом состоянии. Вся Украина сейчас находится в состоянии ребенка, который играет в смертельную игру. И будущее не прогнозируется. Хотя мы, украинцы, конечно, молодцы и делаем все, чтобы победить.
3) Здесь идет речь не так о профессиональной деятельности, как об изменении отношения к тому, что делаешь. Собственно, тоталитарное общество воспитывает своего рода эгоизм. Чтобы чего-то достичь, ты должен стать фаворитом какого-то человека власти, от которого зависит все. Это или партия, или финансовые структуры. В Украине сложилась такая вот гидра – политика плюс деньги. И абсолютно нормально было оказаться «при дворе».
Но Майдан абсолютно изменил эту ситуацию. Наступило понимание того, что есть ценности, которые нельзя продавать или покупать. У нас всех появилось намного больше уверенности в том, что мы делаем.
4) Сейчас мы опять мобилизовались, и мы в определенном процессе. 14 марта отмечали календарный День украинского добровольца. Этот праздник существует уже несколько лет, но сегодня он особенно актуален. Поэтому мы бросили клич, чтобы все желающие 14 марта с помощью смартфона зафиксировали несколько эпизодов своей жизни, загрузили видео в сеть и послали ссылку нам на е-мейл. Из этих видео будет смонтирован полнометражный фильм, который расскажет об Украине миру. Кроме этой мозаики сюжетов, там есть и три центральных истории. Первый герой – активист и депутат Игорь ЛУЦЕНКО. Вторая – модель и певица Даша АСТАФЬЕВА, которая ежедневно волонтерит на кухне. Третий – ветеран Евгений ДИКИЙ. Он ученый, полярник, прошел войну на Донбассе, а теперь – один из координаторов и идеологов Территориальной обороны. Надеюсь, скоро будет четкое понимание того, как должен выглядеть этот фильм.
Мы, люди культуры, должны помочь создать образ современного украинца. Иначе окажемся в ситуации Афганистана, раздробленного на племена.
ЮЛИЯ ГОНТАРУК
1) Я лично знала всех родителей-основателей и это было после избиения студентов. Мы собрались на Михайловской площади и подумали, чем бы мы могли помочь революции. Умеем снимать – значит, поможем именно этим. То был наш протест, документальный активизм. Мы сделали штаб в Доме кино. Кто-то принес камеру, кто-то звук, кто-то ноутбук, чтобы монтировать. Утром и днем снимали, ночью монтировали, спали на полу, дежурили. Это сразу стало частью моей жизни.
2) Очень врезалась история, когда мы приехали снимать в Донецк, в поселок Раздоловка, чтобы снять дом тогда еще президента Януковича. Там такая тарковщина была: все серое, собаки лают, голая зимняя земля. И эта хата – разбитая, запущенная, построенная отцом Януковича, Федором. Мы встретили соседа, который знал и Федора, и Виктора. Он рассказал, что Янукович приезжает на кладбище с эскортом машин, а сюда никогда не заглядывает. Для меня это яркий образ: нет патриотизма, потому что он даже к своему корню так относится. Мы смонтировали фильм и думали: загружать его или нет? Было такое ощущение, что если мы не выигрываем революцию, то все сядем. Было немного страшно, а с другой стороны, зачем мы тогда все это делаем? Нужно уже идти до конца. Видео, в конце концов, стало очень популярным.
Несколько раз было такое, что еду в Дом кино, а по дороге мне звонят и говорят, что будет облава, мы эвакуируем винчестеры. То есть страшно, но это было действительно движение. Оно нас держит вместе и до сих пор.
3) Абсолютно изменил. Я как раз тогда окончила университет имени Карпенко-Карого и была убеждена, что останусь режиссером игрового кино, дебютировала с короткометражкой «Алкоголичка». Но я не понимала, за что хвататься. И вот реальность внесла коррективы. Стало понятно, что я должна эту реальность фиксировать, мир документалистики открылся для меня, и я до сих пор в нем, хотя сейчас написала уже, наконец-то, сценарий игрового фильма.
4) У меня была международная версия моего полнометражного дебюта «Залізна сотня», но я чувствовала, что эта история должна заканчиваться не так. Я за главными героями слежу с 2015-го. Они воевали на Донбассе, потом вернулись в мирную жизнь, и я за ними следила, и вот все три мои герои опять пошли воевать. Вот тот, нужный финал, сейчас я им и занимаюсь. Жизнь опять делает сюжет за меня, но не знаю, хорошо это или нет, потому что ты заложница обстоятельств.
Когда началась война, я провела три дня в метро с мамой, потом под обстрелами вывезла ее с сестрой, приехала во Львов и сделала в нем офис «Вавилона». Работаем как второй штаб, снимаем и распространяем ролики, делаем субтитры, чтобы люди в мире знали о нас. Опять есть ощущение одного дыхания у нас всех. Знаем, что делаем и зачем: то, что останется нашим детям.
ЮРИЙ ГРУЗИНОВ
1) Тогда, 30 ноября 2013-го я просто пробежался по всем точкам конфликта, по всем местам событий. Мы поняли, что надо делать бюро, потому что в печати тишина, а народу на Михайловской площади уже десятки тысяч. Встретил Ваню САУТКИНА (киевский режиссер и художник – ДД), Юлю Гонтарук, Володю Тихого, мы взяли камеру и пошли снимать первый ролик. Потом у Вани в мастерской его смонтировали. Так все началось.
2) «Вавилон» дал мне все. На момент прихода я был режиссером монтажа. Я с 16 лет работал на телевидении, но, поняв, что телевизор мне не интересен, пошел в кино. «Вавилон'13» застал меня в тот момент, когда рамки режиссера монтажа я перерос, и вот появился шанс – снимать кино. Благодаря этому я много лет работал с Ярославом ПИЛУНСКИМ (украинский документалист – ДД), с Сергеем МИХАЛЬЧУКОМ (известный оператор, лауреат Берлинале – ДД). Мы имели хорошую документальную базу, которая позволяет мне и сейчас делать кино. Рамки «Вавилона» очень широкие, чтобы за них выйти.
3) Когда ты впервые снимаешь убитого человека и не боишься вообще ничего (Юрий Грузинов стал первым, кто задокументировал смерть Сергея НИГОЯНА 22.01.2013 – ДД). На Майдане, на Грушевского людей стреляют, там жесть. И ты не сходишь с ума только потому, что смотришь сделанную тобой картинку, смотришь в этот маленький экранчик и в этот твой мир, в котором ты и живешь в действительности.
4) Что сейчас делаю – не скажу (смеется).
Сейчас кино отошло на второй план, больше хочется, чтобы мировое сообщество, насколько это возможно, увидело то, что реально происходит. Потому что мы опять сталкиваемся с тем, что достоверной информации нет. Наступило опять время «Вавилона» как альтернативного источника информации. Потому что официальные сведения в действительности отличаются от того, что в реальности.
Но это информирование не новостное, а ради поддержки наших ребят и сограждан. Коммуникация с людьми. То, чего нет у СМИ. Журналист прибежал, снял два интервью, три перебивки – и убежал. А нас интересуют люди, их души, то, что чувствуют, говорят, видят.
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»