Мариуполь кричит живыми и неживыми голосами. «Мариуполя уже нет, уничтожили!», – говорят между собой покинувшие город мариупольцы, судьба их разбросала по Украине, России, европейским странам. Но в сети появляются видео из бомбоубежища Азовстали, где женщины и дети просят помочь мировое сообщество с зеленым коридором. Я вижу соседку, подругу с тремя детьми, знакомые усталые лица – и боль по Мариуполю, тревога, отчаяние возвращаются каждое мгновение, напоминая о нашей страшной жизни в блокадном городе. Между тем из перехваченных разговоров оккупантов стало известно, что планируют самолетами бросить бомбы по три тонны на территорию МК «Азовсталь».
С одной стороны, идет физическое уничтожение авиабомбами, градами, минами, ракетами. С другой стороны – гуманитарная катастрофа – люди живут без электроэнергии, тепла, газа, воды, а дети во время подвальной жизни страдают без солнца, раньше времени теряют зубы. Отсутствие жизненно важного лекарства тоже приводит к большому количеству смертей.
Сейчас мы ежедневно смотрим видео разрушенных родных районов, сожженных, полуразбомбленных многоэтажек, уничтоженных школ, больниц, домов детского творчества, университетов, театра, родильных домов. С середины апреля еще больше получаем сообщений о мариупольцах: «Ранено, оторвало ногу», «Умер за неимением лекарств, похоронили в клумбе между подъездами», «Всех завалило в подвале многоэтажки, не выжили», «Он ранен, а жена погибла в бомбоубежище на территории Азовстали», «погибли в собственном доме из-за прямого попадания, мать похоронила их в огороде», «не хватает пищи, но живы».
ФОТО РЕЙТЕР
Сейчас как преподавательница ищу своих студентов, хотя бы связь. Некоторые из них уехали из города, но находятся в подвалах своих домов на территории области: «Елена Сергеевна, я звоню с крыши дома, нет возможности выходить на пары, ведь обстрелы, нет связи. Но все потом сделаю, выучу, подготовлю!». «Елена Сергеевна, муж погиб, ребенок все время беспокойный, плачет. Не могу думать об учебе», «У меня все сожжено, нет ноутбука, я не знаю, что делать, как дальше жить, учиться, работать». Ужасно и больно, и как тут не плакать? Выдержим и победим – часто отвечаю. И так оно и будет.
Мечтаю увидеть родных, друзей, студентов, школьников, коллег-преподавателей, учителей, соседей, знакомых, продавцов рынка и всех мариупольцев, которые сейчас выживают в блокаде. И будут жить, если их спасти сегодня, сейчас, в этот момент.