Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«После битвы на поле боя будет битва за мозги»

Главный редактор канала I-UA.tv Владимир ТЕТЕРУК – о весе исторических знаний для обновления украинской государственности
21 апреля, 2022 - 15:06

«Не наступило ли нам время написать историю как победителям?» – спросил на днях главный редактор канала I-UA.tv   Владимир ТЕТЕРУК главного редактора «Дня» Ларису Ившину во время эфира программы «Точка зору», который получил название «Российско-украинская война как неизученный урок истории Украины». На что получил утвердительный, но непростой ответ (посмотреть запись программы можно по ссылке). Мы решили, со своей стороны, спросить и пана Владимира о том, какие, на его взгляд, информационные акценты сейчас важны и какая в этом роль исторических знаний.

«НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ МОЖЕМ СТРОИТЬ НОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

– Канал I-UA.tv, главным редактором которого вы являетесь, один из немногих информационно-аналитических проектов в Украине, целью которого с самого начала было содействие развитию гражданского общества Украины и распространению идей украиноцентризма. Собственно, как и в газете «День». Как вы оцениваете инфопространство Украины в этом смысле до войны и сейчас?

– Постепенно украиноцентричные идеи, которые мы пропагандируем, находят отзыв. Конечно, нам хотелось бы, чтобы это происходило быстрее, но общественные процессы всегда идут значительно медленнее. Ведь человеческая жизнь имеет свой исторический промежуток, просто несравнимо короче, чем жизнь, которую проживает общество. Поэтому и ожидания конкретного человека относительно темпов общественных изменений порою приносят разочарование. Но в целом я оцениваю эти процессы положительно. И в частности то, что делает и I-UA.tv, и газета «День» – эти зерна просветительства находят благодатную почву, на которой постепенно прорастают очень обнадеживающие ростки.

Относительно истории, то у нас, к сожалению, годами сложилось отношение к этому предмету как к чему-то вспомогательному, несущественному. Историю, скорее, воспринимали как такую себе сказку, миф для улучшения эмоционального состояния. Хотя смысл истории в первую очередь в том, чтобы не просто выживать, но и достойно жить и развиваться так, чтобы переходить из поколения в поколение с наименьшими потерями, в том числе нанесенными недружелюбными соседями. И этот главный урок истории, к сожалению, был недостаточно изучен. За последние 30 лет у нас изменилось на первый взгляд много чего – картинка мира, материальные, образовательные возможности и другое – но изменилось ли фундаментальное отношение к человеку, стало ли наше общество по своей сути лучшим, осмыслило ли свою историческую миссию? – вопрос риторический. Ведь недостаточно сменить портрет Ленина на Шевченко или Горбачева на Бандеру или Зеленского. Здесь главное – осознание исторического процесса как незримой цепи, что связывает поколения, и увидеть свое место в нем. Это такой стержень, который позволяет нации, народу, определенному сообществу, удержаться, выжить и развиваться. Считаю, что в принципе мы идем в правильном направлении, но надо еще провести очень много работы, чтобы эти знания прошли сквозь душу, чтобы мы понимали не просто исторические факты, но и их логику, взаимосвязь.

Только на основе этой исторической логики мы будем иметь фундамент, на котором можем строить уже новое государство. Потому что как ни парадоксально, если задаться сейчас вопросом о том, что мы строим, то немногие дадут на него четкий и понятный ответ. Фактически до сих пор есть матрица бывшей УССР с кучей разных «рыночных надстроек» – и отсюда эти спорадические попытки менять Конституцию, искать новый общественный договор или путь в Европу и НАТО.

Конечно, такие усилия выглядят несколько абсурдно, но общество это часто воспринимает, потому что следует за своими поводырями и не знает, как действовать иначе. Помните, политики года три тому назад педалировали вопрос нового общественного договора. Но при этом никто не сказал, что последним, кто из великих людей говорил об общественном договоре, был Кант. Это был конец XVIII века. То есть от Гуго Гроция (конец XVI -  начало XVII вв.) и до конца XVIII века эта тема на уровне европейских мыслителей была уже исчерпанной. Дискурс об общественном договоре сбегался во времени с началом промышленной революции, которая в свою очередь повлекла ряд буржуазных революций, в том числе и Великую Французскую, и построение нового общества равных возможностей. Все, в Украине ХХІ века эта тема уже не является актуальной в силу многих причин. Но некоторые политики и общественные деятели ее всерьез обсуждали, пытаясь, очевидно, «поюзать» на очередных выборах. Правда, ничего из этого не получилось. В настоящее время этот вопрос уже не педалируется. Следовательно, общество осознало, что ему пытаются подсунуть какой-то оторванный от реальной жизни продукт. И это признак того, что оно, общество, понемногу взрослеет. Помните, как веками искали perpetuum mobile - пока Клаузиус не открыл Второй закон термодинамики с энтропией, и стало окончательно понятно, что вечного двигателя не может существовать в природе априори.

Поэтому сравнительно с человеческой жизнью нам кажется, что мы потратили очень много пути на поиски себя в этом мире, а с другой стороны 30 лет –  это только вспышка молнии в историческом контексте, за который мы прошли очень большой путь собственного развития и нас уже на мякише не всегда проведешь. Поэтому в этом смысле мой взгляд на современные исторические процессы в нашей стране – сдержанно-оптимистичный.

«СОЗДАНИЕ И ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ – ЭТО КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ»

– На днях в разговоре с главным редактором нашей газеты Ларисой Ившиной вы касались вопроса своевременного усвоения истории. Как отмечала Лариса Алексеевна, это сделало бы нас намного сильнее. Каким, по вашему мнению, было и должно быть присутствие профессионального и в то же время популярного исторического компонента в нашем медиапространстве?

– Я считаю, что исторический предмет должен быть приоритетным, причем на разных уровнях, начиная с детского садика, создания анимации, сказочек, мифологии, компьютерных игр. Мы должны осознать себя в мировом контексте. Воспитывая ребенка, должны уже ему показывать, к какой цивилизации он ближе. Например, взять за основу античную мифологию, рассказать в популярной форме о Северном Причерноморье, о греческих городах-колониях, скажем, о Тавриде, где служила Артемиде дочка греческого военачальника времен Троянской войны Агамемнона, где бывали аргонавты вместе с легендарным Ясоном. То же можно сказать и о европейских легендах, в частности рыцарский цикл. И не надо бояться такой мифологизации, потому что миф – это еще и стремление видеть себя именно таким в историческом контексте, а не тем, кем тебе предлагает быть захватчик. Так делается во всем цивилизованном мире, и мы не должны быть исключением. Там, где нет достаточном количестве исторических материалов, надо додумывать, дописывать, так, как писатели пишут о событиях тысячелетней давности, а мы восторженно читаем их произведения, сопереживая с героями, которых, возможно, никогда в действительности и не существовало, потому что наши знания о древней истории являются далеко неполными. Поэтому еще раз отмечаю: историю пишет победитель, поэтому именно мы должны писать свою историю. И не надо здесь никаких спекуляций на тему: а как было в действительности? Потому что очень часто то «в действительности» может быть просто чужим домыслом.

Скажем, для меня было открытием узнать о микенской цивилизации Древней Греции, которая завершилась перед началом Троянской войны. Убийцы одного из царей пустили пару через трубы в ванной властелина, и тот из-за ожогов умер. То есть больше трех тысяч лет назад там существовал водопровод с подогревом. Задолго до римских терм! Но больше ничего не сохранилось, кроме нескольких материальных артефактов. Но были школы, развивалась наука – кто-то же учился сам и передавал знание другим о том, как строить водопроводы, управлять страной, правильно вести земледелие. Если ничего из этого наследия не сохранилось, это же не значит, что этого не существовало. То же самое можно сказать о скифской, сарматской, киммерийской и других цивилизациях на поприщах Украины. Нам надо представлять, додумывать, сопоставлять и таким способом осовременивать, популяризировать наши знания о нашем прошлом в неразрывной связи с нынешним временем. Сразу отмечаю, что здесь идет речь не об академической истории: ею должны заниматься исключительно специалисты. Речь о популярно-мифологическом аспекте, удобном для усвоения широкими слоями граждан Украины.

Я также считаю, что ВНО по истории Украины должно быть обязательным для поступления на все факультеты вузов. Не суть важно, это будет врач или математик, физик или инженер. Надо исходить из того, что человек с университетским образованием – это потенциальный руководитель, управленец, а то и министр, депутат или президент. Не факт, будет ли у него время на саморазвитие в гуманитарной сфере, то  хотя бы на базовом уровне соответствующие знания должны быть, чтобы не возникало потом почти сакраментальное «А какая разница?»…

Хочу отметить еще одно. Историю важно переосмысливать. Кстати, газета «День» также уделяет этому большое внимание, осуществляя важную подвижническую работу в этом направлении. Потому что история – это не набор метафизических фактов, это живая материя, это энергия для мышления и создания будущего. И то прошлое, что уже состоялось, будет всегда влиять на нас тем или иным образом.

Поэтому недостаточно изменить названия улиц, утилизировать памятники или достопримечательности – здесь нужен комплексный подход, который будет основан на виденье того, какое общество мы строим, каким будет в нем представление о добре и зле, а следовательно, определить место и роль в системе общественных отношений Человека, понять, есть ли у нас ресурсы для этого и главное – готовы ли мы сами для таких общественных преобразований?  Это  довольно серьезная комплексная и кропотливая работа. И я не вижу, чтобы государство ее проводило. Возможно, в силу определенных объективных причин, которых я просто не понимаю? Но гражданское общество осуществляет эту работу, в частности газета «День» и Библиотека газеты «День». Есть и менее известные негосударственные издания, которые также уделяют этому значительное внимание. Поэтому общество здесь на правильном пути, чего не скажешь о государстве.

Сколько в целом займет времени процесс таких общественных преобразований – не знаю, но это тот момент, когда надо просто делать и творить ежедневно. Создание собственной истории, как и познание ее – это как создание собственной счастливой жизни – требует ежедневной кропотливой работы.

«ДОЛЖНЫ ЗАНЯТЬ СВОЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБМЕНА»

– По вашему мнению, какие информационные акценты важны сейчас, во время войны? На чем сейчас сосредоточивается ваш канал?

– Мы всегда исповедовали идеи украиноцентризма. Мы рассматриваем украинство как цивилизацию, как пассионарный  общественный толчок, который собирает у себя разные народы, нации, народности. Украиноцентризм заключается в том, чтобы мы исполнили свою роль на всех уровнях цивилизационного бытия – тактическом, стратегическом, геополитическом, этичном. Следовательно, должны выработать такую модель этичных норм и правил, такую экономическую и правовую модель взаимоотношений, которая бы не только устраивала  нас, а стала бы новым цивилизационным указателем и для наших близких и дальних соседей, с которыми можно совместно осваивать и развивать вселенское пространство. До войны такие слова звучали бы несколько романтично, но в настоящее время, после явления миру Украины в образе Добра, которое побеждает Зло, наша роль значительно изменится. Главное – соответствовать этой роли и опять не потерять свой исторический шанс.

Ну, а если говорить утилитарно, то мы должны найти свое достойное место в системе глобального обмена, за которое, собственно, и происходят все мировые конфликты. Звучит парадоксально, но целью каждой войны является мир, просто на других условиях, не таких, что были до войны. Эти условия и будут определять место страны-победительницы в системе глобального обмена как предпосылку успешного развития на ближайшие минимум 30-40 лет.

Мы хотим занять достойное место. Для этого мы должны трезво оценить наши возможности, наше прошлое и отсюда вычислить наш потенциал на будущее, найти те формы и предложить миру те алгоритмы решения как проблем, так и задач, которые позволят нам теснее кооперироваться и быть действительно на желательном для нас месте.

Я вижу, что сейчас эти позитивные изменения происходят. И убыстряют их именно нынешние драматические события, которые часто и являются следствием неизученных исторических уроков. Именно в такие трудные времена ускоряются процессы, быстрее формируется виденье, делаются оценки. Так всегда было в мире. Просто сейчас мы чувствуем это на собственной шкуре.

Думаю, что мы выйдем из этой войны более сильными, обновленными. Но главное – не забывать, что после битвы на поле боя будет не менее драматичная битва за мозги, и здесь исторические знания будут иметь большой вес. Потому что именно из исторических знаний будет выстраиваться наше настоящее виденье того «Кто мы? Чьи сыновья? Каких родителей?». И тогда мы, в конечном итоге,  прекратим сменять вывески, а станем просто самими собой – достойной семьёй мировой цивилизационного сообщества.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ