«Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для страны», — говорил в своей инаугурационной речи президент США Джон Фитцджеральд Кеннеди. Заслуженный артист Украины Евгений Нищук, похоже, этим вопросом питает и насыщает работу механизма собственной жизни. Актерству он учился в мастерской профессора Валентины Ивановны Зимней. Мне посчастливилось быть педагогом на нескольких ее наборах. В одном из них учился Евгений. На третьем курсе мы с ним сделали, кажется, достойную работу о Василии Ерошенко — слепом украинце, который стал классиком японской литературы. Но огненному азарту актерства учит именно Зимняя. Она девочкой была связной партизанского отряда. Жестокие моменты на грани жизни и смерти, детская наивность и безоговорочная вера в самой ею придуманное спасали от пули и от виселицы. Не стесняться своей сущностью, страхом, болью, слабостью наполнить сценический образ присуще всем ученикам Валентины Ивановны.
Но далеко не всем удалось жизнь в искусстве наполнить пониманием своей общественной значимости. Не роли, а именно значимости единственного, но такого неповторимо важного голоса.
Папа Римский Иоанн Павел II в речи в Ясногорском монастыре в 1983 году сказал: «Чрезвычайно важно, чтобы в молодости в то время, когда пробуждаются новые чувства любви, жить с созревшим внутри вас понятием о любви ...
Жизнь каждого человека определяется и оценивается присущим ему качеством любви. Скажи мне, как ты любишь, и я скажу, кто ты».
Евгений Нищук любит свою Родину! Любит свой народ! Живет его судьбой, страдает от его боли... Продолжать этот ряд опасно. Молодежь зажмурится от пафосности, зрелые начнут разгадывать интересы.
Но я утверждаю, что все это — правда, именно так и есть. Я свидетель тому, как каждую свободную минуту Евгений — «голос Майдана» — прибегал в Киевскую академическую мастерскую театрального искусства «Сузір’я» сначала отогреться, затем отработать репетицию к новому спектаклю и снова мчаться в оранжевую революцию. О ее последствиях пусть честно напишут историки. Хотя, говорят, правда и история редко дружат. Я же — о тех моментах, которые всех украинцев по обе стороны баррикад вознесли над таким уютно-привычным для нас «моя хата с краю».
Вспоминаю, как в своем новогоднем обращении президент Чехии Вацлав Гавел сказал: «Невозможно стать по-настоящему свободным без честного и глубоко пережитого отношения к ценностям. Свобода и демократия подразумевают участие всех, а, следовательно, и ответственность, которая лежит на всех нас».
Евгений вел «оранжевые» митинги и репетировал роль Есенина в спектакле «Мне тесно в имени своем...» о его романе с Айседорой Дункан.
Сергей Александрович в этой пьесе — резкий, болезненный, пылкий поэт, которого зрелая и тяжеловатая балерина поднимает на крыльях материнской любви. Евгений сделал свое актерское дело, вложив в него все свои чувства. Сладкоголосый и золотоокий, так же самоотверженно, до хрипа, он заводил Майдан, олицетворяя все его возможные и невозможные романтические ожидания.
Не преувеличу, если сравню его роль в событиях на майдане Независимости с вкладом Ю. Левитана в победу в Отечественной войне.
Оценили ли это те, кто шел к обогретому и ободренному ведущим митингов народу, неизвестно. По крайней мере, квартир, машин, денег, должности Евгений не получил. Правда, сам он никогда к этому и не стремился.
И сцена вновь приютила актера и наградила ролью Ассо — поэта, влюбленного в Эдит Пиаф и сделавшего ее звездой французской эстрады (в спектакле Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» «Ассо и Пиаф»).
Актер и политика — вещи несовместимые. Хотя играть в политику модно. Играть роли престижно. Быть честным — сложно. В лучшем случае невыгодно, обычно — опасно. И хотя в действительности «театр — это ложь, которая говорит великую правду», как заметил Ж. Кокто, зритель не прощает фальш в чувствах, малодушие, неуверенность и уныние.
У Евгения Нищука много разнохарактерных киноработ в картинах режиссеров Олега Биймы («Остров любви», «Прощание с Каиром»), Василия Домбровского («Сердце мира»), Владимира Савельева («Изгой»), Михаила Ильенко («Фучжоу»), Станислава Клименко («Братство»), Олеся Янчука («Железная сотня» и «Владыка Андрей»).
И я никак не могу избавиться от ощущения значимости актера, позиции интеллигента, которую подтвердила доверием майданная многолюдность. Конечно, это безумная нагрузка на мышцы души актерской. Но одновременно это закалка, это усиление мощи ее. Понимайте как знак судьбы или как прекрасную случайность, но Евгению Нищуку выпало воплотить рассказ В. Винниченко «Момент» в моноспектакле «Момент любви».
Как не вспомнить речь Марии Терезы на церемонии вручения ей Нобелевской премии: «Любовь рождается дома, и значение имеет не то, сколько мы делаем, а то, сколько любви вкладываем в свое дело».
Бывает, не помнишь, кто говорил, где, когда, но запечатлелось в памяти — что. Майдан всегда напоминает мне, как именно выступали. В основном — призывы, очень редко — мысли. Возможно, поэтому бесконечность актерской веры и была красноречивее слов. Таким вспоминается Евгений Нищук на трибуне Майдана, и таким он предстает перед зрителем на сцене и на экране.