Премьера концертного исполнения оперы Кароля Шимановского «Король Рогер» завершила программу I, Culture (осуществляемую Польским институтом в связи с председательством Польши в ЕС), став знаковым событием музыкального сезона в Киеве. В этом международном творческом проекте приняли участие: Симфонический оркестр Национальной оперы Украины, хоровая капелла «Думка», известные польские певцы — Миколай Заласиньський (Рогер), Ивонна Хосса (Роксана), Кароль Козловский (Эдриси), американец Эрик Катлер (Пастух), солисты «Думки» — Алексей Крячун (Архиерей) и Татьяна Гавриленко (Дьяконица). Руководителем постановки выступил польский дирижер Михал Клауза.
Сочинение Кароля Шимановского написано в символистском жанре — композитор, совершив путешествие по Европе, услышав «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и повидав Италию и Сицилию в 1911—1915 гг., вернувшись в Польшу, начал создавать оперу «Король Рогер» на основе романа Ярослава Ивашкевича. Главный герой — реальный персонаж, правивший Сицилией в XII веке. В сюжете причудливо переплетаются мотивы религиозные, мистические и любовные. В христианском королевстве Рогера появляется молодой Пастух, агитирующий народ принять дионисийский культ, соблазняя благами чувственных наслаждений. Этим чарам не смогла устоять Роксана и подданные короля. Только одному Рогеру удается преодолеть власть нового бога, правда, ценой утраты любимой жены...
В полифонической музыке Шимановского симфоническое начало превалирует над вокальным, а гармонический язык очень сложен для исполнения. Видимо поэтому опера нечасто ставится на мировых подмостках. Кстати, после варшавской премьеры 19 июня1926 г., которую довольно скептически приняла тогдашняя публика, «Король Рогер» вернулся на сцену лишь в 2000 году, и с тех пор начинается его триумфальная поступь по миру — Нью-Йорк, Эдинбург, Париж, Санкт-Петербург, Барселона, Бонн... К нам «Король Рогер» добрался спустя 75 лет, словно пройдя некий исторический круг и вернувшись к истокам, ведь знаменитый польский композитор — наш земляк. Он родился в Украине (с. Тимошовка Киевской губернии), первые уроки музыки Шимановский получил от отца, затем Кароль учился в музыкальной школе у Густава Нейгауза в Елисаветграде (ныне Кировоград).
Имя Кароля Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена. Творческий путь маэстро можно разделить на три этапа: романтический, импрессионистский и народный...
Сегодня кажется странным, но опера «Король Рогер» никогда не ставилась в бывшем СССР! Она с успехом шла на подмостках европейских и американских театров. Сюжет создавал почву для разных интерпретаций (режиссеры представляли в своих спектаклях мотивы всколыхнувших Европу молодежных бунтов 1968-го, а в Америке иллюстрировали историю секты «Народный храм», члены которой совершили массовое убийство в конце 1970-х).
Опера Шимановского содержит в себе множество аллюзий и ссылок на разные музыкальные течения первой половины ХХ века. В Киеве прочтение сложной партитуры было подано дирижером Михалом Клауза точно, ясно и эмоционально — оркестр, хор и солисты выступили, как одна высокопрофессиональная команда, а слушатели внимали, порой даже впадая в магический транс. В первом акте композитор передал колорит Византийской империи, во втором прозвучали восточные мотивы, а третий акт — греко-римский. Особенно сильно воспринималась слушателями финальная сцена — в нарастающем хаосе происходит вакхическое торжество, захватившее народ и Роксану... и вдруг все пропадает. Король Рогер словно пробуждается от страшного сна, поет гимн в честь солнца!
Как рассказал «Дню» генеральный директор Национальной оперы Петр Чуприна, к Евро-2012 планируется, что опера «Король Рогер» украсит столичную афишу. Сейчас идут переговоры с руководством Института Адама Мицкевича, Польским институтом в Киеве, дипломатами Посольства Польши в Украине (организаторами нынешней премьеры), чтобы совместными усилиями двух стран в нашем театре родился полноценный спектакль. Этот вечер стал открытием замечательной оперы Шимановского дня украинской публики.
КОММЕНТАРИИ
Марианна КОПИЦА, профессор НМАУ:
— Это сочинение отражает непростые события, которые происходили в судьбе маэстро. Годы Первой мировой войны Шимановский провел в Украине (Тимошовке и Киеве). Директор Киевской консерватории Р. Глиэр предложил Шимановскому стать преподавателем, но в тот период Кароль начал писать Третью симфонию. Он говорил, что боится спугнуть Музу, если займется педагогикой, и композитор отказался... Проблемы со здоровьем (у Шимановского был туберкулез) заставляли его уезжать на лечение в теплые страны, и несколько из этих путешествий в Африку и на Сицилию вдохновили на написание оперы «Король Рогер». Когда я слушала это произведение, то заметила в нем отголоски его Третьей симфонии. В середине 1920-х Шимановский увлекся восточными мотивами. В опере экзотика, символы, мистика, духи, потаенные силы, христианство, добро и зло тесно переплелись. Пережив социальные потрясения, композитор принял революцию как крах ненавистного ему царизма. В Елисаветграде Шимановский, как писал Ярослав Ивашкевич, «неоднократно переживал тревогу, опасаясь за свою жизнь, когда в городок вступали белые банды, потому что он сразу после революции стал на сторону красных». Одно время Кароль был «комиссаром по делам искусств» и заместителем редактора местной газеты. Зимой 1918 г. Шимановский вернулся в Варшаву, и там началась новая фаза его творческой жизни. Маэстро был человеком романтическим, жил в своем мире, но после оперы «Король Рогер» в его творчестве произошел перелом. Он увлекся неофольклоризмом и отошел от символизма. Хочу отметить прекрасное исполнение сложнейших вокальных партий солистов и хористов капеллы «Думка». Потрясающие голоса! Тенор Эрик Катлер, исполняющий партию Пастуха, специально прилетел в Киев из Америки на один вечер, а рано утром отправляется назад, т.к. у него спектакли в Метрополитен-опера. Очень мощно выступил Миколай Заласиньський (Рогер), убедительно создала образ Роксаны Ивонна Хосса. Капелла «Думка» и музыканты Симфонического оркестра Национальной оперы — молодцы! Быстро разучили совершенно незнакомый материал и исполнили очень профессионально. Эта опера — оратория, так много в ней хорового начала. Мне это сочинение (по масштабности) немного напомнило «Киевские фрески» Ивана Карабица. Очень многослойная опера, требующая мастерства от исполнителей! Акустическую высь сумел продемонстрировать дирижер Михал Клауза. Оперное наследие Шимановского незнакомо киевской публике, и за это открытие великой музыки, слушая которую душа раскрывается, хочется поблагодарить всех — организаторов концерта и исполнителей оперы.
Евгений САВЧУК, художественный руководитель капеллы «Думка»:
— У нас подвижный коллектив. Мы умеем работать быстро и качественно. Меньше месяца репетировали, причем большую часть времени посвятили оттачиванию произношения. Я не могу сказать о каких-то особенных музыкальных трудностях. В этом произведении нет закрученной интриги, мало драматургии в либретто, но все с лихвой компенсируется многогранной музыкой Шимановского. Ее знают меломаны лишь фрагментарно, в концертном варианте. Не знаю, будем ли мы участвовать в киевской постановке. Это будет зависеть от наших планов. В этом году мы очень тесно сотрудничаем с польской стороной. Так, весной (перед Пасхой) мы исполняли «Страсти от Луки» вместе с тремя хорами в Варшавской филармонии, а за дирижерским пультом был автор — Кшиштоф Пендерецкий. Мы не впервые сотрудничаем с этим знаменитым маэстро (исполняли его «Кредо» и Восьмую симфонию). Три недели назад пели балетную музыку Шимановского с Национальным симфоническим оркестром Украины. Получили предложение исполнить реквием «Катынь» Пендерецкого (выступить в Германии летом 2012 г.). Ныне ведем переговоры, чтобы исполнить в Палермо (Сицилия) монументальное произведение «Семь врат Иерусалима» Пендерецкого (это будет осенью).
Иван ГАМКАЛО, дирижер Национальной оперы Украины:
— Исполнение «Короля Рогера» в Киеве — знаковое событие! Она никогда у нас не шла. Я впервые услышал оперу и нахожусь под сильным впечатлением. Символично, что две трети своей жизни Шимановский прожил в Украине. И мы можем гордиться, что на киевской земле родился будущий польский классик. Кстати, напомню, Тимошовка находится рядом с Каменкой (поместьем сестры Чайковского, где черпал вдохновение Петр Ильич, где бывали Пушкин и декабристы)... В Тимошовку съезжались друзья Шимановского. Там бывали — Артур Рубинштейн, Генрих Нейгауз, Гжегож Фительберг; и там родился план заграничных турне с концертами, целиком посвященными музыке Кароля Шимановского (он был замечательным пианистом). «Король Рогер» — сложное произведение, требующее больше времени на репетиции, чтобы сбалансировать звучание музыкантов, хора и солистов (польские вокалисты — замечательные, с высокой культурой исполнения, хорошую дикцию продемонстрировали хористы капеллы «Думка»). Мы познакомились с партитурой на уровне европейского стандарта, в которой есть что-то от Вагнера и Дебюсси и плюс очень оригинальный почерк Шимановского. Меня потрясли a caрpellа песня Роксаны и партия баритона Рогера (Ивонна Хосса и Миколай Заласиньський), которые показали настоящий вокальный мастер-класс. Хорошо звучал наш оркестр, и было слышно практически каждое польское слово от капеллы «Думка». Эрик Катлер (Пастух) умеет владеть голосом. Все справились! Мы слушали концертный вариант, и для постановщика будет сложно поставить оперу, т.к. она статична (это опера-оратория), нет действия, движения, но в ней сильное философские начало — размышления о вере, человеческих соблазнах, силе духа. Сюжет можно передать несколькими словами — пришел язычник, очаровал сладкими речами толпу и развалил христианскую общину... Эта тема была актуальна в начале ХХ века, но ради высокой музыки Шимановского ее стоит поставить на украинской сцене!