Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как расчленяли Украину

О печальном опыте одного сепаратистского образования 1918 года
15 декабря, 2011 - 20:54
ТАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ ГРАНИЦЫ ДОНЕЦКО-КРИВОРОЖСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЗАМЫСЛУ ЕЕ ОРГАНИЗАТОРОВ / ФОТО С САЙТА HISTORY.ORG.UA

В последнее время в определенных политических и околополитических кругах наблюдается заметное оживление интереса к истории так называемой Донецко-Криворожской Советской Республики — своеобразного квазигосударственного формирования, которое было организовано на просторах Восточной и Южной Украины в начале 1918 года и просуществовало лишь два месяца. Создана была эта республика — и это стоит особенно отметить — прежде всего в противовес Украинской Народной Республике, которая именно тогда была провозглашена в Киеве Центральной Радой. Основана она была по инициативе большевистских лидеров Донецкого и Криворожского бассейнов (прежде всего Артема — Федора Сергеева — который, собственно, и был ее идейным и политическим вдохновителем; отдельного и весьма важного вопроса: какими же были позиция и роль центрального правительства Советской России во главе с Лениным — мы коснемся позже).

Следует отметить, что на протяжении кровавых, героических и «безумных» 1918—1921 гг. на просторах Украины возникло много государствоподобных структур, в частности, разного толка республик с кавычками и без (например, атаманских — от микроскопических, которые охватывали лишь несколько сел, до республики Нестора Махно с центром в Гуляйполе, которая объединяла огромную территорию и действительно имела определенные важные признаки государства). Однако именно Донецко-Криворожская Республика в настоящий момент сознательно переносится в фокус внимания теми политическими силами, для которых важно найти в прошлом «доказательства» печально известного тезиса: «Восток, Юг и Крым — это не Украина (или не совсем Украина), и они способны существовать отдельно от нее». А политолог Владимир Корнилов, руководитель Украинского филиала Московского института СНГ, даже опубликовал книгу (сейчас активно рекламируемую) под красноречивым названием «Донецко-Криворожская Республика: расстрелянная мечта». Что же, тем более интересно разобраться, какой, собственно, была эта «мечта» и кем и зачем она расстреляна.

Сначала «сухая» фактическая информация. Донецко-Криворожская Советская Республика была провозглашена 11 февраля (по новому стилю) 1918 года в Харькове на IV областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов. Со стороны ее организаторов (кроме уже упомянутого Артема, можно назвать эти имена: В. Межлаук, В. Филов, С. Васильченко, Б. Магидов, М. Жаков, М. Рухимович, А. Каменский — именно эти люди вошли в состав новообразованного «правительства» республики — Совета Народных Комиссаров; возглавил ее Артем) основным побудительным мотивом явно было стремление не допустить восстановления власти Украинской Народной Республики и, соответственно, Центральной Рады, которая ее провозгласила, в Донецко-Криворожском регионе — территории, исключительно важной в экономическом и стратегическом аспектах с точки зрения большевиков. Очень показательным является тот факт, что сразу после провозглашения сепаратистской республики на IV областном съезде, упомянутом выше, была задекларирована фундаментальная цель, которая, собственно, и не скрывалась — присоединение ее территории к Советской России!

Географически Донецко-Криворожская Республика охватывала большинство земель исконно украинского Востока и Юга, и не только его. Это — Донецкая область, Харьковщина, Сумщина, Херсонец (включительно с Кривым Рогом), Екатеринославщина (включая Александровск — в настоящее время Запорожье), Елисаветград (ныне — Кировоград) и, кроме того, часть тогдашней Области Войска Донского с Таганрогом. Столицей республики был объявлен Харьков.

Идея образовать такую государственно-подобную структуру на Юго-Востоке, которая стала бы своего рода щитом против рождаемой (а точнее — возрождаемой) украинской государственности, строго говоря, принадлежала руководству Донецко-Криворожского обкома РСД РП(б). Оно на протяжении всего 1917 года, а особенно начиная с сентября-октября, когда стало ясно, что старые формы государственного строя на территории бывшего Российского государства (включительно с той формой, что ее представляло Временное правительство) явно заваливаются, отстаивало тезис о «принципиальном отличии» Донецко-Криворожского бассейна (ДонКривбасса) от остальных украинских земель. Уже 17—18 ноября 1917 года на заседании Советов Донецкого и Криворожского бассейнов было вынесено на обсуждение вопрос об отношении к только что провозглашенному 3-му Универсалу Центральной Рады (то есть об отношении к созданной УНР). Советы приняли резолюцию — достаточно интересный и характерный документ.

Там, в частности, содержалось требование «проведения референдума» по вопросам будущей территориальной принадлежности региона — на всей территории Донецко-Криворожского бассейна. Также отмечалось, что в период, предшествующий референдуму, необходимо «развернуть широкую агитацию за оставление всего Донецко-Криворожского бассейна с Харьковом в составе Российской Республики (! — И. С.) и отнести эту территорию к особой единой административно-самоуправляющейся области» (вспомним подзабытые уже — а напрасно подзабытые! — отчаянные призывы, звучащие осенью 2004 года, в дни Майдана, к созданию некой Юго-Восточной Автономной Республики. Насколько странно, но, однако, если задуматься, вполне закономерно перекликается!). Прибавим, что и сам Артем, главный идеолог и организационный лидер «донкривбасовцев», высказался за «поддержку самоопределения областей и народов», против «их аннексирования Центральной Радой». А 29 ноября 1917 года член большевистской фракции в Харьковском Совете Э. Лугановский заявил, что включение в состав будущей Донецко-Криворожской Республики Харькова и Донбасса, «которые находятся на территории, что не принадлежит Украине», в экономическом аспекте «является весьма убедительным, поскольку этим мы предотвращаем расчленение Донецкого бассейна».

Наконец и известный в истории форум, который провозгласил установление советской власти в Украине и официально определил себя как «1-й Всеукраинский Съезд Советов» (декабрь 1917 года), заявил о намерении добиваться «единства Донецкого бассейна в границах Советской Республики (читай — Российской Республики; действительно, именно тогда, после провозглашения УНР, встал вопрос о межгосударственных границах, и это многое объясняет в последующих действиях. — И. С.) в противовес империалистической политике руководителей казацкой (Донской. — И. С.) и украинской буржуазных республик» (так в оригинале документа).

Еще более показательными стали выступления, прозвучавшие на IV съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в феврале 1918 года, который, собственно, и провозгласил Донецко-Криворожскую Республику (хотя с юридической точки зрения не имел законного права этого делать, потому что однозначной санкции на это от высших представителей советской власти в Украине получено не было). На осторожные замечания Николая Скрипника относительно целесообразности такого амбициозного и недальновидного мероприятия, которое несет угрозу целостности Украинской Советской Республики, Артем ответил так: «Сепаратисты — не мы, а вы! Почему вы стремитесь быть с Киевом? Потому что Советская Республика не по национальному признаку, а по экономически-производственному (вот какой была та самая «мечта»! — И. С.) является для вас более крепким орешком, чем республика национальная».

Высказывались и еще более четкие и более радикальные тезисы, например: «Донецко-Криворожская Республика, равно как и Украинская Советская Республика, есть частями Всероссийской Федерации Советских Республик» (вот вам и «право наций на самоопределение», торжественно «признанное» большевиками). Или же: «Донецкий и Криворожский бассейны как область, которая уже и сейчас имеет свое определенное экономическое и хозяйственное лицо, должны иметь собственные органы экономического и политического самоуправления, единые органы власти, которые организуют в бассейне политический, экономический и культурный правопорядок Советской Республики». В обязанность Совнаркома новой республики во главе с Артемом было поставлено «претворять в жизнь декреты Совета Народных Комиссаров Российской Республики, а ЦИК Советов Украины — считать органом, параллельным областному комитету». А Российская Советская Республика была определена «федерацией экономически однородных областей, а не национальных советских республик» (здесь опять торчат уши «мечты»!).

Однако Ленин, который, не исключено, сначала негласно поддерживал эту сепаратистскую идею (хотя прямых доказательств нет), был слишком гибким и опытным политическим игроком, чтобы не понять: откровенное попустительство такой авантюристической и в то же время неприкрытой шовинистической политики нецелесообразно, поскольку причинит вред интересам большевиков в Украине, которую они стремились любой ценой поставить под свой контроль. К тому же после захвата территории УНР немецкими воинскими подразделениями стало понятно: судьба Донецко-Криворожской Республики решена, ей осталось существовать считанные недели и дни. Артем и другие представители ДКСР были вызваны на «воспитательную беседу» с Лениным. Пришлось покориться: на 2-м Всеукраинском съезде Советов в Екатеринославе (17—19 марта 1918 года) Артем, выполняя постановления Ленина о необходимости создания «единого фронта борьбы трудящихся Украины против врагов внутренних и внешних», заявил наконец, что Донецко-Криворожская Советская Республика является составной частью Украины (конечно, советской!).

* * *

Что-то не позволяет считать эту историю «делом давно минувших дней». И не только появление трудов вроде упомянутой уже книги Владимира Корнилова о «расстрелянной мечте». И не только тот факт (далеко не малозначимый!), что центральная магистраль города Донецка до сих пор носит имя Федора Андреевича Сергеева — того же Артема.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ