Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Протоиерей Владимир РОВИНСКИЙ: Чтобы искать Бога, нужно найти себя

1 декабря, 2011 - 21:24
ВЛАДИМИР РОВИНСКИЙ

Небольшой храм Почаевской иконы Божьей Матери, расположен, пожалуй, в самом людном месте Ковеля — вблизи большого железнодорожного вокзала, автобусной станции и рынка. Однако, конечно же, он имеет не транзитных, а постоянных прихожан. В прошлом году настоятель по случаю 10-летия освящения храма назвал его прихожан «обществом семейного типа». Отец Владимир рассказывает, что когда в начале девяностых старшие представители семей Ковеля решили строить на «привокзалке» храм, то приобщили к строительным работам своих детей, а через некоторое время те привели в храм уже своих детей. И в церкви стало... тесновато. Поэтому сейчас рядом возводится больший храм в честь преподобного Сергия Радонежского. А пока мамы с малыми детками находят себе место в уютном помещении воскресной школы, где могут принимать участие в богослужении благодаря трансляции из храма на большой экран.

В одно из воскресений, добираясь из Луцка, я попала на самый конец службы в этом храме. И была приятно удивлена: после Литургии люди не спешили покидать храм — все собравшиеся остались на молебен за здоровье, чтобы молитвенно поддержать нуждающихся. Знаю, что во многих приходах порядок бывает другой: после причастия Святых Даров в нем остаются лишь те, кто заказал молебен или панихиду. Видела, как множество людей ожидало священника около храма, чтобы попросить у него благословение, пообщаться о делах насущных. Говорят, что такие беседы задерживают отца Владимира порой не на один час...

Будучи полностью востребованным своими прихожанами, отец Владимир Ровинский, настоятель ковельского храма Почаевской иконы Божьей Матери, благочинный городского округа, глава информационно-издательского отделу Владимир-Волынской епархии Украинской православной церкви, считает, что священник и религиозная община сегодня не должны ограничиваться в своей деятельности церковными стенами.

— На первый взгляд, кому-то может показаться, что Церковь проникается тем, что в действительности не должно ее волновать. Священнослужителей нередко в этом упрекают. Но может ли сегодня Церковь оставаться в стороне от целого ряда общественных проблем? Вот, в частности, такая, как чрезвычайная дезориентация людей в цели собственной жизни. Уничтожена шкала ценностей, которая была присуща нашему народу в течение веков. На вершине той шкалы был Бог и ценности связанные с Ним, в основе которых была вера. Были семьи, которые действительно ценились, были крепкими, и на них возлагалась надежда. Самой меньшей, но незаменимой, была личность, которая воспринималась, как образ Божий, и от которой требовалась жертвенная и действенная любовь. Поэтому измерением жизни нашего общества испокон веков были вера, надежда и любовь. Сегодня же все эти три ступеньки практически разрушены. Вместо жертвенной любви пропагандируется эгоизм. Обесценение роли семьи и разрушение родственных уз приводит к безнадежности, вера же все чаще подменяется суевериями. А отсюда и беда нашего общества — мы не знаем, что ищем, куда идем, к чему мы стремимся и что нас ожидает впереди?

— Но, вместе с тем, по воскресеньям и большим церковным праздникам храмы переполнены людьми. Спросите кого-либо из собравшихся в храме, и скажут едва ли не все, что пришли сюда спасти свою душу, пришли в поисках Бога и вечной жизни...

— Нельзя приуменьшать всей важности возрождения за последние годы значительного количества храмов и монастырей. Очень хорошо, когда они наполняются людьми, которые ищут Бога. Храмы сегодня являются теми духовными маяками, без которых в бурном житейском море не спастись. Однако давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Храмы переполнены людьми... Но сколько процентов, какую мизерную часть общества составляют сегодня оцерковленные люди, как теперь говорят, практикующие христиане — относительно той массы, которая так и не нашла путь к храму, или пренебрегает им? Чем живут те, кто вне Церкви, какими ценностями они руководствуются?..

Давайте присмотримся внимательнее и к тем, кем «переполнены храмы». Вы говорите, что они «пришли сюда спасти свою душу, пришли в поисках Бога и вечной жизни». А вот я, приходской священник, уже свыше двадцати лет прикладываю, кажется, максимум усилий, чтобы, наконец, услышать от прихожанина вопрос о спасении души, поиска Бога и вечной жизни. А в подавляющем большинстве переполненность храмов имеет другие причины, которые люди и выливают со слезами в своих молитвах: здоровья нет, сын пьет, невестка непутевая, внуки невоспитанные, соседи — ведуны, начальник — вымогатель, власть... Да всего и не перечислить. А я и не удивляюсь, что такие проблемы приводят людей в храм — ведь шкала ценностей разрушена, перевернута. Где уж тем людям искать Бога и вечной жизни? Чтобы искать Бога, нужно сначала себя найти... И только на подсознательном, интуитивном уровне люди чувствуют, что причина проблем в собственной душе, душе нездоровой, и исцелить ее может только Тот, кто создал — Бог.

Приходится много общаться с молодежью. Помню, раньше, когда ребенка спрашивали, кем ты хочешь стать, в ответ звучало уверенное: учителем, врачом, космонавтом, шофером, военным. Теперь спрашиваешь: кем ты хочешь стать, ребенок? А ребенок... не знает! Не знает и старшеклассник, которому завтра выбирать дорогу в жизнь. А причина в том, что сегодня вопрос формулируется не «кем я хочу стать», а что вокруг меня «должно случиться», чтобы мне от этого было хорошо. Сегодня все знают, как этот мир должен послужить каждому из нас, но мало кто спрашивает себя: как я должен послужить этому миру? Этот вопрос, в первую очередь, должны задавать себе современные христиане. И если мы не находим ответ, как должны послужить этому миру, а ищем, как бы этот мир нам послужил, то мы уже, возможно, и не совсем христиане?..

— Что, на ваш взгляд, так изменило этот мир и нас в нем?

— Мне кажется, и, по-видимому, не буду оригинальным, что нас заполонили материальные ценности, именно они разрушили всю нишу шкалы ценностей. Приведу маленький пример из своего детства. Я рос в семье учителя. Мои дяди, тети тоже были из среды педагогов, как и моя бабушка. И именно бабушка учила всю семью определенным ценностям: на день рождения всегда дарила книгу. Книга была самым ценным подарком. И когда бабушки не стало, то в нашей семье книга оставалась таким же ценным подарком. А если бы я сегодня принес кому-то в подарок даже самую хорошую книгу, мне, по-видимому, кое-кто мог бы прямо сказать: ну, батюшка, могли бы и что-то более существенное подарить!

Мы строим храмы, мы в воскресенье идем в эти храмы, но мыслим шаблонами, раскладывая жизнь по полочкам: тогда-то на работу, тогда-то — на пикник, а тогда-то уж и в церковь...

— Может ли Церковь что-то изменить в отношении людей к Богу, в возвращении утраченной шкалы ценностей общества?

— Может, потому что Церковь имеет, во-первых, двухтысячелетний практический опыт. Во-вторых, возобновлен за последние двадцать лет, после богоборческого разрушения, пастырский, духовный и интеллектуальный ресурс. Но на этом пути Церковь имеет и определенные преграды. Далеко не всем нравится рост роли Церкви в формировании общественной мысли. Хотя так было и раньше — к Церкви хорошо относились до тех пор, пока она выполняла функцию, так сказать, «декорации» общественных процессов. А как только Церковь заявляла о своей активной позиции в жизни общества, всегда находились силы, которые пытались приглушить ее голос и умалить ее роль.

— Немало власть имущих декларируют свои симпатии к той или иной конфессии...

— Я хотел бы не ошибиться, когда буду утверждать, что значительная часть наших власть имущих приходят на праздники в храм не только для того, чтобы послужить в качестве подсвечников. Убеждался не раз — они чувствуют острую внутреннюю потребность в общении с Богом, да и в конце концов жизненные тревоги наполняют их сердце не меньше, чем других людей, посещающих храм. Но в симпатиях власть имущих есть свое «но». Они готовы проявлять в отношении Церкви все знаки уважения и заботы, но при этом делать это так, как делают с дорогим мобильным телефоном, — попользовался, выключил, посмотрел на завистливые глаза коллег или оппонентов и... спрятал в карман до следующего раза. Кто же захочет иметь мобилку, которую выключаешь, а она продолжает говорить, да еще и поучительным тоном? Вместе с тем, замечу, что среди власть имущих есть немало людей со здоровым взглядом на положение вещей и искренним, небезразличным сердцем. Вот именно в них Церковь должна искать соратников в своем служении проповеди Евангелия и формировании соответствующей шкалы ценностей.

Только слепой не видит, что причиной сегодняшнего кризиса в мире является не состояние экономики, политики, а тем более финансов. Мы имеем глубокий духовный кризис. Сегодня кризис в головах, в сердцах людей, а не в бумажниках и банках.

— В вашем храме, знаю из прессы, постоянно работают с молодежью, на службе всегда много молодых людей. А не обходит ли стороной храмы молодежь в настоящее время?

— Чтобы молодежь не обходила стороной храмы, они должны стоять на жизненных перекрестках молодежи. Имею в виду, что богослужение в храмах, проповеди и деятельность вне Церкви должны находить живой отклик в молодых сердцах. Поэтому возникает вопрос, с одной стороны, к молодежи, готова ли она войти в Церковь, а с другой стороны, вопрос к Церкви, готова ли она принять молодежь с ее проблемами и поисками. Сегодня, слава Богу, есть немало молодых людей, которые не желают видеть в качестве места для общения ночной клуб, бар или другое заведение с сомнительной репутацией. Но где им еще сейчас встретиться?.. Этой осенью нам удалось распространить опыт работы с молодежью на другие храмы. Был проведен большой трехдневный молодежный лагерь на базе санатория «Турия», состоялась совместная поездка в Карпаты. Такое общение молодежи необходимо. Мы стараемся им в этом помогать. Создаются условия, где молодые люди могут испытать друг друга. Ведь в походе или паломнической поездке видно, способен ли ты подать руку помощи в сложных ситуациях. В ночном клубе этого не увидишь...

— К вам и, вероятно, к другим священникам после службы подходит очень много людей. Что они хотят услышать от вас?

— У людей есть большая потребность в общении со священником. Нередко за советом подходят именно к священнику, потому что больше не с кем посоветоваться. Раньше советовались в семье. Шли к деду, отцу, старшему брату. «Отец, твоя внучка надумала выходить замуж за соседского Петра, что скажешь?» А теперь не знают, с кем посоветоваться даже в таких вопросах. Конечно, иногда есть проблемы, которые только со священником и можно решить. Сегодня нам нужно не только изучать Закон Божий, но и знать, как его реализовать в жизни. Есть ряд вопросов, когда в слове священника люди ищут голос Божий. И здесь священник не столько сам советует, сколько молится и просит о том, чтобы Господь вразумил, открыл Свою волю.

Наталия МАЛИМОН, «День», Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ