Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имитация реформ?

О том, почему Украина с каждым днем теряет в экспорте, а Президент становится заложником собственных инициатив
30 ноября, 2011 - 21:05

Москва и Киев, как заявляют представители официальных сторон переговоров, еще не договорились о новой цене на газ. За ними сегодня следит фактически все государство. Ведь от того, по какой цене Украина сможет покупать голубое топливо в следующем году, зависит очень много вопросов, в частности, — конкурентоспособность отечественной экономики. Энергоемкость украинского ВВП сегодня самая большая среди стран Европы. Такое малоэффективное использование приводит к послаблению конкурентоспособности украинской экономики, к росту цен на отечественные товары, к энергетической и, соответственно, социально-экономической зависимости Украины от других государств-импортеров.

Ученые уже давно разработали методы энергосбережения и энергоэффективности, но, похоже, власть, невзирая на то, что неоднократно обещала ученым поддержку, по-видимому, предпочитает пока еще «тормозить» процесс. Речь идет о разработке институтами Национальной академии наук Украины (НАНУ) комплексной Единой государственной системы мониторинга производства, снабжения, транспортировки, потребления и оплаты топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг (ЕГСМ). Последняя, как заметил «Дню» руководитель ее проекта (полное название — проект Единой государственной системы мониторинга энергоресурсов и услуг ЖКХ. — Авт.) Анатолий Любаревич, уже прошла все возможные и невозможные экспертизы на уровне министерств, ведомств, СНБО, Президиума Академии наук при участии КМУ и поддержана народными депутатами, фракциями, общественными организациями и др. Она уже даже утверждена распоряжением КМУ для практического внедрения, в 2007-м законопроект принят в первом чтении. На расширенном заседании комитета по экономическим реформам под председательством Президента Украины Виктора Януковича от 28 сентября 2010 года пунктом 10 протокольного решения была поддержана инициатива Института экономики и прогнозирования НАН Украины (академик В.М. Геец) относительно разработки законопроекта о внедрении в Украине ЕГСМ. После этого было множество поручений Администрации Президента Украины, Кабинета Министров Украины, были и срочные поручения «К выполнению» премьер-министра Н. Азарова (копиями документов располагает газета «День». — Авт.). А воз и ныне там! От декларации проекта ЕГСМ, отмечают ученые, государство все еще никак не может перейти к его внедрению.

Ученым НАН Украины, и особенно разработчикам ЕГСМ понятны причинные факторы блокирования системы как действенного, прозрачного, рыночного механизма в ТЭК и ЖКХ, который способен обеспечить равный доступ к рынку всех участников, включая граждан. Свести топливно-энергетические балансы на местном, территориальном, региональном и общегосударственном уровне. Ведь, имея такие балансы на общегосударственном уровне, очень легко можно дифференцировать цены и унифицировать тарифы до среднерыночных, экономически обоснованных на всей территории Украины. То есть выполнить все те стратегические программы, направления и личные поручения Президента Украины, о которых неоднократно заявлялось. Ведь, как объяснили «Дню» в НАНУ, ЕГМС обеспечивает непрерывный контроль состояния дел в топливно-энергетическом комплексе и коммунальных предприятих, централизует сбор информации. Ее проект разрабатывался на существующей технической и технологической базе с помощью разработки унифицированных форм и стандартов на общегосударственном уровне, что дает нам право заявить об эффективности проекта после его внедрения в очень короткий срок и в течение одного-полутора лет снизить как минимум на 60% энергоемкость себестоимости ВВП, увеличить поступления в бюджеты всех уровней и отчислений в разные социальные фонды; методом «кнута и пряника» существенно поднять заработные платы и пенсии; снять социальное напряжение в обществе.

Сейчас разные министерства осуществляют лишь мониторинг отдельных видов топлива, энергии и услуг. Поэтому сегодня в государстве существует определенное расхождение относительно энергетических потоков, обусловленных отсутствием единого информационного источника, который касается энергетического баланса; разными форматами балансов отдельных энергоносителей, несогласованностью работы органов исполнительной власти в формировании энергетического баланса, замечает Любаревич. Отсутствие в государстве балансов и прозрачного рынка, который бы отвечал требованиям ЕС и другим странам мира в части отделения производства, транспортировки, снабжения, потребления и оплаты, уже привели к тому, что себестоимость отечественной продукции значительно выше отпускных цен аналогичной продукции мирового рынка (остановка предприятий таких производств, как ферросплавное, алюминиевое, электродное и множество других). Ведь экспортно-ориентированные предприятия в погоне за заработком валюты демпингуют на внешних рынках и, наоборот, увеличивают цены на внутреннем рынке. И все это на фоне неплатежеспособных граждан, а также малого и среднего бизнеса. «Хозяин никогда не будет держать скот, когда цены на сено и зерно выше цен готовой продукции. Такую реальность, неэффективность и неконкурентоспособность отечественной экономики ярко подтверждает отрицательное торговое сальдо, — говорит Любаревич. — Государство с каждым днем теряет свой экспорт и, наоборот, — дает зеленый свет засилью импорта. Это путь в никуда. Безвыходное положение».

От искусственно завышенной энергоемкости ВВП теряют все: в первую очередь — крупный бизнес, а также средний и малый бизнес, не говоря уже о кармане рядового гражданина. Более того, как утверждают ученые, ситуация, которая сегодня сложилась в отдельных сверхважных отраслях экономики, — в частности, ТЭК и ЖКХ, — уже представляет угрозу не только экономическим процессам в государстве, но и его безопасности в целом. Но степень разбалансированности, которой сегодня достигло наше народное хозяйство, — это фактически сознательное или несознательное преступление против государства, убеждены в НАН Украины. «Судите сами, промышленные предприятия перегружены избыточной энергоемкостью, которая делает их неконкурентоспособными. В то же время крупные финансово-промышленные группы в погоне за сверхдоходами пытаются скупить весь остаток энергетических компаний, что может привести к ситуации, когда газ и электроэнергия будут, но не найдется покупателя. Складывается впечатление, что здесь больше геополитики. Ведь очевидно — в такой ситуации отечественные владельцы предприятий рано или поздно вынуждены будут продать все свои объекты за бесценок «соседу», который сможет вдохнуть в них жизнь путем удешевления цен на энергоносители, применив при этом свою систему управления ими», — отмечает Любаревич.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ